Рекомендации
реабилитолога
Как работать человеку с нарушением зрения?
Советы для незрячих людей, которые хотят стать самостоятельными
Марта Любимова
тифлопедагог программы «Особый взгляд» БФ «Искусство, наука и спорт»
Почему самостоятельное передвижение ─ важный навык для незрячего человека?
Самостоятельное передвижение ─ это одна из базовых составляющих. Даже в профориентации этот вопрос нужно поднимать, потому что есть такие профессии и должности, когда человек должен быть именно мобилен, и про это тоже нужно думать. Сначала человек должен в любом случае знать базовые навыки ориентирования мобильности. Это и передвижение с сопровождающим. Часто это происходит стихийно, но есть особые международные правила передвижения, сопровождения и, безусловно, техники использования трости: простой или белой. Ещё управление собакой-проводником, в целом понимание пространства: как устроен город, правила использования общественного транспорта, способы перехода перекрестков. Это действительно большой блок.
Мы всегда должны понимать то, что с точки зрения того же работодателя, если он хочет принять на работу человека с нарушением зрения, то, конечно, как и любой работодатель, будет выбирать такого человека, с которым будет меньше всего хлопот, в том числе и с самостоятельным передвижением. Если человек сильно привязан, например, к службе сопровождения метрополитена ─ там нужно заказывать заранее эту услугу и сложно перенести. Если работодатель, например, сказал прийти на полчаса раньше, а у человека служба заказана на более позднее время, то с точки зрения работодателя это значит, что и в дальнейшем тоже будут сложности.
Ровно как если человек постоянно передвигается только с сопровождающим. Работодатель может расценить так, что если завтра у человека не будет сопровождающего, значит, и работник может не посетить рабочее место. Поэтому рекомендация такая: в любом случае готовиться.
Нельзя научиться успешно, эффективно и безопасно ориентироваться за короткий промежуток времени: за неделю или за две. Это достаточно большой пласт работы, в том числе если человек планирует получить собаку-проводника. Бытует иногда мнение: «Зачем нам тратить столько сил? Исполнится нам 18 лет, мы получим собаку-проводника, и все наши вопросы будут решены». Это не так. Некоторые даже удивляются, когда приезжают уже с собакой, и им сообщают, что они сначала должны пройти обучение ориентированию мобильности способом использования трости, и только потом их будут обучать передвижению с помощью собаки-проводника.
Поэтому начинаем готовиться заранее. Если вы планируете уже трудоустройство в конкретное место, можно заранее с инструктором по ориентированию мобильности или просто с человеком, который помогает в этих вопросах, посмотреть маршрут от дома до рабочего места, сориентироваться в помещении, посмотреть конкретный маршрут от входа в здание до кабинета работодателя, чтобы чувствовать себя там спокойнее и увереннее, хотя бы на этом маршруте.
Какой алгоритм есть для тех, кто хочет научиться самостоятельно ориентироваться на улице?
Первое, это нужно подобрать трость. Трость подбирается по росту, и часто трость — это основа безопасности. В рабочем положении трость должна просматривать вперед пространство на два шага, потому что времени в два шага достаточно для того, чтобы среагировать, например, если впереди образовалось какое-то препятствие. Первое — это освоение техники использования трости.
Потом для совсем новичков первоначальное обучение начинается именно с маршрутов. Маршрут нужно выбрать оптимальный. Часто задают вопрос: «Да кто будет помогать составлять этот маршрут?». Потому что часто тот маршрут, которым пользуются зрячие люди, не всегда является оптимальным для незрячего человека. Поэтому нужно посмотреть разные варианты, выбрать оптимальный маршрут и понимать, что для человека незрячего маршрут из точки А в точку Б и из точки Б в точку А — это два разных маршрута.
Они отдельно изучаются и могут быть зеркальными. В одном случае мы по каким-то ориентирам дошли из точки А в точку Б и точно так же вернулись. А могут быть совершенно два разных маршрута туда и обратно.
Когда с маршрутом определились, его делят на блоки и выбирают ориентир, которым будет заканчиваться каждый блок маршрута, который незрячий человек не может пропустить с помощью трости. Это может быть, например, угол бордюра, какая-то скамейка, проезд, изменения уровня пола, ступени. То, что человек может определить непосредственно тростью и среагировать.
