Рекомендации
реабилитолога
Адаптация к работе при нарушении слуха
С чего начать работать?
Максим Исаев
директор компании Deafon, с нарушением слуха
Кому и как помогает Deafon?
Чем мы занимаемся в Deafon? Мы в первую очередь занимаемся слухопротезированием неслышащих людей.
Потеря слуха — это комплексная проблема. Есть люди с легкой степенью потери слуха, со средней и тяжелой. Люди с первой и второй степенью потери слуха — могут обходиться без слуховых аппаратов. Чаще всего люди стесняются признаться и себе и окружающим в том, что они плохо слышат. Они будут стараться до последнего об этом не рассказывать, не показывать. Такие люди практически не слухопротезируются. Это в Европе нормально, в России еще нет.
Люди со средней потерей слуха (уже заметная вещь) уже начинают задумываться о слуховых аппаратах. В России существует много сурдоцентров, где можно приобрести слуховые аппараты и решить свою проблему со слухом. Люди обычно ходят туда. Еще есть люди с сильной степенью потери слуха, которые в основном общаются на жестовом языке. Вот мы работаем в основном с такой категорией людей.
У нас можно общаться на жестовом языке, он для нас нативный. Мы всегда разъясняем нашим клиентам, что не так, что можем делать, все нюансы, подробности и люди раскрываются. Они начинают кучу, даже не требований выдвигать, свои желания озвучивать: «Хочу, чтобы звучание было таким». Кому-то нравится, чтобы басов было побольше, кому-то хочется, чтобы именно речь звучала четче. Люди все разные, все слышим по-разному. Эти нюансы надо учитывать. Здесь самые неслышащие люди получают возможность слышать. Вот это самая, наверное, тяжелая категория людей, и вот мы с такой категорией людей и работаем.
Мы консультируем людей как в онлайне, так и в офлайне. В офлайне у нас в основном люди приходят за услугой подбора слуховых аппаратов. Они подбирают разные модели слуховых аппаратов, чтобы найти ту самую свою модель. Ту самую модель, чье звучание по-настоящему зайдет. Есть очень много технических нюансов, в которых обычный человек не разбирается. И чтобы уточнить для себя какие-то детали, они к нам обращаются или пишут, или по видеосвязи. Мы общаемся с ними на жестовом языке. Рассказываем, что и как. Вопросы бывают разные, начиная с оформления индивидуальной программы реабилитации, заканчивая нюансами звучания разных моделей аппаратов.
Есть ли преимущества у неслышащего специалиста по слухопротезированию?
Чаще всего у неслышащих людей, которые общаются на жестовом языке, существует пиетет перед слышащими людьми, особенно перед врачами. Считается, что если человек слышит, значит он умнее, он больше знает. Неслышащие люди себя не очень комфортно с ним чувствуют. Они не раскрываются перед ним, не до конца обозначают проблему и из-за этого не получают тот спектр услуг, который могли бы иметь. То есть если они пошли в обычный сурдоцентр, им настроили аппарат, а он по звучанию им не зашел, они могут об этом промолчать. Даже если они скажут:
─ Мне там что-то не нравится.
─ Ничего, нормально, привыкнешь, ─ скажут в ответ.
И все, они закрываются, замолкают и потом уходят, страдают, жалуются на жизнь, жалуются на других людей.
Я думаю, что неслышащий специалист может быть даже лучше слышащего хотя бы потому, что он может говорить с клиентом на его языке, на жестовом языке.
Чтобы слышащий человек по-настоящему понял глухого, ему надо оказаться в его шкуре и пожить так хотя бы день. Надеть беруши и просто походить по городу, пойти в ресторан, себе что-то заказать, включить телевизор, попытать что-то понять. Вот только тогда включится какое-то понимание, в каких условиях живет неслышащий человек. На самом деле делать это сложно.
На самом деле, всё зависит от конкретного специалиста, люди разные. Есть слышащие люди, которые очень стараются понять глухого человека и очень внимательно, трепетно к нему относятся, качественно делают свою работу. Но, не секрет, есть такие люди, для которых главное побольше клиентов через себя пропустить, что-то заработать и закрыть вопрос.
В чем особенность тарифа для сим-карт от Deafon?
У нас есть сим-карты специальные для глухих. Главная их фишка — это наличие автоответчика. Автоответчик — это такая штука, в которой вместо гудков звучит предзаписанный голос, который говорит звонившему, что абонент не слышит и просит написать СМС. На самом деле для глухого человека это решает кучу вопросов. Всегда неслышащему звонят из банков, курьеры, приехавшие таксисты. Даже когда человек совершает крупную покупку, в банке блокирует платежную операцию и звонит в службу безопасности, чтобы что-то подтвердить.
