Никто вам ничего не должен. Просто идите и делайте

27.12.2025

Ольга Забродская — заслуженный мастер спорта, многократный победитель и призёр чемпионатов России, Европы и мира по дзюдо (спорт слепых), чемпионка мира по пара-джиу-джитсу. Но её история — не только о спортивных победах. Она о силе духа, вере в себя и свои возможности, о важности поддержки близких. В интервью Ольга рассказала, как пришла в спорт, что считает своим главным достижением и почему учёба — её главное хобби.

 

 

Ольга, расскажите немного о себе. Кто помог вам добиться таких высоких результатов?

Мне 41 год, я родилась в Москве, сейчас живу в Ульяновске. У меня врождённая катаракта — вижу очертания предметов, различаю цвета, но не более того. Однако, благодаря родным и близким никогда не ощущала себя человеком с инвалидностью. Училась в обычной общеобразовательной школе, затем поступила в Московский городской педагогический университет. Тогда инклюзивное образование только развивалось, поэтому у меня не было каких-то особых условий. Приходилось справляться наравне с другими. Это был очень тяжёлый труд, но я всегда ощущала помощь и поддержку семьи. Для родных моя учёба стала общей задачей, и я очень благодарна им за это. Параллельно с занятиями в университете я начала работать учителем в школе. Было непросто — приходилось продумывать каждую деталь: сколько человек в классе, где я буду стоять, что планирую делать на уроке. На такую подготовку уходило много времени и сил. С опытом мне стало проще ориентироваться, но фактор неожиданности оставался всегда. Приходилось быть готовой к любым ситуациям. Этот навык мне пригодился мне в дальнейшем — в спорте и тренерской работе. 

 

Как вы начали заниматься спортом?

В спорт я пришла довольно поздно. В школе не занималась физкультурой, но часто играла в футбол во дворе. Мне хотелось быть такой же, как другие дети, уметь то же, что они. Поэтому папа меня тренировал. В университете я увлеклась мини-футболом, даже играла в факультетской сборной вместе со зрячими студентами. После одной из игр ко мне подошёл тренер по дзюдо (спорта слепых) и предложил попробовать себя в этом виде единоборств. В то время было мало спортивных дисциплин для людей с инвалидностью, поэтому куда пригласили — туда я и пошла. Сначала занималась в основном для души, параллельно училась, работала учителем в школе. Но когда начала готовиться к международным соревнованиям, совмещать работу и спорт стало очень сложно. Поэтому я уволилась из школы и стала профессиональным спортсменом. Примерно в этот же период я вышла замуж, переехала в Ульяновск и стала выступать за два региона — Москву и Ульяновскую область. Выступая за сборную команду страны, я выполнила норматив мастера спорта международного класса, затем норматив заслуженного мастера спорта по дисциплине дзюдо (спорт слепых). Но главным своим достижением считаю звание мастера спорта по самбо среди здоровых спортсменов.

 

 

Ваша спортивная карьера началась в достаточно зрелом возрасте. Что помогло вам совершить рывок и быстро добиться успеха?

В то время паралимпийское движение только начиналось. Уровень борьбы был не таким высоким, как сейчас, поэтому мне удалось наверстать упущенное. Я полностью посвятила себя спорту — почти всё время проводила в зале, тренировалась по нескольку раз в день.  Но ни о чём не жалею. Знаю — за успех всегда приходится платить. 

Мои родные всегда меня понимали и поддерживали. Знали, что мне нужен строгий режим и особое питание, поэтому дома у меня всегда было всё необходимое. Бытовые вопросы меня не касались: когда я возвращалась домой, меня ждала еда, приготовленная с учетом моих потребностей. Когда уезжала на соревнования, меня встречали и провожали, семья была полностью вовлечена в мою спортивную жизнь. Без поддержки близких, а особенно мужа, мне бы не удалось бы справиться.

 

Как вам, незрячему спортсмену, удается «видеть» и «читать» противника на татами? На что вы опираетесь вместо зрения?