Конец каждого блока ─ ключевая точка. До этой ключевой точки мы должны продумать непрерывную нитку различных направляющих. Например, это бордюр, изменения фактур, то есть человек, когда идет по маршруту, всегда наконечником трости должен за что-то цепляться. На маршруте как можно меньше должно быть открытого пространства. Чем его меньше, тем лучше освоение маршрута для новичка. Когда человек уже освоился, он уже где-то может срезать угол и какие-то варианты подыскать, как-то оптимизировать. Ещё раз: изучение маршрута начинается отдельно по блокам. Мы изучаем сначала первый блок, просматриваем, изучаем каждый момент именно от одного ориентира до другого.
Когда освоили первый блок, переходим ко второму блоку, потом их соединяем. Как обычно изучают длинные стихи по четверостишью, точно так же изучаем маршрут.
Те, у кого память хорошая, уже хорошие базовые навыки, могут за один раз запомнить маршрут просто из точки А в точку Б или, если маршрут длинный, несколько раз пройти и выучить. Новичкам, которые только начинают, нужно изучать маршрут по отдельным блокам. Более того, часто на маршруте бывают сложные моменты, когда можно легко отклониться, например, при пересечении проезда или перекрестка. Можно перейти по прямой, можно отклониться влево или вправо. При изучении маршрута такие участки должны быть проработаны особенно тщательно. Прямо взять вместе с сопровождающим целенаправленно отклониться, посмотреть, куда вы отойдете, что там будет под тростью, как вернуться потом обратно на маршрут. Таким образом, изучили маршрут из точки А в точку Б, освоились на нем, потом изучаем маршрут обратно.
Что нужно знать для безопасного перехода через перекрёсток?
Большой блок в базовых навыках самостоятельного передвижения ─ умение пересекать перекрестки. Наше пространство устроено достаточно закономерно, схематично и предсказуемо. Адресная система, как устроен город ─ все схемы придуманы специально для того, чтобы облегчить жизнь всем людям и ориентирование, не только незрячим. Но незрячим людям особенно важно про это знать. Есть несколько видов перекрёстков, но не каждый перекресток уникален. У меня была одна ученица, которая спрашивала: «Откуда зрячие люди знают, откуда будет ехать машина?». Она думала, что каждый перекресток уникален и нужно, чтобы кто-то обязательно подсказал. Но на самом деле существуют достаточно строгие правила передвижения автомобилей на перекрестке, и формы у нас в основном-то две: трехлучевой и четырехлучевой перекрёсток.
Схема движения транспорта на перекрестке. Это первое, с чем нужно разобраться. Понимать, как машины могут проехать, куда они могут повернуть, куда они не могут повернуть и понимать с точки зрения самого пешехода. Например, я сейчас собираюсь переходить дорогу ─ где у меня сейчас находятся дороги относительно меня, например, передо мной и справа от меня. Передо мной, например, четырехлучевой перекресток. Обязательный момент после того, как вы пересечёте перекресток, обратите внимание на то, где остались дороги после пересечения. Когда я собирался переходить ─ были передо мной и справа, когда я пересеку, они будут у меня за спиной и справа. Когда тихая дорога или ты ещё новичок, можно отклониться куда-то в пространстве и пересечь не туда, куда нужно.
Понимать: первую половину дороги, например, машины могут приехать только слева от меня, вторую половину дороги они могут приехать справа, но не просто справа, а справа из-за спины по прямой приехать, спереди повернуть. Когда вы понимаете, откуда могут приехать машины, перекресток для вас становится более понятным и более безопасным, потому что машины не хаотично двигаются в пространстве.
Тактильная карта перекрестка. После того, как примерно разобрались с этой схемой движения, можно тренироваться на тактильных картах. Нужно сделать тактильную карту перекрестка: взять обычные игрушечные машинки, с кем-то посмотреть в целом схему движения, как машина движется. В дальнейшем можно выйти уже на настоящий перекресток и сравнить эти звуки транспорта на живом перекрестке с тактильной картой с машинками для того, чтобы лучше научиться локализовать машины и понимать эту схему движения.