Неслышащий человек не знает кто звонит, для него просто высвечивается номер, и звонящие начинают сразу что-то много говорить. Иногда это понять очень сложно даже слабослышащим людям. В этот момент рвется коммуникация между слышащим звонящим и неслышащим абонентом. Мы хотя бы таким образом даем понять звонящему, как можно продолжить коммуникацию. Мы не отказываемся от нее, мы не закрываемся, мы открыты миру. Но, пожалуйста, напишите. Обычно пишут. Иногда не пишут, например, в некоторых государственных учреждениях говорят: «У нас есть только стационарный телефон, у нас нет возможности написать». Это все зависит от людей. Есть специалисты, которые не боятся взять свой личный телефон и написать неслышащему человеку, чтобы помочь ему решить какой-то вопрос, и автоответчик им в этом на самом деле очень помогает. Именно такая простая фишка позволила нам сделать 10 000 клиентов по всей России.
Особенности адаптации к слуховым аппаратам и коммуникации между слышащими и людьми с глухотой
Максим Исаев
директор компании Deafon, с нарушением слуха
С какими проблемами в образовании сталкиваются люди с глухотой?
Я реалист, хочу дать реальную картину. Нам самим требуются специалисты, нам нужны сотрудники. Но у меня создалось такое впечатление, что образовательные учреждения работают и существуют как-то в отрыве от реальности. Они не поставляют специалистов по запросу рынка. У них просто есть какие-то образовательные программы, они их отрабатывают, выпускают людей. Что с этими людьми будет дальше происходить ─ уже не их зона интереса. Они переключаются на вновь поступивших, начинают с ними повторно проходить то же самое, что проходили уже много лет до этого. Глобально ничего не меняется ─ это беда. Беда с образовательными учреждениями. Я не знаю, что с ними надо делать, как с ними надо работать. Возможно, есть квалификации, компетенции, которые требуют очень конкретных навыков. Например, связанные с каким-то рукоделием: направление кирпичная кладка, направление сварщик. Научился делать определенные действия и просто их повторяешь. Всю жизнь ты будешь работать на этой должности без проблем.
Например, такие профессии как менеджер по продажам, администратор чего-либо, где нужно знать 1С, CRM, Битрикс. Этому не учат абсолютно. Я не считаю, что это невозможно. Я считаю, что просто это отрыв образовательных утверждений от реальности, от рынка сказывается на людях. Кажется, что просто там выполняли некий план. Но я не считаю, что все потеряно. Мне кажется, ситуация немножко начинает меняться. Проводятся различные мероприятия такие как «Абилимпикс», DeafSkills, где эти проблемы начинают вскрываться, всплывать. Я как потенциальный работодатель на эти мероприятия езжу, смотрю, кого бы я оттуда мог бы взять себе в первую очередь. Кого-то нахожу, кого-то нет. Я начинаю работать с людьми, вижу там преподавателей колледжей, преподавателей образовательных учреждений, руководителей. Я с ними разговариваю. В принципе, они все проблемы осознают. С осознания этих проблем что-то начнет меняться. Может, это займет несколько лет, но с этим надо работать отдельно.
Есть ли курсы, которые доступны для людей с ограничениями по слуху?
Если у человека слышащего есть ощущение, что он не знает какую-то область, что у него не хватает компетенции и навыков, он может пойти в Интернет, открыть YouTube, открыть любую онлайн школу ─ например, SkillCup, Coursera ─ что угодно, есть масса курсов. Может быть, один процент из всех этих курсов на видео будет иметь субтитры, все остальное ─ просто голос, просто говорящая голова. Это не про глухих. Получается, глухие просто изначально лишены возможности для собственного развития. Для них надо не только делать образовательный контент на жестовом языке. Хотя бы самое простое ─ делать субтитры.
Чем хорош YouTube? У него есть автоматическое субтитрирование. Худо-бедно, но более-менее понятно. На других сервисах, особенно закрытых курсах, как GetCourse, автоматического субтитрирования нет.
Можно понять создателей подобных курсов ─ они не рассматривают неслышащих как свою целевую аудиторию. Для них это какой-то небольшой процент, который глобально погоду не меняет: «Ну да, жалко, извините, но мы пошли».
Думаю, что в первую очередь сами глухие должны что-то сделать для других глухих. Я об этом сам задумываюсь. Чтобы дать возможность людям получить какую-то квалификацию, специальность, хотя бы в рамках того, чем я здесь сам занимаюсь, что я сам умею, я готов своими знаниями делиться. И я ими буду делиться. Хочу я этого или нет, насколько бы я занят бы ни был, я к этому иду. Только так можно сделать не только отдельно глухого человека хорошим специалистом, можно изменить все общество. Делаешь первый шаг, потом подключатся другие, потом пойдет-поедет.
Что делать, если знаний и навыков нет, а работать хочется?
Задача компании, как и любого другого человека выжить в этом мире. Куда-то встроиться, как-то построить все процессы так, чтобы они просто работали. Если что-то будет мешать этим процессам, то, что мешает, будет устранено вне зависимости от наличия у человека инвалидности, каких-то особенностей или чего-либо. Поэтому людям, думающим, чему бы научиться, в первую очередь нужно найти для себя какой-то реальный интерес. Начать с дизайна, начать с программирования.
