«Я с неприятным чувством вспоминаю эту историю, но она стала уроком на всю жизнь»

08.11.2022

Елена Федосеева, 36 лет, незрячая, Москва, руководитель благотворительного фонда «Дом слепоглухих», журналист, член Союза журналистов России, спортсменка, мама двоих детей.

 

 

Среди моих знакомых людей с инвалидностью многие никогда не работали и не хотели работать. Они полагают, что людей с инвалидностью не берут и нет рабочих задач, которые они могут выполнять. Или нет смысла напрягаться за небольшие деньги, когда есть пенсия. Эти установки кажутся мне недостаточными для того, чтобы не стремиться к трудоустройству.

Сейчас я работаю в двух направлениях. Менеджером — 5 лет вместе с командой разрабатываю и реализую проекты, которые улучшают качество жизни людей с нарушениями зрения и слуха. И журналистом — 18 лет пишу информационные и новостные тексты для разных изданий. Я точно знаю, что незрячие и слабовидящие люди могут работать корреспондентами, обозревателями, корректорами, копирайтерами и рерайтерами. 

«На первом курсе я пользовалась диктофонами и рельефно-точечным шрифтом Брайля, а уже на втором — приходила на занятия с ноутбуком»

Я училась на филологическом факультете. Выбрала его, потому что люблю читать и после окончания вуза был шанс устроиться в специализированную школу учителем русского языка и литературы. В университете я стала первым незрячим студентом: с каждым новым преподавателем мы обсуждали формат моего обучения. На первом курсе я пользовалась диктофонами и рельефно-точечным шрифтом Брайля, а уже на втором — приходила на занятия с ноутбуком. Конечно, сначала записывать слова лектора было непросто, но со временем я научилась делать это очень быстро. Такой навык пригодился, когда я начала сотрудничать с периодическими изданиями и готовить интервью. 



Первый информационный текст я написала для журнала Всероссийского общества слепых «Наша жизнь». Однажды встретилась с его сотрудником и рассказала о том, что мне было бы интересно попробовать себя в журналистике. Мне предложили подготовить статью на свободную тему и прислать на электронный адрес редакции. Я написала небольшой текст об адаптации кинопоказов для незрячих зрителей, и совсем скоро он появился на страницах журнала. Это удивило и вдохновило меня на написание новых статей, темы которых предлагала уже сама редакция.

Через некоторое время я получила предложение от знакомой девушки, ведущей колонку в журнале для беременных женщин и мам «Аистенок» поработать с ней. Издания были совсем разные и по темам, и по стилю подачи материала, так что мне приходилось учиться создавать тексты под их форматы. Материалы журнала «Наша жизнь» публиковались в основном в жанре художественной статьи, и этот жанр сам по себе был мне близок. Я воспитывалась на русской классике и любила развернуть предложение с большим количеством дополнений и определений и, непременно, с использованием метафор и красочных образов. Главному редактору журнала это даже нравилось: он хвалил меня, говоря, что мои работы отлично вписываются в концепцию журнала. 

А вот редактор колонки «Аистенка» меня не поощрял и даже частенько просил убрать из текста мои литературно-художественные нагромождения. Поначалу мне это не нравилось: я сердилась и обижалась на замечания. Но потом поняла, что они относятся не ко мне лично, а к той работе, которую я делаю, и начала стараться не вовлекаться эмоционально. Теперь я понимаю, что именно этот процесс исправления текстов после замечаний редактора и стал для меня обучением и практическим погружением в профессию.

Я не училась на факультете журналистики и даже не знаю, чему именно там обучают. Вчитываясь в свои тексты после редакторских правок, я сравнивала их со статьями в современных журналах и на популярных интернет-ресурсах, обращала внимание на то, как сегодня авторы делают подводки к текстам, раскрывают темы, какие фигуры речи используют и какие ошибки допускают с точки зрения своих читателей. 