Перекрестки, которые регулируются разными способами. У нас есть перекрестки, которые регулируются только знаками приоритета: главная дорога, второстепенная дорога. Потом перейти к перекрёсткам, которые регулируется уже светофорами. На самом деле здесь в приоритете у нас не звуковой сигнал. Некоторые думают, что именно звуковой сигнал светофора помогает переходить незрячим людям. На самом деле он очень сильно облегчает переход. Он подсказывает нам, что здесь есть перекресток, он может помочь нам найти, где находится пешеходный переход, потому что часто бывает, что на маршруте сложно найти его. Но и дополнительно подсказывает нашу фазу пешеходную. Можно научиться и важно научиться на слух слушать, учиться отслеживать фазы светофора и понимать, что происходит сейчас. Например, у меня едет параллельная дорога ─ допустим, у нас двухфазный перекресток ─ следующей будет ехать перпендикулярная. Мы понимаем, что поехала эта дорога, поехала следующая. Если 3-4 фазы, то нам важно их слышать и понимать, после какой фазы будет уже ваша пешеходная, чтобы быть готовым. Нет ничего невозможного. Нужно заниматься и понимать, что требуется много времени на обучение.
Идеальным вариантом считается такой вариант, когда незрячий человек может подойти к перекрестку, на слух проанализировать его, понять примерно форму, способ регулировки, есть ли светофор или нет. Опять-таки нам не только звуковой сигнал помогает, а в целом мы слышим эту цикличность и можем выбрать самостоятельно безопасное время для пересечения. Только я не рекомендую переходить дорогу, ориентируясь только на звуки пешеходов, на шаги, потому что пешеходы могут переходить не в самое безопасное время. Они могут перебегать, на красный свет переходить. Но только человек рассчитывает на что-то, а незрячий человек может не сориентироваться уже в этой конкретной ситуации. Если человек, который видит, допустим, остановился, потом пропустил машину и пошел дальше, а незрячий человек может в этой ситуации растеряться.
Поэтому если дорога больше четырёх полос, то есть шесть полос и более, не стоит переходить самостоятельно дорогу, но стоит использовать помощь сопровождающего, потому что там в целом уже некомфортно. Обычно это большие шумные перекрестки, и большая вероятность отклониться в пространстве, перейти дорогу не по прямой. В том числе если едет машина с проблесковыми маячками и сиреной, то она тоже не соблюдает правила движения, может ехать на зеленый. В такие моменты не всегда безопасно переходить дорогу.
Не все перекрестки безопасны для самостоятельного перехода, поэтому нужно научиться использовать помощь случайных сопровождающих, обращаться к ним. Но над этим, безусловно, нужно работать.
Как научиться ориентироваться в здании, где вы будете работать?
Если вы приходите устраиваться на работу, вы можете заранее посмотреть помещение сами или использовать надежного сопровождающего. Можно обратиться к волонтеру, например, чтобы вас в первый раз сопровождал человек, мы можем использовать родственников, которые нам в этом помогут.
Но мы должны понимать, что мы, когда приходим, создаем какой-то образ о себе сразу, и руководитель тоже делает какие-то выводы.
Когда вы уже устроились на работу и понимаете, что вы будете здесь работать, в этом здании, в этом помещении, нужно с кем-то изучить пространство в целом, понять, как оно устроено. Важно понимать, что здания у нас устроены достаточно закономерно, часто предсказуемо. Если мы изучили, например, первый этаж, то второй этаж, скорее всего, будет примерно похож на первый этаж. Санузлы будут друг над другом, скорее всего, потому что есть стояк. Лестничные марши, лифты будут в одном и том же месте. Значит, если вы оказались на втором этаже, уже что-то будет у нас предсказуемо.
Маршруты на рабочем месте. Следующий этап — это изучить, может быть, конкретные маршруты, которые вам могут понадобиться на вашем рабочем месте. Например, от своего от входа до рабочего кабинета, от своего рабочего кабинета до кабинета руководителя или других коллег, которые вам будут нужны, до санузла и так далее. Продумать какие-то моменты.
Как гаджеты могут помочь лучше ориентироваться в незнакомом месте?
Если у вас нет возможности потратить длительное время на изучение маршрута до работы и по помещению, в котором вы будете работать с инструктором по ориентированию мобильности или с кем-то из знакомых, из родственников, который может в этом помочь, вы можете записать аудиокарты. Это могут быть готовые инструкции, например, если уже по самому помещению вы понимаете, что вам нужно добраться, например, от входа до вашего рабочего кабинета. Если пространство сложное, вы можете даже записать на диктофон сами себе эти инструкции или наговорить голосовые сообщения в WhatsApp какому-то своему знакомому, или сделать отдельный чат и WhatsApp использовать только для этой цели. Вы проговариваете, например, маршрут от входа до кабинета и себе дальше говорите: «Там найти с правой стороны стену, идти вдоль стены, дойти до лестничного марша, подняться на второй этаж, перейти на левую сторону, дойти до третьей двери» и так далее.