Учебники есть, книги есть, специалисты те же самые неслышащие, к которым можно прийти пообщаться, проконсультироваться, в тот же Everland, например. Возможностей много, надо их искать, надо уметь их находить, надо просто не закрываться, не замыкаться в себе. Можно делать себя бедным, несчастным и плакаться, но это не поможет. Все останется без изменений, так и будешь плакаться, пока ты плачешь. Первое, принял себя, подумал, что тебе на самом деле интересно, посмотрел в интернете, что вообще для этого есть. Второе, начинаешь что-то пробовать, делать.
Как человеку с приобретенной инвалидностью по слуху быстрее адаптироваться?
Если человек потерял слух в зрелом возрасте ─ то есть до этого он был слышащим и вдруг в результате какого-то события, аварии, контузии, чего угодно, что может произойти, человек теряет слух, не обязательно полностью, даже частично, ─ обычно для таких людей это становится большой проблемой. Становится даже не проблемой — это трагедия. Люди привыкли жить так, как они жили, и теперь надо переучиваться воспринимать мир по-новому.
Первое, что надо сделать — это принять свою новую сущность, принять себя с потерей слуха. Это очень сложно делать. Кажется, что есть какие-то решения, которые вернут тебя в предыдущее состояние, надо искать, надо работать над собой. Но человек с потерей слуха уже не будет слышащим ни с какими аппаратами, ни с какими имплантатами. Он уже человек с потерей слуха, у него не будет этой стопроцентной слышимости, разборчивости, этого стопроцентного комфорта нахождения в обществе, особенно в большой компании, когда говорят очень много людей. Надо принять, надо отпустить вот этот момент, вот это ожидание свое, что будет не будет. Когда этот факт примешь, все изменится. Тебе станет легче, ты уже себя принял таким, и дальше надо начинать заново учиться принимать мир, надо начинать заново учиться жить.
Человек ─ уникальное существо, он приспосабливается, по сути, к любым практическим ситуациям. Вот почему я говорю о важности принятия, потому что именно непринятие новых условий жизни является причиной страданий: все не так, все не то. Пока принятие не произойдет, эти страдания будут идти через всю жизнь. Не буду спорить, это сложный процесс, не каждому дается через это пройти. Обычно те, кто через это проходит и принимает себя, они как-то находят себя в жизни, находят новое для себя занятие, где-то пристраиваются, встраиваются и начинают развиваться заново.
Второй момент, нет какого-то одного универсального рецепта, готовой инструкции, как жить в такой ситуации. Кто-то живет так, кто-то живет иначе. Все зависит от самого человека, от его отношения к жизни, стремления к жизни, стремления к тому, чтобы жить лучше.
Адаптация к работе
Максим Исаев
директор компании Deafon, с нарушением слуха
Как человеку с глухотой наладить коммуникацию?
Мне кажется, что самым важным тут является фактор принятия и глухих миром слышащих, и мира слышащих отдельным глухим человеком. Раньше непринятия было больше. Сейчас непринятие уменьшилось не потому, что больше стало разговоров о толерантности. Информации стало больше, она стала доступной: появился интернет и кто-то там рассказывает о глухих, об их мире, о том, как они устроены. Кому-то становится интересно: «А что вы там на пальчиках показываете? А научите меня чему-то». Понятно, что первым делом обычно какие-то матерные слова спрашивают: «А как на вашем языке это показать?». Потом рождается внутри желание уже нормальные диалоги построить.
Люди интересуются, спрашивают, потому что это интересно. Интересно говорить на том языке, который другие не понимают: «Как это у нас есть какой-то секретный язык?» Вот можно же общество заинтересовать. Самое главное ─ сохранить в себе вот это позитивное мышление, позитивный настрой, возлюбить саму жизнь. Неважно, кто ты, какой у тебя цвет кожи, какие особенности физиологии у тебя. Можно быть успешным, даже не имея ничего. Вот пример Ника Вуйчича: ничего у него нет в плане органов, а весь мир его знает. Он себя нашел в том, чтобы мотивировать других людей. И так можно чем угодно заниматься.
Нужен ли человеку с глухотой русский язык?
Знание русского языка важно для любого человека, живущего в России. Это наш государственный язык, на котором все написано и сказано. Без знания русского языка очень сложно реализовать себя в жизни, получить новую профессию и взаимодействовать вообще с кем-либо. Да, я понимаю, что человек не слышит, что ему комфортнее использовать жестовый язык, но ему абсолютно ничто не мешает освоить русский язык. Человек, который это не признает, не принимает, он сам себя добровольно лишает всех тех возможностей, которые могли бы быть.
