«Никто не думал, что я могу реализоваться, а я это сделала»

18.03.2024

В семьях, где воспитываются люди с инвалидностью, часто возникает стереотипное отношение к их будущему. Близкие не верят, что ребенок сможет реализовать себя в профессии, которая нравится. Так было и в семье Татьяны Бобровской. Девушка передвигается на коляске, но смогла получить образование психолога и работает в любимой профессии. Путь ее был непростым, но она уверена, что профессионалом можно стать даже при сложной инвалидности.

 

 

Семья Татьяны планировала ее будущее, не учитывая пожелания девушки. Так ее заставляли изучать английский язык, полагая, что она будет преподавать его из дома, хотя, по словам Татьяны, у нее не было на это ни желания, ни способностей. Или же отправили учиться на бухгалтера, хотя ей это было совсем неинтересно. Близкие не поддерживали стремление девушки найти свое призвание, а она не могла им противостоять. Но все изменилось, когда у Татьяны появилась любимая работа. 

«Наверное, мое психологическое образование скорректировало как-то мой характер. Теперь я могу отстаивать свою позицию, четко понимаю, чего хочу, стала для своих близких более неудобной, что ли. А раньше я была более покладистой: что скажут, то и делала», — не без гордости говорит наша героиня.

Девочка родилась с грыжей спинного мозга. Врачи называют это заболевание «спина Бифида», что в переводе с латыни означает «расщепленный позвоночник». Это врожденный порок развития, при котором позвонки не срастаются, и в результате ребенок не может передвигаться самостоятельно.

Татьяна полностью зависела от близких. Почти семнадцать лет она провела в четырех стенах за чтением книг, просмотром фильмов по телевизору и рукоделием. Раз в неделю была прогулка на улицу с родителями. 

Интернета в то время не было. Общение с ровесниками получалось в основном в больнице, где Татьяна проходила реабилитацию один-два месяца в год.

Школа тоже не верила в будущее детей с инвалидностью. Таня училась на дому. Приходили учителя только по основным предметам: русский язык, литература, математика. По дополнительным предметам педагоги просто передавали задания через маму, так как считали, что девушке это не пригодится в жизни: все равно же будет сидеть дома, на работу ее не возьмут.

«Учительница по физике после восьмого класса, когда я перестала понимать предмет, сказала моей маме: Все равно физика ей не понадобится, ну и забейте”. Она перестала ко мне ходить», — сетует на минусы надомного обучения Таня. 

К концу школы Татьяна не знала о том, какие профессии существуют, никто и никогда ей об этом не рассказывал. Она не понимала, кем хотела бы работать. Да и в то время информация об обучении людей с инвалидностью была ограничена. Сестра Тани нашла для нее техникум с общежитием, где студенты с инвалидностью могли учиться по разным специальностям. Выбрали профессию бухгалтера, так как, по мнению мамы, эта сидячая работа подходила девушке. Так она первый раз покинула привычную домашнюю обстановку и нашла друзей. 

Стажировка после окончания техникума дала понять, что работа с цифрами и бумагами — это не ее призвание. Найти работу бухгалтером Татьяна тоже не смогла.

«В 2008-2009 годах не было доступных вакансий бухгалтера, чтобы выполнять работу дома, среда не была безбарьерной, а работодатели, как только узнавали, что я человек с инвалидностью, отказывали мне», — вспоминает те годы девушка.

 

 

Через год после техникума Татьяна решила поступить на специальность «Психология». Занятия в университете проходили в дистанционном формате, что было комфортно для студентки. Время от времени на очные семинары Татьяне приходилось добираться на метро. Позже девушка получила водительские права и на последних курсах уже приезжала в университет на собственном автомобиле.

Найти работу в новой профессии удалось не сразу. Татьяна зарабатывала на том, что не приносило удовольствия — специалистом инклюзивного образования, ассистентом в офисе французской косметической компании. Но она верила, что все еще получится.

«Я меняла места работы, потому что все это было не то и не по специальности. Но у меня была, так сказать, идея фикс и огромное желание работать именно по специальности, потому что мне это очень нравилось», — объясняет Таня.

Пандемия сыграла девушке на руку. В то время почти вся страна перешла на дистанционный формат. Неунывающая Татьяна прошла обучение по интернет-консультированию. Ректор института консультативной психологии предложил ей стать куратором этой программы и помогать новичкам. Так Таня начала развивать свою психологическую практику, работая удаленно. Сейчас она активно преподает и проводит мастер-классы. 

«Мне комфортно работать на удаленке. Это экономит время: не нужно никуда ехать, ты проснулся, подошел к компьютеру — и уже на работе. Не нужно тратить многие часы на дорогу в офис, из офиса. Можно все делать дома в комфортном для себя режиме, в комфортной для себя обстановке», — определяет плюсы удаленного формата работы Таня.

Конечно, удаленная работа имеет свои сложности, особенно если человек живет с родственниками.

«Да, бывает, что отвлекают домашние, но у меня в двери врезан замок, и когда мне нужно, чтобы была тишина, я просто запираю комнату. Близких попрошу не шуметь, и все нормально. Было долгое время, когда я приучала своих к тому, что если я нахожусь дома — это не значит, что я ничего не делаю, не значит, что ко мне нужно врываться. Я работаю. Спустя год, путем неоднократных напоминаний домочадцы стали воспринимать мою занятость адекватно», — делится Татьяна.

Татьяна не только психолог, преподаватель, но и амбассадор фонда «Spina Bifida». Она везде, где возможно, рассказывает о том, как и кому фонд может помочь. Также она ведет безвозмездную психологическую консультацию для взрослых с диагнозом «Спина Бифида».  

«Не слушать тех людей, которые говорят, что это не для тебя, у тебя не получится, куда ты лезешь. Прислушивайтесь к своим желаниям. Когда мы занимаемся любимым делом, мы по-настоящему счастливы. Тогда это становится не работой, а кайфом», — наставляет Татьяна Бобровская.

Помимо работы, в жизни Татьяны есть любовь. Еще 10 лет назад на фестивале культуры и спорта для людей с повреждением опорно-двигательного аппарата «ПараАрт» в Адлере девушка  познакомилась со своим будущим мужем, тоже человеком с инвалидностью. 

В планах семьи финансовая стабильность, переезд в собственную квартиру и новое авто.