Таких аудиоинструкций на разные маршруты вы можете подготовить сколько угодно, прописать, проговорить ту информацию, которая вам здесь необходима, и когда у вас возникнет необходимость в использовании этого маршрута, просто прослушать эту аудиоинструкцию. В том числе такие аудиоинструкции можно готовить себе и для передвижения по улице. Вам инструктор, может быть, или кто-то другой один раз показали маршрут, например, из точки А в точку Б, а вы его просто себе можете отдельными инструкциями записать. Одна инструкция ─ одно аудиосообщение, например, это тот материал, который вы можете запомнить за один раз. Вы включаете свою инструкцию, прослушиваете ее, она будет ориентиром до конца отдельного блока. Выключаете, проходите этот кусочек маршрута, включаете себе следующую инструкцию. Таким образом тоже можно добраться.
Навигатор или аудиокарты — это как дополнительный инструмент, который поможет сориентироваться. Опять-таки если мы берем саму работу, какой-то человек ходит в одно и то же место постоянно, то есть нужно выучить один маршрут. У другого человека работа может быть такая, что человеку необходимо передвигаться постоянно в разные точки: массажист, например. Сегодня пригласили в одно место, завтра в другое. Такому человеку, безусловно, нужна хорошая базовая подготовка именно по ориентированию мобильности и ему, конечно, могут помочь «Яндекс.Карты», Google.Карты, «2ГИС» или специальные навигаторы для незрячих, например, Lazarillo ─ это уже как дополнение на базу. Обучение и белую трость все равно ничто не заменит, ни один навигатор.
Я бы советовала человеку, который почувствовал необходимость в использовании навигаторов, попробовать разные варианты: пройти один и тот же маршрут, допустим, с сопровождающим, с использованием «Яндекс.Карт», Google.Карт, Lazarillo, например, и посмотреть, что ближе именно вам. Потому что сколько людей, столько и мнений. Даже тем, кто постоянно пользуется, кому-то больше нравится одно, кому-то другое. Всё зависит от того, какие задачи нужны вам в данный момент. Lazarillo, например, лучше озвучивает именно объекты, которые находятся вокруг, чтобы сориентироваться, какие есть по местонахождению объекты. Людям чаще удобнее, например, в «Яндекс.Картах» из точки А в точку Б поставить конкретный маршрут и уже идти непосредственно по этому маршруту.
Ровно как и существуют различные приложения по использованию общественного транспорта, например, «Яндекс.Транспорт». Есть региональные приложения, например, в Курске по транспорту, именно в этом регионе. Просто нужно посмотреть, есть ли отдельные предложения для вашего региона, попробовать какие-то общие, посмотреть, как действительно это работает, и выбрать для себя оптимальный вариант.
Часто люди спрашивают, особенно те, кто потерял зрение, всегда хотят что-нибудь электронное, высокотехнологичное и надеются, что это будет отлично работать. На самом деле да, действительно, есть у нас на рынке ультразвуковые трости и различные маячки, которые подвешиваются, например, на груди или как фонарик используются. Но все эти ультразвуковые приспособления пока могут быть использованы только в дополнение к белой трости и все равно к базовым навыкам. Базовые навыки и трость они не заменяют. Сейчас еще в разработке есть новое поколение ультразвуковых тростей с камерой, которые озвучивают объекты, могут распознать лица и так далее. Мы надеемся, что за этими технологиями будущее, что скоро они действительно проникнут в нашу жизнь, будут по доступной цене и будут отвечать всем тем необходимым требованиям незрячих в плане самостоятельного передвижения.
Что делать, если вы заблудились?
Если вы записали аудиоинструкцию и даже посмотрели маршрут, но заблудились — всякое может случиться в жизни, — можно решить эту проблему.
Можно использовать зрячих друзей, родственников. Вы можете всегда отправить в WhatsApp свое местоположение человеку, он может посмотреть карту, где вы находитесь примерно, вас сориентировать. Вы можете включить видеосвязь, чтобы вам знакомый человек помог сориентироваться в пространстве, например, найти вход или номер маршрута, даже автобус таким образом можно определить.
