ПОИСК

Как работать человеку
с нарушением зрения?

История профессионального пути: про выбор, адаптацию, сложности и решения

Олеся Горбачева

преподаватель английского языка , 32 года, инвалидность по зрению, Москва

Я родом из Одессы. Инвалидность по зрению мне передалась от родителей. У меня только небольшое остаточное зрение: могу различать цвета, силуэты, фотографии в телефоне посмотреть, если увеличу. Тростью при передвижении не пользуюсь. 

Я училась в Одесском интернате для незрячих детей. Закончив школу, поступила в Одесский национальный университет на факультет романо-германской филологии. Второе высшее получила уже в Москве. Закончила Государственный психолого-педагогический университет. В столице встретила любимого человека, вышла замуж и окончательно перебралась из Одессы в Москву. 

С работой было тяжело. Не все хотели идти к плохо видящему педагогу. Целый год находилась в безрезультатном поиске. Но в итоге ситуация изменилась. Я продолжаю заниматься частным репетиторством, но у  меня уже по 8-10 учеников в день, и я имею статус “очень хвалят” на profi.ru.

Зачем я участвую в этом проекте?

Всегда хотела мотивировать других своим примером. Мне хочется показать, что отсутствие зрения — не помеха любить профессию, хорошо зарабатывать и получать удовольствие от того, что ты делаешь. Главное — не сдаваться, верить в успех и что-то делать для этого.

С чего начать работать?

Изначально с работой было сложно. В университете мы учились во вторую смену. Возвращаешься домой, когда уже темно. В первой половине дня все школьники на учёбе. А когда они свободны и можно с ними работать, на учёбе я. Брать меня как репетитора никто особо не хотел, так как я молодая, с одесским дипломом и плохо вижу. Была всего пара учеников.

Когда я переехала учиться в Москву, жила в платном общежитии за 8 000 руб. в месяц. Одесской пенсии по инвалидности как раз хватало на оплату общежития. Дальше живи на что заработаешь. Пробовала работать курьером, но мне было тяжело — не хватало зрения, долго я не протянула. Мама была не очень за то, что я переехала. Помню, как-то ей позвонила и говорю: «Мам, ты можешь мне деньги перевести?». А она отвечает: «Только если на билет домой». Больше я у нее денег не просила. 

Когда я закончила университет в Москве, из общежития попросили уйти и я уехала домой. Учеников у меня было полтора землекопа. Для жизни на Украине, наверное, было бы достаточно — есть пенсия, но чтобы оставаться в Москве, этих доходов не хватало. Но в Москву я все же вернулась. В мой день рождения мне позвонил приятель из Москвы. Тоже незрячий. Стали общаться, встречаться, вскоре я переехала к нему, и мы поженились. 

Своих учеников я искала на сайте profi.ru. А там более 50 000 специалистов в услуге, которую я предлагаю. Обычно по запросу клиент смотрит первые 20 предложений. Естественно, до меня уже мало кто доходил. Первый год был практически безрезультатным. Когда я вспоминаю, думаю, как я вообще не опустила руки. 

Потом я поняла, что надо искать очные занятия. И начала откликаться на заказы рядом живущих и принимать у себя. Так потихонечку стали появляться ученики. Начинала с 750 руб. за урок, лишь бы выбрали меня. А потом пошло как по маслу. Ученик за учеником. У меня своя методика. Я под каждого ученика пишу свои домашки, создаю план занятий. Я веду свой Telegram-канал для учеников. Стараюсь сделать так, чтобы английский был в удовольствие.

Что делать со страхами?

Раньше я очень переживала, вдруг ученик спросит: «Я правильно пишу это слово?»  А мне же не видно, как он пишет. Помню, моя первая ученица с сайта profi.ru знала, что я плохо вижу, и когда делала домашку, записывала мне видео и читала, что она пишет. Я всегда признавалась, что плохо вижу, и просила говорить мне по буквам. 

Был страх, вдруг ко мне придет ученик и что-нибудь украдет, а я даже не увижу. Засунет руку в карман куртки, а у меня там деньги. Мужчин вообще не брала очно, тут и по голове могут дать. Инцидентов не было, поэтому страх потихоньку уходил. После пандемии я перешла на онлайн, все работы перевела в печатный формат.  И теперь я  проверяю все сама, вплоть до каждой запятой.

