«Все решаемо, главное — не молчать»

06.10.2024

У 32-летнего Владислава Бойко третья группа инвалидности по зрению с детства. Он работает директором магазина «Магнит». Мужчина вырос до этой должности, начиная с продавца на кассе. Компания дает Владиславу возможность расти, развиваться, жить и работать в разных городах. Сейчас он находится в Анапе и совмещает отдых на море и управление магазином. Он уверен, что сотрудникам не нужно скрывать свою инвалидность, потому что, зная об этой ситуации, руководитель найдет правильное решение. Наш герой принял участие в «Эстафете успешности» в Тамбове, рассказал свою историю трудоустройства и поделился, как он относится к приему соискателей с инвалидностью.

 

 

Что помогло вам стать директором «Магнита»?

Первым моим местом работы стал магазин Gloria Jeans, где я был продавцом. Все знали о моей инвалидности, и я замечал, что когда хотел взять более ответственную задачу: предлагал что-то сделать, написать — мне говорили, что я плохо вижу, что мне это не нужно, — мол, работай кем работаешь.

Свой карьерный путь в «Магните» я начинал в Ростове-на-Дону. Когда я пришел в магазин, то зарекомендовал себя как хороший, исполнительный продавец: на кассе делаю все быстро, четко. Руководители увидели мой потенциал и отправили меня на дальнейшее обучение, после которого предложили должность администратора-товароведа. 

С 2019 года по предложению внутри компании я переехал в Санкт-Петербург и стал директором магазина. А в этом году мне весной на почту пришло предложение, что можно по программе «Магнита» съездить отдохнуть на море и одновременно поработать и подзаработать в магазине на черноморском побережье. Так что сейчас я все еще нахожусь в Анапе. 

 

Как вы решали и решаете проблемы, связанные со зрением при обучении, на работе, в повседневной жизни? 

Отслоение сетчатки у меня началось в пять лет. Но врачи провели операцию — первую в России операцию такого рода. Она оказалась успешной, и заболевание перестало прогрессировать. 

Когда настало время идти в школу, нам предлагали коррекционную. Но родители настояли, чтобы я учился именно в обычной школе. Потому что они с детства относились ко мне как к здоровому ребенку, не делали из инвалидности трагедии и, если одноклассники начинали меня унижать, говорили, чтобы я просто не обращал на это внимания. Но обиды и недопонимания в классе были на первых порах. Потом ко мне привыкли, да и я активно себя проявлял. Так что в дальнейшем у меня с одноклассниками сложились прекрасные отношения.

 

При обучении у меня все было обговорено с учителями. Они знали о моем зрении, поэтому когда писали контрольную на доске, записывали мне такое же задание отдельно на листочке. Я его делал наравне со всеми. В принципе, это все, потому что тогда вспомогательных гаджетов еще не было. Когда я стал учиться в Южном федеральном университете по специальности «Государственное и муниципальное управление», учителя записывали мне задания в мою тетрадь или присылали мне их по почте, чтобы я их выполнял. Я умею с людьми общаться и договариваться. Все решаемо, главное — не молчать.

При ориентировании я не испытываю серьезных проблем. Единственное, что доставляет неудобства, это ожидание общественного транспорта, потому что я не могу разглядеть номер маршрутки, пока она не остановится. И бывает такое, что, когда я подхожу, она уезжает, и приходится снова ждать.

Еще я не узнаю людей, которые проходят метрах в семи от меня. То есть я вижу, что идет какой-то человек, но понять, знакомый он или незнакомый, не могу, пока он не подойдет очень близко. Но в моем коллективе, среди моих родственников и знакомых все знают о моем заболевании, поэтому никто не обижается, когда я прохожу мимо, или здороваются первыми. 

Единственное техническое средство, которое я держу в руках целый день, — это смартфон. Я фотографирую то, что не могу разглядеть, например информацию, набранную мелким шрифтом на ценнике товара, и увеличиваю изображение. То есть смартфон работает как лупа. При работе с компьютером адаптирую текст под себя: в основном использую клавишу Ctrl и мышь, чтобы увеличивать текст в офисных программах. Но если это мне не удается, опять-таки фотографирую на смартфон и увеличиваю. 