Если у вас нет такой возможности сейчас позвонить кому-то знакомому, то есть приложение Be My Eyes, его можно установить на телефон. Преимущество этого приложения в том, что там работают живые волонтеры и приложение бесплатно. Можно туда позвонить. Сначала нужно зарегистрироваться, потом можно позвонить. Человек выйдет с вами по видеосвязи, и вы можете его попросить помочь вам сориентироваться в пространстве, например, если возникла какая-то ситуация, в том числе можете решить какие-то другие задачи, где нужна визуальная подсказка, например, а у вас сейчас нет возможности у кого-то спросить.
Дана Дрожжина
куратор волонтерских проектов в Everland, с нарушением зрения
Насколько незрячие люди могут быть самостоятельными?
Очень часто в обществе можно встретить миф о том, что люди незрячие достаточно несамостоятельные, не способны ориентироваться в новом пространстве. И очень классно, когда мы – современные молодые незрячие люди ─ можем этот миф разрушать. Если говорить про мой личный опыт, то при поездке на встречи или при участии в интервью той или иной компании я всегда стараюсь добираться самостоятельно до того или иного места или той или иной компании, того или иного офиса. В этом мне помогают программы, которые я использую на своем смартфоне. Это различные навигаторы, но, наверное, больше всего мне помогает, конечно же, белая трость, которой я пользуюсь достаточно давно, и навыки коммуникации. Я никогда не стесняюсь обратиться за помощью к окружающим меня людям, прохожим, потому что, если, например, я впервые нахожусь в районе того или иного здания, то если выход определенного метро я могу легко найти, то уже от выхода сориентироваться без помощи постороннего человека, наверное, мне будет сложнее. Но это абсолютно возможно, и никаких здесь препятствий в самостоятельности для незрячих людей я не вижу.
Как научиться самостоятельно передвигаться по улице?
На старте самостоятельного перемещения очень важно видеть какую-то поддержку от людей, значимых для тебя, потому что, конечно, это большой стресс. Когда я начинала ходить с белой тростью, для меня это было сложно, потому что меня мало кто поддерживал. Но больше всего, наверное, меня поддерживали мои однокурсники – люди без инвалидности, которые старались максимально включиться в процесс. Здесь мне удалось максимально экологично этот навык развивать. Наверное, первый пункт, который можно использовать из моей практики – да, я ориентируюсь на мой опыт – это изначально выбирать достаточно короткие маршруты. Пусть это будет одна станция метро и следующая станция, которая будет находиться на этой же ветке метро, но, тем не менее, вы пройдете этот путь самостоятельно.
Дальше, если, например, у вас есть постоянные маршруты, вы можете выбирать те, которые используете часто, и по ним ориентироваться, их запоминать хорошо для того, чтобы из раза в раз их изучать и ими пользоваться. Ну и, конечно же, это коммуникация. Не бояться идти за помощью к людям, которые вас окружают, и главное ─ не обжигаться о нежелание помочь или о какую-то помощь, которая не очень вам сейчас подходит, не очень корректная. Потому что если человек, который вас встретил или увидел, ошибся, он часто делает это не специально. Если один человек вам отказал в помощи, то следующий обязательно поможет и это будет для вас полезно.
Как адаптироваться в офисном пространстве?
Как может человек адаптироваться в офисе, например, будь то короткая встреча или эта работа постоянная в том или ином пространстве? Здесь очень важно дать корректные вводные вашему окружению. Потому что те люди, которые находятся рядом с вами, они, может быть, впервые в жизни встречают незрячего человека. Они просто не представляют, каким образом нужно вас поддержать и вам помочь. Здесь, конечно, очень важно на себя взять большую часть ответственности. Например, у меня были такие ситуации, когда я работала в офисе и первые несколько дней своей рабочей практики приезжала чуть пораньше или уходила чуть позже, чтобы внутри офиса поперемещаться, походить и понять, где что находится, чтобы на следующий, день быть более независимой и автономной. Это достаточно классный инструмент, на мой взгляд.