Требовать от слышащих людей знать жестовый язык не то чтобы сложно, это даже бессмысленно, потому что им это не нужно. А неслышащему человеку знать русский язык разве не нужно? Я считаю, что наоборот, нужно обязательно. При взаимодействии с работодателем, при взаимодействии с любым вообще человеком, в магазине, в аптеке ─ где угодно. Даже чтобы читать субтитры и понимать происходящее на экране, понимать диалог героев фильма, надо знать русский язык.
Что поможет неслышащему в изучении языка?
Есть интересный пример человека, который преподает русский язык на жестовом языке, ее зовут Людмила Жадан. Она каждый месяц в библиотеке на «Преображенке» проводит встречи любителей русского языка. Туда приходят обычно глухие люди, и она на жестовом языке рассказывает очень интересные факты о русском языке, о правилах, о нюансах его использования. Люди реально там просветляются, просвещаются, они выходят оттуда другими. Они сами много теряли, когда считали, что русский язык им не нужен, что достаточно общаться на жестах. Теперь они получают больше возможностей. Но чтобы лучше понимать русский язык, надо его использовать, надо что-то писать, надо читать, вместе с этим приходят к нам навыки, понимание. Чем больше мы практикуем язык, тем легче его использовать.
Например, я не был грамотным, в школе я был единственным в классе, кто в сочинениях получал оценку 5/2. За содержание пять, то есть я красиво описывал все, и два за грамотность. Постоянно запятые не там стояли, не было чувства языка. Это чувство у меня появилось позже. Несмотря на то, что я много книг читал. Благодаря книгам я умел хорошо что-то рассказывать.
Грамотность появилась, когда я начал работать в газете «Мир глухих». Я начал писать статьи и вести спортивную колонку. Мне главный редактор говорил: «Блин, Максим, когда уже твои ошибки перестанут быть?» Я начал анализировать, почему я ошибаюсь, где именно я ошибаюсь. Я увидел, что пишу очень длинные замороченные предложения с кучей запятых. Окей, начал эти предложения сокращать, ставить больше точек ─ вероятность ошибок стала уменьшаться. И чем больше я стал писать, тем больше приходило понимание языка. Без изучения правил просто появилось чувство языка, потому просто стал больше писать.
Чтобы что-то научиться делать, надо просто это делать. Дальше оно само оптимизируется, само понимание придет. Даже бывает такое, что некоторые вещи ты не сможешь объяснить, они просто будут работать. Поэтому русский язык можно учить с помощью жестового языка. Чтобы начать учить, надо понять, зачем он тебе, какие возможности дает, и начать в этой области развиваться. Это не сложно: открыть книжку, несложно написать в соцсети. С этого все начинается, и с этого расширяется мир.
Слуховые аппараты: разновидности, подбор, стоимость
Максим Исаев
директор компании Deafon, с нарушением слуха
Какие типы слуховых аппаратов бывают?
Существует большое количество моделей слуховых аппаратов, существует большое количество марок слуховых аппаратов. Надо понимать, что у каждой компании производителя своя инженерная база, у каждой компании своя концепция. Например, в одних компаниях делают акцент на том, чтобы неслышащий человек лучше понимал речь. В других компаниях делают акцент на том, чтобы пронести больше звуков в его остаточный слух.
Аппараты фирмы Oticon. Хорошо реализована разборчивость речи, они специально по этому пути идут, потому что считают, что самое главное в жизни человека — это коммуникация с другими людьми, что человек должен хорошо понимать другого человека. А все остальные звуки второстепенны. И они приносятся в жертву для того, чтобы в этот небольшой диапазон вместить именно речевые звуки. Из-за этого они звучат немножко железно, у них холодные резкие звуки, но реально очень хорошая разборчивость.
Аппараты компании Phonak. Они звучат мягче, в них люди рассказывают, что с этими аппаратами комфортно, но в плане разборчивости они немного уступают аппаратам Oticon, потому что у них такая концепция, принести все звуки мира, чтобы человек слышал вообще все, что происходит: чириканье птичек, шум проехавшего троллейбуса и так далее.
Аппараты Oticon Opn. Выглядят совершенно по-разному: один совсем миниатюрный, второй чуть-чуть побольше. Их разница в том, что у одного ресивер вынесен в отдельный корпус и соединен с корпусом тонким проводом. У классического заушного ресивер находится в корпусе, из-за этого корпус больше. Хотя по функционалу они абсолютно одинаковые, но звучание чуть-чуть отличается из-за того, что аппарату, ресивер которого находится в корпусе, нужно создать звуковое давление, чтобы донести звук до барабанной перепонки. У этого миниатюрного аппарата с выносным ресивером, ресивер находится почти у барабанной перепонки, в результате чего нужно достаточно минимальное звуковое давления, чтобы создать тот же звук, как в том аппарате, который размером побольше.
