АСИ о результатах исследования доступности сайтов для незрячих людей
Опубликованы результаты исследования о доступности сайтов для незрячих людей.
15 июня Благотворительный фонд «Искусство, наука и спорт» и инклюзивный проект Everland представили результаты мониторинга доступности сайтов и приложений для незрячих людей.
В ходе мониторинга исследователи оценили около 200 онлайн-сервисов 78 организаций различных сфер услуг.
По результатам исследования, только у 7 из 78 организаций сайты и приложения стопроцентно адаптированы для незрячих людей.
Исследование проводилось с декабря 2019 года по апрель 2020. В апреле исследователи обратили внимание на сервисы, которые могут пригодиться людям в период самоизоляции: онлайн-магазины, аптеки, сайты банков, такси, доставки и другие.
«Самоизоляция стала новым вызовом, кардинально изменив ритм жизни, в то же время предоставив новые возможности. Их многообразие мотивирует мир меняться и адаптироваться к новой реальности. Задача фонда в рамках программы «Особый взгляд» – сформировать новый социальный порядок и сделать его максимально доступным для незрячих и слабовидящих людей. Проведенное исследование онлайн-сервисов показало, что при разработке сайтов и приложений необходимо учитывать потребности пользователей с инвалидностью, в том числе по зрению», — отмечает Мария Красникова, директор Благотворительного фонда «Искусство, наука и спорт».
В исследовании незрячие веб-разработчики протестировали доставку продуктов и других товаров, в том числе аптеки («Яндекс.Еда», Delivery Club, «Перекресток», «Аптека.ру» и др.), банковскую сферу и сервисы электронных денег («Альфа-Банк», Сбербанк, «Тинькофф», «Яндекс.Деньги» и др.), онлайн-ресурсы государственных органов («Госуслуги», Роспотребнадзор, ФНС, сервис по получению цифровых пропусков в Москве и МО), сервисы такси (Uber, «Яндекс. Такси», такси «Везет» и др.), онлайн-курсы («Нетология», GeekBrains и др.), заказ авиа- и железнодорожных билетов («Аэрофлот», РЖД, Tutu.ru, Skyscanner, Aviasales и др.), сайты крупных российских аэропортов, компании-провайдеры мобильной связи и интернета («Мегафон», «Билайн», МТС, Тele2, Yota, «Ростелеком»), ресурсы по поиску работы и фриланс-платформы («Зарплата.ру», HeadHunter и др.), магазины электроники («Ситилинк», «М.Видео» и др.), доски интернет-объявлений (Avito, «Юла»).
По результатам исследования его авторы вывели топ проблем, с которыми сталкиваются незрячие люди при пользовании указанными сервисами. Среди проблем — оформление заказов и пользование электронной корзиной для покупок, выбор адреса на карте, даты в календаре и город из списка, невозможность закрыть рекламные баннеры. В частности, некоторые сайты и приложения не воспринимаются скринридером.
Наибольшую доступность показали сайты и мобильные приложения Госуслуг, крупных аэропортов, провайдеров связи и интернета. Недоступен для незрячих людей оказался сервис для получения цифровых пропусков в Москве и МО. Проблемы нашли на сайтах по продаже билетов на самолеты и поезда и при поиске заказов на платформах для фриланса.
«Основные ошибки связаны с неверной семантической разметкой сайтов и приложений, с некорректной логикой взаимодействия с пользователем. Например, человек со слепотой не может самостоятельно зарегистрироваться как самозанятый: нужно посмотреть в камеру для подтверждения. Также часто компании адаптируют только приложения, забывая про сайты», — рассказывают в проекте Everland.
Подробные результаты исследования можно посмотреть здесь.
По данным Всероссийского общества слепых, в России живут примерно 103 тыс. полностью незрячих людей.
Источник: https://www.asi.org.ru/news/2020/06/15/s-kakimi-problemami-stalkivayutsya-nezryachie-internet-polzovateli/?fbclid=IwAR2IUsDm5La-Ny-j4ROcL0fbRFuxMBuq2MzCaQ3Om4Wt4EtWAadTtk0-gHc