А если же вам в рамках короткой встречи важно, чтобы показали, каким образом выглядит переговорная, в которой вы общаетесь, или сориентировали, где находится стул, вы можете точно также сказать человеку, который вас сопровождает, будь то HR-менеджер или же представитель охраны. Надо сказать: «Положите мою руку на спинку стула, например, чтобы я мог или могла присесть за стол». Точно также, если вам предлагают какие-то напитки. Многие из моих знакомых коллег часто отказываются, потому что как-то неудобно, непонятно, в каком виде подадут эти напитки, условно в пластиковых стаканчиках или в чашках каких-то красивых. Везде разные офисные пространства. Здесь тоже можно спокойно задать вопрос: «Как выглядит то, что сейчас мне принесли?» Это абсолютно нормальная позиция, потому что у вас этой опции нет. Для того чтобы оценить визуально то, что перед вами находится, вы можете спросить окружающих об этом.
Почему важно следить за своим внешним видом?
Я думаю, что очень важно людям с инвалидностью в принципе и людям с инвалидностью по зрению тоже, конечно же, ориентироваться на свой внешний вид и уделять ему достаточно внимания. Нужно постоянно скринить то, как ты себя ощущаешь в пространстве, что ты транслируешь в общество. Здесь и про подобранную верно одежду, и про какие-то моменты, связанные с гигиеной, и с тем, например, как у нас выглядят глаза, можем ли мы сфокусироваться. Часто так происходит, что люди с инвалидностью по зрению, попадая в пространство зрячих людей, часто вызывают много вопросов просто потому, что, например, их глаза выглядят не очень привычно для людей зрячих. Здесь, наверное, на помощь придут аккуратные комфортные очки, как бы многие ни хотели от них избавиться, их не носить и не использовать. В какие-то моменты это, правда, может быть актуально.
Доступные для незрячих профессии и собеседование
Ксения Дмитриева
руководитель программы «Особый взгляд» БФ «Искусство, наука и спорт»
Какие профессии доступны для незрячих людей?
Мы говорим о том, что человек, который владеет компьютером, действительно расширяет свои возможности, в том числе возможность в трудоустройстве или обеспечения себя той или иной занятостью. Во-первых, человек, который освоил компьютер и телефон, может печатать тексты ─ значит, это все профессии, в которых нужен этот навык.
Здесь же возможность работать, например, в продажах, в маркетинге именно по части коммуникации с потребителем, когда работа идет с текстом или по телефону. Возможна какая-то усеченная занятость в SMM, потому что, несмотря на отсутствие зрения и невозможность, например, работать с картинками, незрячий человек может являться высоким экспертом в какой-то области и писать хорошие тексты в этом направлении.
У нас есть преподаватели по компьютерной грамотности, то есть это достаточно узкая специфика, но, тем не менее, периодически у нас увеличивается набор преподавателей, и можно рассмотреть себя в роли такого специалиста, то есть обучать других незрячих людей преподавать компьютерную грамотность.
У нас был опыт работы с юристами с инвалидностью по зрению. У нас есть спецпроекты, которые ведут незрячие люди, и они их разработали с нуля ─ от проектирования до стратегии разработки бюджета. Это все может делать человек с инвалидностью по зрению и, конечно, авторы текстов. У нас существует портал «Особый взгляд», информационный портал, который является главным в этой теме и много пишет об инклюзии, о доступной среде, о возможностях людей с инвалидностью по зрению. И у нас треть наших авторов ─ это люди слепые и слабовидящие.
Также мы можем рассмотреть такие профессии, как расшифровщик, так как это часто используется в различных компаниях, когда нужно расшифровать интервью, какой-то большой текст и незрячий человек на слух с помощью дисплея Брайля может прекрасно эту работу выполнить. Также есть, на мой взгляд, две распространенные профессии: переводчик — здесь, конечно, необходимы знания языка — и тестировщик сервисов, IT-продуктов.
Очень часто сейчас большие компании, для которых ESG является важной темой, которые работают по стратегии устойчивого развития, берут к себе на работу людей с инвалидностью, чтобы те улучшали сервисы внутри. Здесь идет как речь об онлайн-продуктах: это приложение, сайт, это могут быть какие-то еще встроенные моменты, а также о самом сервисе компании. Можно говорить, что его можно улучшить, и именно человек с инвалидностью знает, как это нужно сделать.
Мы понимаем, что для людей с инвалидностью по зрению есть широкий спектр профессий, но здесь мы должны смотреть также на базовое образование человека.
Как лучше презентовать себя на собеседовании?