 

Стоит  ли, по вашему мнению, соискателю указывать информацию о своей инвалидности в резюме? 

Думаю, что стоит, ничего плохого в этом нет. Ведь, прежде всего, соискатель предупреждает работодателя: «У меня есть инвалидность!» Если работодатель достаточно компетентен, он сможет предложить адекватные условия труда. 

Допустим, если я буду знать, что ко мне в магазин будет устраиваться человек на коляске, то работу в зале я ему не дам, зато отправлю на кассу. Потому что у меня есть понимание, что выставлять товар он не сможет, но сможет работать на кассе, развернуться, подать бутылку дорогого коньяка или пачку сигарет. Человека с нарушениями слуха посадить на кассу я не смогу, но можно отправить его в торговый зал, а уж разобраться в коммуникации — это сейчас решаемо: я могу перепиской в телефоне показывать ему, что нужно делать. Была у меня на работе слабовидящая девушка. Она ходила в очках, с лупой и занималась выкладкой товаров.   

Иногда соискатели не сразу приходят с инвалидностью. Есть у меня сотрудники, которые боялись оформлять ее. Но я их наставлял, объяснял им, что на работе в «Магните» они ничего не потеряют, а только получат дополнительные пособия и льготы от государства. У одной женщины была проблема с сердцем, я настоял, она оформила третью группу инвалидности и продолжила работать.  

Так что наличие инвалидности лично для меня как работодателя не проблема — я готов брать на работу таких людей, знаю заранее, что и как буду делать. Ведь к нам в магазин приходят разные покупатели, в том числе и с инвалидностью, и ты видишь их, учишься взаимодействовать с ними и начинаешь понимать, что они могут. Например, у меня неоднократно были случаи в торговом зале, когда человек подходит и предлагает жестом посмотреть в телефон, где у него набран текст. Иногда у людей с нарушениями слуха это бывает очень мелко написано. Тогда я беру карманную лупу, читаю и помогаю человеку. Отсюда и берется опыт коммуникации.

 

Есть ли у вас какая-то стратегия преодоления трудностей?

Как таковой стратегии у меня нет — ты просто выполняешь свою работу. Я сам пришел в магазин, сам заключил трудовой договор и ежедневно выполняю свои обязанности, предоставляю отчеты о своей работе. По итогам руководители видят, что при наличии ограничений я справляюсь, все работает, как у обычного человека.

 

Удается ли вам поддерживать баланс между работой и личной жизнью?

Это бывает непросто. В прошлом месяце я сделал предложение своей девушке, и она хочет видеть меня дома как можно чаще.  А я сутками могу пропадать на работе и не собираюсь увольняться. Но девушка понимает, что без этого никуда, и поддерживает меня. 

В свободное время я занимаюсь туризмом. Я люблю путешествовать по России, поэтому если у меня отпуск, мы едем или летим на природу, в другой город или регион, плаваем на байдарках. Иногда можем арендовать квадроцикл, хотя мне не всегда его разрешают. Так что в рабочие дни я много времени уделяю работе, но отпуск удается посвящать хобби.  

 

Почему вы решили участвовать в «Эстафете успешности»?

Я принял участие в этом мероприятии, потому что мне самому было интересно послушать, какие на данный момент есть программы поддержки при трудоустройстве людей с инвалидностью. И кое-что полезное я для себя почерпнул. А кроме того, я считаю, что такие проекты, как «Эстафета успешности», дают возможность понять, что даже при инвалидности человек может найти работу и успешно продвигаться по карьерной лестнице, что ограничения здоровья — не повод отказываться от идеи трудоустройства.

 

Что бы вы пожелали молодым людям с инвалидностью, которые начинают задумываться о своей карьере?

Пожелаю не бояться сделать первый шаг, объяснить свою проблему сразу. Уверен, работодатель и коллеги пойдут навстречу. Они будут понимать, какую работу вы можете выполнять, а какую — нет. И в этом нет ничего страшного. 

Но вместе с тем советую ни в коем случае не забывать о том, что человек с инвалидностью приходит работать в коллектив, где также у кого-то есть семейные сложности, проблемы со здоровьем и т.д. — то есть он не находится на каком-то особом, привилегированном положении и должен относиться ко всем на равных. Тогда его будут воспринимать адекватно.