Есть аппараты эконом-класса, есть аппараты бизнес-класса, есть премиум-класса. У каждого из них разный функционал. В аппаратах премиум-класса есть возможность соединяться со смартфоном через Bluetooth, в аппаратах эконом-класса этого нет. Казалось бы, мелочь, но она существенно влияет на качество жизни. Это все надо учитывать и, чтобы это понять, лучше всего записаться на подбор аппаратов и на месте, пробуя разные аппараты, понять: у какой модели что есть и насколько эти функции закрывают твои реальные жизненные потребности.
Какие слуховые аппараты сейчас доступны на российском рынке?
По аппаратам в целом ситуация сейчас не очень хорошая, выбор стал меньше. Лично мы стараемся закупать только самые последние модели самых лучших аппаратов, потому что есть риск, что, возможно, наступит момент, когда их просто не станет и мы будем работать только с отечественными аппаратами. На самом деле, этого никто не знает — в наше сейчас нынешнее непростое время — что нас ждет завтра. Мы будем работать с фактами.
Что касается отечественных производителей, вот недавно мы протестировали аппараты модели «Руна». Очень хорошие аппараты. Очень хорошо звучат, у них большой диапазон настроек, то есть их можно настроить практически всем. Из-за этого их настраивать немного легче человеку практически с любыми предпочтениями, и больше басов туда дать или больше делать резкости, чтобы речь была более четкая.
Аппараты сами по себе визуально красивые. Если раньше отечественные аппараты визуально были не очень привлекательными, то сейчас они выглядят так же, как импортные. Единственное, что сейчас нет совсем миниатюрных моделей отечественных аппаратов. Я думаю, что это вопрос времени: у нас в России эти процессы начались, импортозамещение пошло, и через несколько лет у нас будут такие аналоги, которые не будут уступать лучшим импортным моделям. Главное не останавливаться в этом процессе.
Сейчас отечественные разработки приближаются к качеству звучания импортных аппаратов. По функционалу мы узнали, что в конце этого года появится Bluetooth-модуль. То есть это уже будет аппарат премиум-класса, который будет стоить дешевле импортных аналогов в 2-3 раза. Я думаю, что жителям регионов очень важно иметь возможность слышать мир, сопрягать слуховые аппараты со смартфонами и не платить очень большие деньги за это.
Внешне не заметны.
Не подходят при сильной потере слуха
Динамик — прямо в ухе, а миниатюрный корпус — а ухом. Аппараты почти незаметны, а слух, как своими ушами
Сверхмощные слуховые аппараты при сильной потере слуха, если врачи поставили диагноз — глухота
Сколько стоят разные слуховые аппараты?
Есть ценовой диапазон: премиум-класс — это аппараты до 250 тысяч, бизнес-класс — это аппараты стоимостью до 150 тысяч, есть базовый класс — это аппараты стоимостью до 70 тысяч, есть эконом-класс. Для кого-то эконом до 30 тысяч, для кого-то 50 тысяч. Но надо понимать, что в эконом-классе минимальный набор функций: чаще всего это усиление звука с фильтрацией и подгонкой по аудиограмме клиента, каких-либо дополнительных функций нет, и надежд на аппараты эконом-класса возлагать не стоит. Часто у людей бывают завышенные ожидания. Кажется, что 30 тысяч — это дорого и, думая так, покупаешь аппарат за 30 тысяч, надеваешь его, а он звучит не так как тебе хочется, потому что у него нет никаких дополнительных функций. И часто люди расстраиваются. Не должно быть таких завышенных ожиданий, лучше вообще без ожиданий. Надо понимать, что реально хорошие вещи во все времена стоили дорого.
Сверхмощные аппараты стоят так же, как и просто мощные и слабой мощности. Я уже как-то сказал, что мощность на самом деле на цену не влияет – влияет набор функций. Мощность аппаратов в большей степени зависит от размера ресивера. Ресивер — это динамик, грубо говоря. Динамик больше – динамик меньше. С точки зрения производства, это одни и те же расходы, а вот наличие дополнительных функций — это уже дополнительные модули, такие как bluetooth, какие-то фильтры, которые помогают фильтровать определенные звуки.
Главная особенность сверхмощных аппаратов — это увеличенный размер, и большая батарейка повышенной емкости, потому что из большого динамика увеличивается расход электричества. Поэтому чтобы компенсировать это, нужны большие батарейки, но они и работают дольше. Если в миниатюрных аппаратах батарейки работают от 3 до 5 дней, то в больших аппаратах в среднем две недели. А стоят они так же, как и аппараты меньшей мощности, потому что цена зависит от класса аппарата.
Можно ли получить компенсацию за покупку слухового аппарата?