Когда вы приходите на собеседование, я бы советовала подготовиться к вопросам о вашей профессиональной деятельности и подготовить ответы на вопросы: «Почему вы действительно справитесь?», «Почему ваша слепота или слабовидение не станет барьером в вашей работе?». Нужно быть толерантным к работодателю и понимать, что для него не очевидно, что существует программа экранного доступа, скринридеры, что незрячие люди в принципе умеют пользоваться компьютером. Вы таким образом становитесь адвокатом самого себя и продвигаете идею инклюзии. Так вы образовываете будущего работодателя и объясняете ему, что отсутствие зрения для вас не является барьером и что вы будете выполнять вашу работу наравне со всеми остальными сотрудниками компании. Для вас просто необходимы какие-то устройства, программы, но также можно объяснить, что они у вас уже есть.
Можно сказать, что у вас есть собственный ноутбук, на котором установлены программы экранного доступа, что вы умеете пользоваться Word, Excel с помощью этих программ и так далее. Также можно определить барьеры. Например, если в компании существует система «Битрикс», которая до сих пор не до конца адаптирована для людей с инвалидностью по зрению. Об этом тоже нужно сказать заранее, то есть объяснить работодателю, что если какие-то системы, софт, программы не работают, то, наверное, вам будет затруднительно с ним работать, но можно искать какие-то другие пути решения. Например, вести переписку и ставить задачи просто в почте.
Компьютерная грамотность для незрячих людей: освоение программ экранного доступа и подготовка к видеозвонку
Дана Дрожжина
куратор волонтерских проектов в Everland, с нарушением зрения
Почему незрячим важно уметь пользоваться программами экранного доступа?
Я уверена, что использование программы экранного доступа в современном мире необходимо. Я не могу, например, себе представить свою жизнь без компьютера и смартфона. Если бы в моем арсенале не было таких практик, скорее всего, я бы сейчас не работала, не развивалась, не получала дополнительное образование, потому что весь цифровой мир был бы тогда от меня отрезан.
Сколько времени займет изучение программ экранного доступа?
Я бы разделила изучение, использование программы экранного доступа на такие уровни: базовые и более углубленные, относящиеся к той или иной сфере. Базовый я имею в виду то, как в принципе работает программа экранного доступа, например, на смартфоне. Какие базовые есть жесты, которые помогают нам перемещаться по экрану и активировать те или иные приложения. Какие вообще есть приложения.
Если мы говорим про компьютер, то тоже очень важно понять, что собой представляет и работа «серфинг в интернете», и работа с внутренним функционалом самого устройства. То есть какие-то общие принципы, мне кажется, можно спокойно изучить условно за 3-4 недели. Если нужно погрузиться во что-то более глубокое, наверное, я бы закладывала по 2-3 недели на тот или иной софт. Например, если мы говорим про офисные приложения, то работа с Microsoft Word ─ 2-4 недели в зависимости от изначального уровня пользователя, также работа с Google-документами, например, настолько же для того, чтобы все это достаточно хорошо уложилось и можно было использовать.
Как лучше осваивать программы: самостоятельно или с наставником?
Я тоже проходила этот путь, когда мне нужно было срочно изучать навыки использования смартфона без визуальной доступности. И так же использование компьютера. Да, в какой-то момент для меня было важно, критично, чтобы претендовать на ту или иную должность. Здесь очень важно найти тот инструмент для себя, который вам поможет быстро справиться с массивом знаний. Для кого-то это тот или иной файл, который можно почитать, самому сесть разобраться. Я знаю таких людей, которые с нуля самостоятельно изучили тот или иной навык, например, использование скринридера на компьютере. Я же отношусь, например, к числу тех людей, для кого важно, чтобы провели за руку. Поэтому для меня классно, когда рядом есть какой-то ментор: преподаватель, наставник, кому как удобно можно называть. Здесь это является для меня большой поддержкой. Процесс тогда продвигается гораздо быстрее. И самое главное, это, наверное, мотивация. Потому что просто начать ходить, передвигаться самостоятельно с белой тростью, просто начать использовать скринридеры на компьютере или смартфоне, потому что так надо, скорее всего, не получится. Нужно понимать, для чего вам этот навык нужен именно сейчас. Когда у вас эта траектория движения будет известна ─ все получится.
Как незрячему человеку подготовиться к видеозвонку?