В дзюдо спортсмены начинают поединок с борьбы за выгодный захват. В парадзюдо незрячие борцы изначально держат друг друга за кимоно. Они полагаются только на ощущения: что успел почувствовать за счёт рецепторов и мышц, то и сделал. Здесь многое зависит от уровня подготовки. Нужны постоянные тренировки — много часов каждый день. Но всё-таки нужно признать, что чудес не бывает. В поединке со зрячим дзюдоистом у незрячего практически не будет шансов. Без зрительного контроля теряются доли секунды, которые часто становятся решающими. И это, к сожалению, влияет на результат.

 

 

Что было самым сложным в вашей спортивной карьере?

Паралимпиада, конечно. На одну из них я не попала из-за травмы, на следующую нас не допустили. В итоге я выступила только на Играх в Токио в 2020 году, где уступила в поединке за бронзовую медаль. Это был, конечно, трудный момент. Но когда я уходила с ковра, не было чувства, что я что-то не доделала или могла бы действовать иначе. Я выложилась на максимум, и мне не в чем себя упрекнуть. Просто мой соперник оказался сильнее. Но всегда обидно остаться без медали, особенно когда ты в шаге от неё.

 

В 2025 году вы стали чемпионкой мира по пара-джиу-джитсу. Как вам удалось так быстро освоить ещё один вид спортивных единоборств?

Я сделала это не столько для себя, сколько для будущих поколений. Сейчас пара- джиу-джитсу только развивается в России, его нет в реестре видов спорта для людей с инвалидностью. Чтобы его туда внести, нужно выполнить массу формальностей. Мы хотим доказать Министерству спорта, что наши параатлеты могут достойно выступать на соревнованиях. Для этого я и участвую в турнирах, в чемпионатах России и мира — всё за свой счёт.  Только так мы можем добиться включения в реестр, открыть секции, получить ставки тренеров и финансирование. 

Что касается техники, то джиу-джитсу — это в основном борьба в партере, то есть в положении лёжа. А партер мне всегда нравился, даже в дзюдо. Плюс школа самбо дала отличную основу. Конечно, пришлось изучать специфику, много тренироваться. Но, как я обычно говорю, самбо — это сила, и именно оно мне во многом помогло.

 

Чем вы любите заниматься в свободное от тренировок время?

Свободного времени очень мало. Но если оно появляется, я иду… учиться. Учёба — это моё хобби. Так я отдыхаю и переключаюсь. Изучаю новые методики, которые можно использовать в спорте. Например, элементы растяжки в балете или техники восстановления у массажистов. Когда я начала работать в спортивно-адаптивной школе с детьми с нарушениями интеллекта, то прошла обучение по сенсорной интеграции и нейропсихологии. В общем, изучаю то, что интересно и полезно для работы. А ещё мне очень нравятся прыжки на батуте. Я освоила только минимум, но получаю большое удовольствие.

 

 

Что могли бы посоветовать людям с инвалидностью, которые делают первые шаги в адаптивном спорте?

На «Эстафете успешности» я сказала о том, как важно быть реалистами. Современный уровень адаптивного спорта очень вырос. Поэтому нужно понимать — он станет вашим главным делом, и совмещать его с чем-то другим не получится. Поэтому нужно реально оценить свои шансы. У вас должен быть надёжный тыл — родные, близкие, люди, которые готовы вам помогать. Я сама прошла этот путь и знаю, о чём говорю.

И ещё один важный посыл. Часто молодые люди с инвалидностью и их родители считают, что все им что-то должны. Я чётко хочу сказать — никто вам ничего не должен, идите и делайте то, что можете. Не ждите, что кто-то придёт и всё решит за вас. Действуйте сами, развивайтесь, учитесь, становитесь профессионалами. И тогда у вас действительно всё получится. 

 

Автор: Диана Жигалова

Материал создан при поддержке Фонда президентских грантов в рамках программы «Digital в помощь инклюзивному образованию: инструменты для педагогов, знания и поддержка в профессии и самореализации для людей с инвалидностью» и при поддержке БФ «ВМЕСТЕ СМОЖЕМ» в рамках программы «Платформа Everland: помощь людям с разными видами инвалидности в интеграции в открытый рынок труда»