Покупая слуховые аппараты, можно иметь в виду, что на них можно получить компенсацию. У нас в государстве есть программа поддержки инвалидов, когда государство компенсирует неслышащим людям их расходы на слуховые аппараты. Чтобы получить такую возможность, нужно оформить инвалидность. Чтобы оформить инвалидность, нужно пройти кучу врачей. Это лор, хирург, окулист, терапевт, невролог и прочее. Каких именно врачей нужно пройти — определяет бюро медико-социальной экспертизы. По результатам обследования составляется индивидуальная программа реабилитации, которая прописывает, что нужно человеку для того, чтобы он мог реабилитироваться и социализироваться в обществе. Туда входят не только слуховой аппарат, там сигнализаторы – световые, вибрационные, услуги переводчика жестового языка и так далее.
Размер компенсации в разных регионах разный. В одних регионах можно полностью компенсировать покупку слухового аппарата, в других регионах нет. Надо понимать, что из-за того, что есть разные классы слуховых аппаратов, чаще всего полностью компенсируют аппараты эконом-класса. Премиум-класс компенсируют частично. Кто-то к этому относится как к хорошему кэшбэку от государства, кто-то возмущается, считает, что государство должно компенсировать покупку самого дорогого аппарата. Это сложный момент, на который нет такого прямого, очевидного ответа. На самом деле, надо быть благодарным за то, что мы что-то можем получить, любую поддержку, любую компенсацию, любую сумму.
Как подобрать слуховой аппарат?
Самое простое — это воспользоваться услугой подбора аппаратов, подобрать то самое, купить и получить компенсацию. На это потребуется меньше усилий, чем на получение не того аппарата и доказывание, что он не тот. Да, можно доказать, но я не знаю, для кого это вообще разумно: тратить кучу времени, чтобы решить какой-то один вопрос, когда можно эффективно инвестировать свое время, собственное развитие, чем-то хорошим, полезным заняться, помочь другим людям, помочь себе в первую очередь. Люди разные бывают: кто-то готов заморочиться, кто-то понимает, что лучше чем-то другим заморочиться, чтобы не тратить свое время не эффективно.
Чтобы понять, какой аппарат на самом деле для тебя подойдет, лучше всего прийти на услугу подбора аппаратов, такая услуга есть практически во всех сурдоцентрах. Не скажу, что она везде хорошо реализована, все зависит от наличия складских запасов, подхода к клиентам. Иногда у большинства сурдоцентров не клиенты, у них пациенты, они их пытаются как-то вылечить.
Например, сенсорную тугоухость не лечат. Вылечить можно только кондуктивную тугоухость, которая возникает, когда в ухе воспаление, отит или перфорация барабанной перепонки или, как у дайверов, после давления барабанная перепонка лопается. Да, все это лечится. Это влияет на слух, но это лечится ещё и восстанавливается.
Нейросенсорная тугоухость — это просто отсутствие волосковых клеток в улитке. Это как отсутствующая конечность, никакими таблетками эту конечность заново не вырастишь. С ушами то же самое. Чтобы это понять, надо, во-первых, пройти обследование, во-вторых, подобрать разные аппараты, то есть попробовать на себе разные марки, чтобы понять, чье звучание конкретно тебе подходит, чье вообще реально нравится. Потому что даже если взять аппарат, чей алгоритм тебе не подойдет, то как его ни настраивай, не будет он подходить. Можно делать звучание получше, более комфортным, а можно просто взять аппарат другой марки, с базовыми настройками, и он будет звучать лучше. Это важно.
Подбор аппаратов ─ это длительный процесс, который занимает у нас два часа, чтобы дать человеку понять, что ему заходит. Если делать быстро, по пять минут на каждый аппарат, то человек просто не успеет его прочувствовать, почувствовать все нюансы звучания.
Мы отпускаем людей на улицу. У нас на первом этаже есть магазин «Пятерочка». Клиенты там слушают звуки: как работает кассовый аппарат, что говорит кассир. Потом они возвращаются, мы даем другой аппарат, они снова спускаются немножко погулять. Снова возвращаются, и мы с ними общаемся. Во-первых, мы смотрим на аудиограмму, именно по диаграмме определяем, какой мощности аппарат нужен, во-вторых, смотрим на звуковые предпочтения человека: какие звуки ему хочется слышать, какие звуки не хочется слышать.
Сколько времени занимает адаптация к слуховым аппаратам?
Процесс адаптации к слуховым аппаратам у всех проходит по-разному. Надо учитывать опыт ношения слуховых аппаратов. У тех, кто аппараты ранее не носил, процесс адаптации может идти несколько месяцев, потому что слышать через слуховые аппараты и слышать своими ушами ─ это две разные вещи. Причина этому – технические ограничения: динамик в аппарате очень маленький и не весь звуковой диапазон способен произвести.
Самые премиальные аппараты производят диапазон до 10 тысяч герц, хорошие наушники – до 20 тысяч герц. У них динамики больше, у них больше возможностей, звуков, а у аппарата динамики совсем миниатюрные. У аппарата эконом-класса диапазон еще меньше – до 6 тысяч герц, и понятно, что именно из-за этого люди могут не слышать нюансы звучания каких-то музыкальных инструментов просто потому, что этой частоты динамик не воспроизводит.