Адаптация к работе

Если говорить о передвижении, то Москва идеальное место для незрячих.  Очень помогают желтые полосочки на ступеньках. В Одессе намного сложнее ориентироваться, чем в Москве. У меня был страх ступенек, потому что они могут появиться неожиданно. Сколько у наших одесских ребят переломанных и подвернутых ног. 

А еще у каждого автобуса есть своя остановка. На одной стороне одни автобусы, на другой другие. У нас в Одессе ты машешь рукой, чтобы поймать автобус. Хорошо, что у меня есть хоть какой-то остаток зрения. Я хотя бы знаю, что маршрутка едет. Полностью незрячий человек даже не поймет, что нужный автобус может проехать мимо него.

В метро самое сложное — разобраться в плане веток. Друзья меня научили ориентироваться по напольной навигации. Очень удобно, крупно написано. Например, девяточка и стрелочка — и ты уже знаешь, куда тебе идти. Более того, со стороны рисунка и будет нужный тебе экскалатор. В Одессе проблемно — ты подходишь к эскалатору, но не знаешь, куда он едет, вверх или вниз. Вход в метро озвучивается — ты сразу понимаешь, в каком направлении двигаться.

Если говорить о работе, то в основном я работаю с телефона, пользуюсь Voice over. Есть ровно то, что предлагает устройство. Из-за того, что я держу телефон очень близко у лица,  мне неудобно работать с видеосвязью. Я работаю без нее — это мое маленькое условие для учеников. Поначалу многих клиентов это пугало, но сейчас уже нет, потому что у меня хороший рейтинг. 

К сожалению, есть сложности с программой, которая озвучивает то, что происходит на экране. Так как это английский, я не всегда понимаю, что она говорит, есть там ошибка или нет. По буковкам проверять домашки долго. Также я прошу учеников прислать мне домашки напечатанными, так как фотку с их почерком мне не видно. Еще у меня есть клавиатура, на который я печатаю все домашки. 

В наше время современных технологий вообще не сложно работать. Моя работа всегда со мной, в телефоне. Я спокойно могу ехать на дачу и работать оттуда.

Ещё 10 лет назад работать было гораздо сложнее. 

Хочу особо отметить, что иностранный язык необходимо практиковать каждый день. Я смотрю новости BBC и CNN, читаю Bloomberg (ведущий поставщик финансовой информации), общаюсь с носителями языка. Если кажется, что ты выучил язык и можешь работать, это не так! Его нужно практиковать всю жизнь.

Коммуникация с коллегами

Всегда помню, что я в сфере услуг. Никогда не было, чтобы я для своего ученика не нашла окна, если он просит. И в этом нет ничего плохого, я должна подстраиваться под клиента.

Влияние семьи на желание работать

Моя мама — простая учительница в школе. Денег особо у нас не было, и она мне всегда говорила: «Ты должна поступить в университет. Иначе единственное, чем я могу тебе помочь — это устроить тебя уборщицей в нашей школе». Очень сильная мотивация.

Критика и кризисы в работе: как справляться?

Бывают неприятные ситуации, которые выбивают из колеи. Например, я провела два урока, заплатила комиссию, а ученик начинает несколько раз переносить занятия, потом понимает, что у него нет времени на этот английский, и просто пропадает. А комиссия не 25 рублей, а 6 000 рублей за одного ученика. И порой бывает так, что ученик себя даже не окупает. В итоге я трачу время, силы и деньги впустую. 

Из неприятных ситуаций могу вспомнить только одну. Ученица не предупредила, что не придет на занятие, так как заболела COVID неделю назад. Если она заболела неделю назад, она должна была вспомнить, что у нее английский, и предупредить меня. Я бы поставила на это время другого ученика. Я ей написала, что, к сожалению, вынуждена попросить оплатить урок. Ученица просто заблокировала меня и пропала.

У меня не было желания все бросить в работе, а в институте в Одессе было. Тогда я попала в самую сильную группу, где все между собой конкурировали. Никто тебе не поможет, студент студенту — волк. Преподаватели мне сразу сказали: «Вы не думайте, что если плохо видите, то вам будут какие-то снисхождения». Я и не ждала. Но когда было очень сложно, думала бросить учебу. Помню, как последней каплей стал учебник по латыни 1968 года. Он был настолько испещрен чужими пометками, какими-то каракулями, рваный. Его невозможно было отсканировать, чтобы потом читать. 

