Работать, не дожидаясь высшего образования

08.06.2020
Елена Федосеева, 34 года, Москва, руководитель благотворительного фонда «Дом слепоглухих», журналист, член Союза журналистов России, преподаватель-реабилитолог, занимается спортом – бег, триатлон, велоспорт, незрячая

В каком возрасте человеку следует начинать трудовую деятельность? Найти единственно верный ответ на этот вопрос непросто.

Законодательство РФ позволяет гражданину, достигшему 14 лет, вступать в трудовые отношения с работодателем с целью выполнения лёгкого труда, не причиняющего вред его здоровью и качеству получаемого образования. Законодательство, конечно, разрешает, но вот далеко не все родители согласны с такими правовыми вольностями по отношению к своим чадам.

На выполнение любого рода труда человеку необходимо тратить время и силы, которые, по мнению таких родителей, нужны ему только для обучения и отдыха после этого самого обучения. «Сначала следует закончить школу, затем университет, — рассудительно говорят они, — и непременно дневное отделение! А потом можно и на работу устраиваться — разумеется, на престижную и хорошо оплачиваемую».

Да, но вот сколько лет будет такому человеку? Двадцать два? Двадцать три? Двадцать четыре? И неужели к этому возрасту он так и не научится грамотно распределять свои ресурсы и не перестанет брать деньги у родителей для того, чтобы купить себе джинсы или сходить в кино? Возможно, для юношей и девушек с инвалидностью, регулярно получающих финансовую поддержку от государства, эти вопросы не стоят так остро, но все же работа — это не только источник финансирования, а ещё и возможность самореализации взрослой и сформировавшейся личности.

На мой взгляд, ранний трудовой опыт навредить человеку не может. Конечно, речь не идет о том, чтобы старшеклассник пропускал занятия, откладывал в сторону учебники и посвящал всё свое время зарабатыванию денег путём выполнения низкоквалифицированного труда. Я хочу сказать только то, что совершение несложной работы (даже на волонтерских началах) может помочь ему приобрести необходимые навыки для успешного трудоустройства и социализации в более старшем возрасте.

Мне самой, несмотря на инвалидность, посчастливилось приобрести первый трудовой опыт уже в пятнадцать лет. «Посчастливилось» — потому, что никаких определенных действий для нахождения подработки я не предпринимала, но получила её и теперь понимаю, насколько для меня это было важно. Однажды на консультации в одном из московских офтальмологических центров, вместе с бессменным диагнозом и малоэффективными рекомендациями сотрудники предложили мне познакомиться с уникальным плодом их кропотливой работы — инфракрасными «очками-локаторами». Устройство, собственно говоря, и представляло собой очки, вот только вместо стекол в оправу их были вставлены широкие пластиковые диски с чувствительными элементами, от которых тянулся тонкий провод к коробочке автономного аккумулятора. «Очки-локаторы», надетые на голову незрячего человека, при приближении к препятствию на расстояние вытянутой руки издавали негромкий предупреждающий сигнал.

Сегодня на рынке технических средств реабилитации подобных устройств немало, но двадцать лет назад они, действительно, казались чудом современной науки. Заметив мой восторженный интерес к «очкам-локаторам, заведующий центра неожиданно предложил мне стать тестировщиком изобретаемых на его базе технических средств реабилитации. Я удивилась. А потом удивилась ещё больше, осознав, что говорит он не просто о почетной миссии волонтера-испытателя, а о самой настоящей работе с должностными обязанностями и небольшой, но все-таки зарплатой. Предложение было очень заманчивым и несмотря на все свои страхи и сомнения, я на него согласилась. В этот же день мне были выданы тестовые «очки-локаторы» и техническое задание, которое я обязалась выполнять и в срок сдавать письменные отчеты.

Вот тут я и почувствовала, что такое ответственность. Хотелось бесцельно гулять с подружками на улице, но я взяла на себя обязательство тестировать устройство в условиях открытого пространства и должна была это делать… На выходных руки тянулись к телефону, чтобы набрать знакомый номер и поболтать пару часов с одноклассником, но нужно было проверять действия «очков-локаторов» в окружении большого числа препятствий, анализировать их и составлять отчет. Но зато я узнала, какова ценность первых заработанных денег — денег, которые ты получил за проделанную работу и с которыми можешь расстаться, только хорошо подумав и сравнив количество сил, потраченных на выполнение работы, с качеством приобретаемого товара.

Трудилась я в должности тестировщика всего лишь полгода: возможности «очков-локаторов» за это время были изучены мной вдоль и поперек, а никаких новых технических средств реабилитации в центре так больше и не появилось. Но, кажется, именно за эти полгода я стала намного взрослее. Первый опыт работы научил меня планировать своё время, распределять силы, вести несложную отчетность, дал возможность понять, что такое ответственность и финансовая независимость. Все-таки приобретать опыт работы можно и даже нужно, не дожидаясь получения диплома о высшем образовании — ведь именно труд является одним из необходимых условий взросления человека и началом его самостоятельной, независимой от родителей жизни.