 


Сейчас я люблю встречаться с незнакомыми мне людьми и разговаривать с ними на самые разные темы, но когда-то делать мне это было сложно. Получая задание от редакторов подготовить интервью с каким-либо человеком, я делала над собой огромное усилие прежде, чем связаться с ним и договориться о встрече. Возможно, мое смущение было связано с наличием у меня инвалидности, но так или иначе только после многократного  сознательного  преодоления его мне удалось приобрести навык свободного общения с незнакомыми людьми. Перед встречей и тем более перед звонком я специально не предупреждаю их о том, что не вижу потому,  что знаю — этот факт не должен никак повлиять на качество нашего общения и на тот материал, который появится. 

Перед публикацией статей, созданных на основе мнения конкретных людей, я обязательно согласую их с ними. Этот навык появился у меня после неприятной истории, связанной с публикацией интервью с одним из московских стилистов. Я допустила ошибку в написании сайта его школы, и замечена она была уже после того, как статья разошлась в печатных изданиях. Стилист настоятельно просил исправить ошибку, угрожал судебным разбирательством, но внести правки было уже невозможно. Я всегда с неприятным чувством вспоминаю эту историю, но она стала для меня профессиональным уроком на всю жизнь.

Сейчас я сотрудничаю с двумя изданиями, для которых готовлю четыре статьи в месяц. Это не основная моя работа. Я — подвижный человек, а для того, чтобы написать даже небольшую статью необходимо 5-7 часов стационарной работы. Если позволяют сроки сдачи материала, я работаю с ним несколько дней подряд, давая себе возможность менять виды деятельности. 

«Работать за ноутбуком можно как дома, так и в коворкинге» 

Я полагаю, что журналистика, как вид профессиональной деятельности, может быть интересна многим людям с инвалидностью. Если речь идет только о подготовке статей, то делать это можно не на территории работодателя, а в любой точке мира. Работать за ноутбуком можно как дома, так и в коворкинге, в кафе или в цветущем городском парке. Для написания статьи специалисту требуется только компьютер или современный смартфон с подключенной к нему физической клавиатурой. Я чаще всего использую именно второй инструмент. 

Информацию на экране смартфона я прочитываю при помощи программы экранного доступа, а для создания текстов использую приложения, аналогичные по функциям текстовым редакторам на компьютере. Одно из них называется «Office», и оно позволяет создавать и редактировать текстовые документы в формате «docx». 

 

 

Для того чтобы взять у человека интервью, сегодня совсем необязательно с ним встречаться. Современные технологии позволяют делать бесплатные звонки по интернет-связи с абонентом, проживающим даже на другой стороне земного шара. Первое время, разговаривая с человеком, я вела диктофонную запись, затем транскрибировала ее и только после этого работала с полученным материалом, преобразуя его в связный, структурный текст. Этот процесс занимал так много времени, что, в конце концов, я начала сразу записывать речь собеседника в текстовый редактор, минуя этап аудиозаписи. Работать таким образом оказалось гораздо удобнее и быстрее.

Журналист может выбирать место и время для своей работы, но эта свобода требует от него ответственности и самоорганизации. Иногда самостоятельно привлечь себя к труду непросто, и лично мне в этом деле помогают самодоговоры: я ставлю  перед собой небольшие задачи, после выполнения которых обещаю себе какой-нибудь бонус. К примеру, после написания тематического блока разрешаю себе выпить чашку кофе с ломтиком горького шоколада или на пять минут заглянуть в социальную сеть. А главное — я  получаю огромное удовольствие в момент, когда читаю окончательный вариант своей статьи. Для меня создаваемый мной текст — это что-то вроде изделия мастера, которое прошло несколько сложных этапов технологического процесса и, наконец, после контрольного тестирования оказалось в руках ожидающих его людей.       

«Улучшить свою продуктивность мне помогает спорт»  

Я бегаю, посещаю бассейн и езжу на велотандеме. Конечно, все это я делаю в сопровождении видящего спортсмена-лидера, и для того, чтобы в разгар интенсивной работы выйти на улицу для пробежки, мне заранее надо договориться с лидером, но при правильном планировании эту задачу можно легко решить. 

Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

11.10.2022 г.