Мне кажется, что карантин, в который мы все попали, очень сильно подсветил то, что часто незрячие люди вообще не особенно ориентируются на то, как визуально вокруг них выглядит пространство. Потому что когда была достаточно популярна эра видеозвонков, видеовстреч – она сейчас, безусловно, осталась в арсенале у нас, но все равно был период, когда таких видеовстреч было много, – часто незрячие люди выходили на те или иные звонки с выключенным светом или, например, с включенным светом, но на заднем фоне лежало море всякого разного домашнего, приятного и уютного, того, что, наверное, не совсем классно демонстрировать в офисном пространстве. Поэтому здесь мне кажется, что нам – людям с инвалидностью по зрению ─ очень важно вокруг себя пытаться максимально пространство проверить, чтобы, когда мы понимаем, что нас будут смотреть и на нас будут смотреть, сделать какой-то тестовый звонок с другом или с подругой, который может, посмотрев в камеру, сказать, что у тебя там на заднем фоне лежит выглаженное белье, которое лучше бы, наверное, убрать или что-то такое, что в общем не вписывается в образ человека занятого.
Если говорить про работу с определенными программами, то нужно оставить какой-то люфт во времени для того, чтобы научиться в них сориентироваться. Если я понимаю, что у меня будет видеовстреча в том софте, который я еще ни разу не пробовала или пользовалась им достаточно давно и этот софт обновился, конечно, мне желательно зайти туда заранее и понять, каким образом я включу камеру и микрофон, будет ли слышно скринридер другим людям и, соответственно, уже ориентироваться от этого, буду ли я активно что-то записывать или, например, выключу проговаривание скринридера. То есть это то, что важно учитывать при работе с подобными ситуациями.
Возможности, которые дает программа «Особый взгляд»
Ксения Дмитриева
руководитель программы «Особый взгляд» БФ «Искусство, наука и спорт»
Какие возможности даёт программа «Особый взгляд»?
Наша программа «Особый взгляд» с 2019 года оказывает такие социальные услуги, как практические занятия для людей с инвалидностью по зрению. Мы работаем как uber-благотворительность, то есть буквально к нам люди подают заявки и наши тренера, если речь идет об офлайн-занятиях, приезжают на место проживания людей с инвалидностью по зрению. Поэтому у нас достаточно широкий охват. Наши преподаватели ездят по всей России. Если говорить об офлайн-занятиях, то мы нацелены на то, чтобы сделать наших благополучателей более самостоятельными, конкурентоспособными и, как следствие, мы надеемся, что более счастливыми и реализованными.
У нас есть такие занятия, как ориентировка с белой тростью. Наши педагоги помогают построить маршрут на месте проживания нашего благополучателя, и он действительно становится более самостоятельным. Потому что мы сталкиваемся с тем, что даже после посещения реабилитационного центра или после обучения в школе для слепых, человек часто не умеет передвигаться самостоятельно, не знает техник трости, что является действительно большой проблемой, поэтому мы создали такие занятия.
Также мы проводим занятия для родителей незрячих детей и их детей, потому что мы понимаем, что лучший тифлопедагог для слепого ребенка — это его родитель. Человек, который каждый день живет со своим чадом, хочет ему действительно лучшей жизни. Но существует ряд психологических барьеров у родителя, который не позволяет ему, например, отпустить ребенка одного куда-либо, нет понимания, как обучать ходить с белой тростью ─ поэтому у нас существуют подобного рода занятия.
Также у нас есть занятия по компьютерной грамотности, они проходят онлайн. Каждый раз наш благополучатель заполняет самостоятельно анкету, и по этой анкете мы создаем индивидуальный план занятий. У человека могут быть самые разные потребности: он может вообще не владеть компьютером, он может владеть достаточно хорошо, но не знать каких-то специфических программ, которые нужны лично ему. Мы помогаем этого достичь.
У нас работает около 20 преподавателей, которые в индивидуальном порядке занимаются с нашими учениками, и мы видим достаточно хорошие результаты. У нас есть люди, которые монетизировали свои навыки, потому что изучили какие-то программы, научились делать вебинары. У нас человек есть, который после изучения Zoom сделал свои платные вебинары и таким образом начал зарабатывать. У нас есть индивидуальный подход, и мы ждем новых учеников на наши программы, будем рады рассмотреть ваши заявки. Их можно отправить через портал «Особый взгляд», раздел «Практические занятия».
Как работать человеку
с нарушением зрения?
История профессионального пути: про выбор, адаптацию, сложности и решения
Матрица digital-профессий
Какая работа доступна людям с разными ограничениями здоровья