Главная задача слуховых аппаратов — это помочь человеку общаться с другими людьми. У людей, которые давно носят аппараты, процесс адаптации может не занимать времени. То есть они надели новый аппарат, и им все нравится, им хорошо, и они пошли. Опять же, многое зависит от класса аппарата. У премиальных аппаратов есть функция автоматической адаптации, когда мы ставим период, например, три месяца, и аппарат начинает потихонечку менять режим своей работы, делает так, чтобы человек привыкал к новому звучанию незаметно для себя. И эта адаптация происходит очень комфортная. Поначалу нагрузка на уши минимальная. Чем больше времени проходит, тем аппарат начинает работать резче, звуки становятся четче, и человеку даже начинает казаться, что он лучше начинает понимать мир и слышать его. Но этот процесс очень индивидуальный, зависит от наличия многих факторов у конкретного человека. Эти факторы отличаются от человека к человеку очень сильно.
Нужно покупать два аппарата или можно обойтись одним?
Один или два слуховых аппарата? Это такая тема, которая волновала глухих во все времена. Конечно, можно носить один аппарат, и многие его носят. В свое время даже монокли у плоховидящих людей были модным явлением. Но я считаю, это неправильно, потому что природа нас наградила парными органами: у нас два глаза, два уха — надо этим органами пользоваться в полной мере. Если носить только один аппарат на одном ухе, второе ухо становится не задействованным, и мы лишаем себя стереоэффекта: мы слышим звуки, но не знаем, откуда этот звук пришел. Чтобы ориентироваться в пространстве, всегда нужно, чтобы было два источника — левое и правое ухо.
Человек, который носит один аппарат, оставляет пустым второе ухо. Из-за этого оно атрофируется, теряет тонус, потому что тот орган, которым мы не пользуемся, не тренируется. Мозг начинает воспринимать этот орган, как лишний или ненужный. Получается, то ухо, на котором есть аппарат, тренируется, в постоянно в тонусе, работает. Уровень слуха на нем остается примерно тем же самым, как он был в самом начале. Нетренированное ухо со временем начинает хуже слышать просто потому, что оно не задействуется.
Чтобы такого не происходило, нужно носить два аппарата. Это общепринятый медицинский факт, об этом говорят все сурдологи. Понятно, что об этом говорят коммерческие сурдологи, но у них не только свой финансовый интерес в этом. Не очень понятно, почему в некоторых сурдоцентрах, когда неслышащий человек проходит обследование, у него выявляют двустороннюю тугоухость, но прописывают в рекомендациях только один слуховой аппарат. Я не могу понять, чем руководствуются такие специалисты, когда выносят это решение. Это проблема.
Как часто нужно менять слуховые аппараты?
Нормально менять аппараты каждые четыре года, это средняя норма выработки слухового аппарата. Некоторые аппараты могут работать и 10 лет, но надо понимать, что в их динамиках есть эластичная мембрана, которая с возрастом засыхает и начинает работать не так, как она работала в самом начале, звучание ее меняется. Наивно надеяться, что аппарат десятилетнего возраста будет работать, как новый аппарат. Просто там уже детали все изношены, хотя сама электроника может работать дольше. Даже замена динамика не особо помогает. Появляются новые технологии, новые возможности, новые инструменты для того, чтобы мы лучше понимали мир. А мир меняется очень быстро. Сейчас каждые 2-3 года выходит какая-то новая модель, в которой есть новые функции, которых не было раньше.
Сейчас, например, лично я не могу представить, как я раньше жил с аппаратами без bluetooth. Мои аппараты заменяют мне наушники, они и как bluetooth-гарнитура работают, они расширяют мои жизненные возможности. Я с ними могу реально больше, чем со своими предыдущими аппаратами, которые тоже хорошими были, но они не давали мне этих возможностей, которые дают современные аппараты. А прошло всего лишь 2-3 года, просто вышла новая модель.
Я не рекомендую людям носить аппараты больше четырех лет. Тем более, если государство каждые четыре года компенсирует расходы на покупку новых аппаратов.
Когда стоит чинить или менять слуховой аппарат?
Все мы знаем, как мы слышим, потому что живем с этим годами, много лет носим слуховые аппараты, и когда их звучание меняется, мы это ощущаем. Нам начинает казаться, что мы как-то слышим не так, или у нас слух просел, или что-то произошло — это причина прийти в сурдоцентр. Просто записаться и прийти. Консультации чаще всего бесплатные. Поломки случаются, когда слуховод забивается ушной серой. У некоторых людей непрозрачные ушные вкладыши и не видно, есть там сера или нет. В принципе, эти все процедуры прочистки слуховода можно делать самостоятельно. Мы об этом своим клиентам рассказываем, объясняем, как ухаживать за слуховым аппаратом.
