14 сентября в инклюзивном коворкинг-центре прошла первая встреча в рамках «Лаборатории универсального дизайна». Спикеры и участники обсудили вопросы доступности digital-услуг для клиентов с инвалидностью: насколько доступен удаленный заказ товаров или услуг для незрячих людей и людей с нарушениями моторики и как должен быть сделан удобный сайт. Организовал встречу инклюзивный проект Everland и партнеры проекта из Diversity Brand Russia.
Универсальный дизайн — это решение, которое делает среду, все сервисы и услуги доступными для всех желающих. Последние несколько лет многие компании обращаются в Everland с просьбой создать такую лабораторию дизайна. «Мы хотим создать лабораторию, чтобы привлечь экспертов с инвалидностью и без, делиться разными кейсами, потому что мы знаем, что есть такие компании, которые могут поделиться своим опытом», — пояснила Елена Мартынова, сооснователь Everland.
Незрячий веб-разработчик, руководитель отдела accessibility-тестирования Everland Артем Плаксин помогает сделать сайты и мобильные приложения доступными для незрячих и людей с нарушениями моторики. Артем показал на практике, как незрячие работают с сайтами на примере заказа железнодорожных билетов, рассказал о принципах доступности цифрового контента. Пользоваться устройствами удобно, так как скринридер озвучивает весь текст на экране монитора или гаджета. Но есть и недостатки. Например, отмечая конкретное место в вагоне, человек не получает информации о том, какие именно места свободны.
В целом, по опыту Артема, в русском сегменте интернета, к сожалению, стопроцентно доступных сайтов нет, но можно разобраться в любом из них, если есть желание и время. Исключением он считает сайт ФНС: там все достаточно доступно, поэтому налоги платить очень удобно.
О том, как сделать работу по созданию универсального дизайна системной, чтобы не тратить много финансовых, человеческих и временных ресурсов, рассказали представители «Билайна», Полина Котляренко и frontend-разработчик Андрей Сухов. Компания «Билайн» с 2012 года строит экосистему инклюзивных проектов. В этом им помогают и партнеры из Everland.
Андрей Сухов сообщил об обеспечении доступности для незрячих и слабовидящих витрины «Билайн», откуда пользователи могут узнать о тарифах и услугах. «Причем, — пояснил Андрей, — если писать HTML-разметку по стандартам, то 80% по оптимизации уже сделано. Делать это с нуля гораздо дешевле, чем потом добавлять доступность в уже существующий сайт». Он подчеркнул, что доступность — это часть работы любого разработчика, чтобы сделать сайт комфортным и понятным для всех. Стоимость такого проекта порядка одного миллиона рублей, а продолжительность разработки — 3-4 месяца.
Алена Свергуненко, UX-lead B2C «Альфа-Банк», поделилась опытом вовлечения разработчиков в инклюзию и повышения эмпатии сотрудников к пользователям с инвалидностью. С осени 2020 года в структуре банка произошли заметные изменения, которые направлены на повышение доступности и сайтов, и продуктов для людей с ОВЗ. Для более эффективного результата эту работу проводили совместно с проектом Everland, поскольку сразу понимали, что здесь не обойтись чем-то одним. Необходим системный подход, нужно отслеживать, чтобы доступность сохранялась и в новых версиях программ. «Мы внесли изменения в дизайн-систему, стандарты написания кода, проверку кода при разработке, проверку сборок по чек-листам», — пояснила Алена. Теперь тестировщики на ранних стадиях будут регулярно выявлять недостатки в системе, потому что все понимают, как это важно для незрячих и слабовидящих. На 2022 год в банке запланировано системное внедрение новых разработок и увеличение доступности услуг для людей с инвалидностью.
Подвести итог встречи можно словами Елены Мартыновой: «Нужно, чтобы универсальный дизайн стал внутренней экспертизой для каждого человека. Без этого ничего не поменяется».