«С каждым новым этапом развития он от меня отдаляется. И привыкать к этому бывает сложно»

15.07.2023

Татьяна Макаренко, мама 13-летнего незрячего Николая Юнусова, хорошо понимает, что гиперопека над детьми — большая ошибка родителей. Вот только нелегко принимать с каждым днем растущую самостоятельность ребенка. И если мама пришла на «Эстафету успешности», чтобы послушать, как другие родители справлялись с ситуацией, когда самостоятельность детей и радует, и тревожит одновременно, то ее сын — получить мотивацию от уже реализованных взрослых людей с разными ограничениями здоровья. 

 

 

Татьяна, как вы думаете, что важно в развитии самостоятельности ребенка с инвалидностью?

Давать возможность сделать что-то самому: принимать решение, делать выбор и нести ответственность за принятое решение. Например, Коля с удовольствием учится готовить. Уже может делать салаты и варить пельмени. Сейчас он уехал в лагерь — получать новый этап самостоятельности, у его школы есть своя база отдыха в Подмосковье.

У меня не всегда получается дать ему возможность для такой самостоятельности, не решать за него. С каждым новым этапом своего развития он от меня отдаляется. Я это вижу: вот он был зависим от меня в этом, а сейчас он в этом уже самостоятелен. И мне нужно его принимать как нового человека, привыкать к этому самой. Это бывает сложно. Но, с другой стороны, я за него радуюсь, потому что ему эту жизнь жить самостоятельно. Я в этом расту вместе с Колей.

 

В чем вы пока не готовы к самостоятельности сына? Что вас тревожит и как этому можно помочь?  

Я пока его одного никуда не отпускала. Меня беспокоит, как он будет самостоятельно передвигаться и ориентироваться. Наверное, я смогу дать ему больше свободы в этом, когда буду точно уверена, что он знает маршрут и все сделает правильно. Иногда пытаюсь, как меня учили, идти за ним. Вот он идет куда-то впереди, а я — следом, то есть какой-то кусочек маршрута он проходит сам. Я рада, что у них в школе есть уроки по ориентировке, они очень помогают Коле.

 

 

Как вы считаете, какие есть основные ошибки родителей в воспитании детей с инвалидностью? И почему так происходит? 

Гиперопека — основная ошибка, это когда пытаются все сделать за детей. И рассуждают, вот у ребенка, слава Богу, есть братья и сестры, — они будут всю жизнь помогать, поэтому ему ничему учиться не нужно. Такие родители тоже есть, и я с ними абсолютно не согласна. Родные не обязаны ухаживать. Каждый должен быть максимально самостоятелен, насколько это возможно. 

Я думаю, родителям может не хватать знаний, опыта общения с такими же людьми. Вот как раз мы с Колей присутствовали на «Эстафете успешности». Для меня и моего сына общение именно с ее участниками, которые обрели эту самостоятельность и развиваются в тех направлениях, которые им нравятся, — очень ценно. Это важно не только детям и подросткам, но и их близким.

 

Что самое сложное в интеграции Коли в общество?

Самая большая сложность — это отношение других людей. Например, дети недавно писали всероссийские проверочные работы, и я разговаривала с учительницей из обычной школы и была обескуражена ее мнением: «Зачем эти работы писать таким детям? Программа для них должна быть упрощенной». К сожалению, окружающие часто видят перед собой только инвалида, а не человека, который имеет свои таланты и особенности. То есть люди не понимают, что ребята с ограниченными возможностями здоровья — просто дети, им также нужна та же математика. Потому что кто-то хочет, например, работать в IT-сфере, а для этого нужно учиться, поступать в профильные университеты и сдавать соответствующие экзамены. 

 

 

А как вы думаете, когда Коля станет совсем взрослым, он сможет быть независимым, успешным?

Я в этом даже практически уверена. У меня в окружении есть примеры взрослых и самостоятельных людей с такой же инвалидностью, как у Коли. Во-первых, мой бывший муж был незрячий. Во-вторых, мои кум с кумой тоже незрячие. Кума училась вместе со мной в университете. Все они сами передвигаются, работают, покупают квартиры, у них есть дети. То есть люди стали независимы абсолютно и живут своей жизнью. Мне кажется, все зависит от человека, его желания, от того, чего он хочет достичь, какие цели перед собой ставит. 

 

А кем хочет стать Коля и что он делает уже сейчас? 

Коля хочет работать в профессии, которая связана с компьютером — программистом, например. Вот поэтому мы потихоньку уже начинаем готовиться, и он дополнительно занимается математикой. Со следующего года я думаю, что добавлю ему еще урок информатики.

 

Что для вас важно в «Эстафете успешности»?

Мы, например, начали с Колей слушать онлайн-курс по цифровой грамотности для незрячих детей и подростков, который недавно появился на сайте. Для меня важно, что это будет полезно моему сыну для развития дальше. 

«Эстафета успешности» — это первое серьезное мероприятие моего сына. Он обычно участвуют во всяких фестивалях, детских творческих конкурсах. А это было первое взрослое мероприятие, на котором он знакомился с жизненным опытом уже взрослых людей: как они шли к своему призванию, как преодолевали сложности и достигали целей. Коля с удовольствием будет посещать такие мероприятия еще.