Помню, как пришла домой, все швырнула и сказала маме: «Лучше б я пошла на исторический факультет, а ты меня заставила идти на иностранные языки». Хотя сама хотела изучать языки с детства. Мама тогда нашла дочку коллеги — она приходила ко мне в раз неделю и читала учебники, которых не было в электронном варианте. Я платила ей денежку со своей стипендии. 

Ещё был момент, когда меня вызвали к доске. Я сказала, что не могу писать на доске, так как меня учили писать по Брайлю. И одна из моих однокурсниц говорит: «Как ВКонтакте сидеть — она видит, а как на доске писать — она не видит». Правда, потом эта девочка стала моей подругой. От института в Одессе у меня остались тяжелые воспоминания, и я счастлива, что этот период моей жизни закончился. В московском университете было легче. 

К критике я отношусь нормально. Но меня раздражает, когда начинают учить ученики, как я должна учить. Когда мне говорят: «Олесь, давай попробуем вот это!» — один вопрос. А когда мне говорят: «Нужно делать вот так, а не так» — другой, значит, нам не по пути. Обычно я отфильтровываю таких на пробном занятии.

У меня получилось, и у тебя получится!

В начале пути у меня была цель получить на сайте profi.ru отметку «очень хвалят»: ее получают опытные специалисты с лучшими отзывами. Когда ты доходишь до определенного уровня, тебе дают такой бейдж. Соответственно, на таких репетиторов больше обращают внимание. Достигнув цели, я не знала, к чему дальше стремиться. Единственное, наверное, повышать цену. Я начинала с  750 руб. в час, сейчас 3 000 руб. в час. 

Помню, как на первые свои сбережения вывезла маму с тетей в Египет на «all inclusive». Они работают учителями в Одессе. У них очень маленькая зарплата. Мои девочки не смогли бы себе этого позволить. Я тогда была очень горда собой. И теперь каждый год мы ездим куда-нибудь отдыхать.

Сейчас у меня цель — накопить на жилье. В мыслях есть попробовать открыть свою школу. Я разработала собственную методику. Это было бы для меня интересно в будущем.

Другие истории

«Я с неприятным чувством вспоминаю эту историю, но она стала уроком на всю жизнь»

Елена Федосеева, 36 лет, инвалидность по зрению, журналист

«Работая, ощущаю себя нужной»

Маргарита Мельникова, 36 лет, инвалидность по зрению

«Чашечку кофе и мисочку воды, пожалуйста»

Юлия Пашкова, 34 года, инвалидность по зрению, руководитель клуба владельцев собак-проводников

Рекомендации реабилитологов

Как работать человеку с нарушением зрения, какие программы и устройства помогают

Матрица digital-профессий

Какая работа доступна людям с разными ограничениями здоровья

Читайте также

Рекомендации реабилитолога

Как работать человеку с нарушением зрения, какие программы и устройства помогают

Рекомендации юристов

Права сотрудника с инвалидностью, процесс трудоустройства, алгоритм решения спорных ситуаций, дискриминация на рабочем месте

Советы психологов

Как выбрать направление работы и справиться со страхами, коммуникация в команде и профилактика выгорания

Советы HR-специалистов

Выбор и поиск работы, что важно на собеседовании, общение с коллегами, решение конфликтов

Рекомендации реабилитолога

Как работать человеку с нарушением зрения, какие программы и устройства помогают

Матрица digital-профессий

Какая работа доступна людям с разными ограничениями здоровья

Советы психологов

Как выбрать направление работы и справиться со страхами, коммуникация в команде и профилактика выгорания

Советы HR-специалистов

Выбор и поиск работы, что важно на собеседовании, общение с коллегами, решение конфликтов

Рекомендации юристов

Права сотрудника с инвалидностью, процесс трудоустройства, алгоритм решения спорных ситуаций, дискриминация на рабочем месте

Еще истории

Дана Дрожжина

куратор волонтерских проектов в Everland, певица, нутрициолог, 30 лет, инвалидность по зрению, Москва

Я думаю, что найдется человек, который, прочитав мою историю, сможет сделать важный шаг и построить свою жизнь в отрыве от родных, которые в какой-то степени сдерживают это желание и в отрыве от навязанной ситуации, что общество нас не воспринимает. Все зависит от нас, насколько мы гибкие, насколько мы готовы погружаться в то, что мы делаем. Просто хорошо делать свое дело, хотя и прикладывая, может, гораздо больше усилий.

Фото с сайта freepik.com