Иногда забиваются фильтры микрофона, особенно у людей, ведущих активный образ жизни. Например, спортсмены занимаются спортом, бегают, играют в теннис. Они потеют, влага попадает на фильтры и забивает их. Надо понимать, что человеческий пот — это агрессивная среда, это соленая жидкость, которая вызывает коррозию, которая очень быстро делает фильтры негодными. Спортсмены меняют фильтры, можно сказать, каждый месяц или раз в два месяца, обычный человек может менять фильтры раз в год. Всё зависит от образа жизни человека.
Люди сами понимают, что-то аппараты звучат не так, просто перестают понимать людей. Об этом людям очень важно рассказывать. Каждому клиенту, который у нас покупает аппараты, мы рассказываем о том, какие есть нюансы и как бывает. Говорим, что, если что-то непонятно, можно писать, звонить. Нам звонят по видеосвязи, мы общаемся на жестовом языке без проблем. Есть коммуникация — общаемся с людьми, подсказываем, помогаем.
Советы слышащим родителям и подросткам с глухотой
Максим Исаев
директор компании Deafon, с нарушением слуха
Как родители могут помочь не слышащему подростку интегрироваться в мире слышащих?
Ситуация с подростками сама по себе сложная, потому что это не только пубертатный возраст. Да, резко меняются интересы, подростки взрослеют. Они стремятся доказать миру, что они из себя что-то представляют. Стремятся явить свою независимость, из-за этого получается много конфликтов. Неважно, слышит человек, не слышит, сложно с любыми подростками. С неслышащими вдвойне сложнее, если родители слышат, а ребенок не слышит. Хорошо, если, допустим, условно ситуация следующая: ребенок знает жестовый язык, а родители его не знают ─ это сложно. Если родители, понимая, что ребенок так или иначе использует этот язык в общении с друзьями, стараются что-то выучить на этом языке, новые какие-то слова, идут навстречу своему малышу, точнее подростку, то у них будет коммуникация, они могут быть друзьями друг для друга. Это важно.
Опять же приведу пример своей супруги. У нее не сложилась дружба в семье. То есть у нас, конечно, были хорошие отношения, мы ездили к ним на праздники или в гости. Но кроме этих праздников у нас не было общения. Мы были просто из разных миров. Родители до сих пор не умеют писать СМС, до сих пор не знают ни одного слова на этом языке, несмотря на то, что Ярослава не слышит полностью. Она не слабослышащая, а глухая тотально. У нее просто не было выбора.
В то время, 80-е годы, вопрос кохлеарной имплантации еще даже не существовал. И единственный способ сохранить какую-то коммуникацию в ее случае — это общение на жестовом языке. Родители для этого ничего не сделали, они водили к экстрасенсам. Они ее куда угодно водили, что только ни делали, чтобы сделать дочь такой же, как они. Они не приняли ее как человека с такими особенностями.
У Ярославы сейчас своя компания, и отец ее до последнего не верил, что она чего-то добьется в жизни. Он всегда считал, что ей как-то надо помогать: иногда денежку дать, иногда чего-то организовать, устроить. Но она уже доказала своим родителям, что способна жить самостоятельно.
Я хотел предостеречь других родителей от подобного сценария. Не важно, насколько отличается от вас ваш ребенок. Это ваш ребенок. Его надо принять со всеми его особенностями. Мы детей не выбираем. Мы не выбираем то, что с нами происходит. Наша сила в том, чтобы уметь приспособиться к любым изменениям, принять их и что-то делать. Надо оставаться сильными. Жизнь сама по себе такая штука в ней легко не будет, как бы этого ни хотелось. И тот, кто это понимает, обычно добивается успехов. У родителей всегда есть шанс и возможность подружиться со своими детьми, особенно, когда они — подростки.
Что делать подростку, если семья не понимает и не поддерживает?
А подросткам хочу только одно пожелать: не злиться и не обижаться на своих слышащих родителей. Им тоже сложно это понять, принять. Они прожили много лет в своем состоянии, и им нужно пытаться принять, что это состояние может у другого человека быть другим. Не каждому это дано, не каждый через это может пройти.
Может быть, с возрастом придет понимание, что не стоит обижаться на людей, не стоит злиться на них или держать какую-то обиду за то, что они что-то когда-то в свое время не сделали. Важно: родители, в любом возрасте, в любой ситуации, — это родители. Они подарили жизнь. Что могли сделать, они сделали. Кто-то делает больше, кто-то делает меньше — суть не в этом. Суть в том, что эти люди дали возможность жить, дали возможность как-то себя реализовать, свои и в рамках своих возможностей, всё, что могут делать, они делают. И если что-то не складывается, дальше работать надо будет самим. Вот и для подростков хочу сказать, что легко в жизни не будет. И, чтобы что-то получалось, надо много работать в первую очередь над собой
Как работать человеку
с нарушением слуха?
История профессионального пути: про выбор, адаптацию, сложности и решения
Матрица digital-профессий
Какая работа доступна людям с разными ограничениями здоровья