Действительно ли у людей с инвалидностью так мало возможностей, как многие считают? Веронике 23 года, живет в Москве. Несмотря на диагноз ДЦП и ограничения в передвижении, старается жить полной жизнью, получила образование педагога-дефектолога и работает контент-специалистом в проекте Everland.
Вероника рассказала, чем интересна ее профессия, где нашла первую работу и как человеку с инвалидностью развиваться по специальности.
Как вы считаете, так ли уж нужно работать, имея инвалидность? Есть же льготы и государственная пенсия.
Безусловно, человеку с инвалидностью необходима работа. Она даёт ощущение нужности и свободу действий. Деньги решают многие проблемы. Работающий человек с инвалидностью, даже если у него высокая степень ограничений и сложная форма болезни, гораздо более самостоятелен. С получением первой заработной платы степень свободы сильно увеличивается, ведь пенсия часто уходит на неотложные нужды.
На заработанные деньги можно поехать в путешествие, нанять сиделку, снять квартиру, обустроить жильё в соответствии со своими потребностями. Кроме того, работа дарит чувство самодостаточности и позволяет не зависеть от семьи, а это крайне важно, ведь родители не вечные.
Звучит разумно и даже мудро. Где вы нашли свою первую работу?
На фрилансе. На третьем курсе института зарегистрировалась на биржах копирайтинга и начала писать тексты на заказ. Удалённая работа помогала высыпаться и успевать учиться. Поначалу деньги были смешными, было нелегко презентовать себя. Боялась испортить себе репутацию срывом сроков или ошибками. Но потом заказчики стали оставлять положительные отзывы, оплата за статьи повысилась — и дело пошло.
Я писала информационные статьи на самые разные темы: от ремонта интерьеров до образовательной тематики. Занималась сео-копирайтингом, созданием текстов с определенным набором ключевых фраз, нужных заказчику.
Самый любимый текст я написала год назад. Заказчик попросил написать длинную статью о Лосяше, персонаже смешариков. Чтобы её написать, я за вечер посмотрела весь новый сезон мультсериала. Но в какой-то момент такая работа начала надоедать и захотелось развиваться дальше, работать в команде.
Как узнали про Everland? Почему именно эта Платформа?
Я проработала на биржах два года, 3 и 4 курс института. Затем решила, что нужно попробовать получить работу по специальности. Я хотела устроиться в школу для незрячих детей, где проходила практику во время обучения. Ради интереса сходила на собеседование в детский садик для детей с ОВЗ, но началась пандемия.
Тогда и вспомнила про Everland. Об этой Платформе я узнала, когда еще училась в вузе и готовила доклад о профориентации для незрячих.
Я выбрала Everland по трем причинам. Первая — дистанционная работа снизила риски принести коронавирус в семью. Вторая — мне всегда было интересно посмотреть на процесс интеграции в компании людей с инвалидностью изнутри. Третья — на Платформе предлагали работу контент-специалиста, что было связано с написанием текстов.
Как проходила интеграция?
После регистрации, собеседований, обучения и первых пробных задач по работе с отчетами меня включили в работу с дорожными картами для онкологических пациентов (проект «Онконавигатор»).
Интеграция проходила сложно. Я не понимала, какие задачи меня ждут, какого результата требуют, что вообще происходит. Переживала, что делаю всё медленно и часто неправильно, а одно и то же приходится переделывать несколько раз. И всё равно потом ещё поправляют старшие коллеги. Приходилось привыкать к особенностям коммуникации при удалённой работе, к деловой культуре, да и самой рабочей нагрузке. Даже удалённая работа потребовала внести изменения в ритм жизни.
Мой куратор, Наталья Прохорова, очень меня поддерживала и вдохновляла. Делилась лайфхаками, учила взаимодействию с пациентами, которые согласились на интервью.
«С Вероникой я познакомилась, работая над гайдлайнами для онкобольных. Девушка очень открытая и радостная. Мы обе закончили педагогический, и точек соприкосновения было много. Ника была настроена работать. Однако одного желания оказалось мало.
Думаю, спецпроект стал для нее «разведкой боем». Училась каждый день: общаться с пациентами, собирать информацию, укладывать ее в тексты, соблюдать дедлайн. Это было непросто. Наши герои не всегда открыты к общению, выстроить взаимодействие иногда та еще задача.
Медицинская информация специфическая. Подавать её доступно в разных форматах – тоже отдельный навык. Мне нравилось, что Ника позитивно реагирует на замечания, нет обид, есть желание научиться. Она делала и переделывала, пока мы не добивались нужного результата.
Один из моментов, который Веронике пришлось понять: у каждой работы есть конкретный срок выполнения, все должно быть готово вовремя, несмотря на наши недомогания. Здесь мало настроя, нужен навык организации своего труда. Важно не бояться новых задач, действовать, выходя из зоны комфорта.
Дальнейшая работа в команде показала, что Ника очень выросла профессионально. Воспринимаю её не как ученицу, а как коллегу. Рада нашему сотрудничеству!» ― своими воспоминаниями о работе с девушкой поделилась Наталья Прохорова, специалист контент-направления.
До сих пор помню ликование, когда моя самая первая дорожная карта ушла в вёрстку и потом появилась на сайте. Думаю, весь процесс интеграции можно охарактеризовать поговоркой «Терпение и труд всё перетрут». На одной из первых задач, интервью с пациенткой с раком яичников, я заработала 10 000 рублей и очень обрадовалась.
После завершения работы с дорожными картами перешла в проект «1001 вопрос об онкологии», где и занята в настоящее время. Включение в новый проект проходило уже гораздо легче и быстрее, за несколько месяцев я уже привыкла к деловому общению.
Под руководством и с помощью куратора Натальи Овчинниковой я готовлю статьи для дзен-канала «1001 вопрос об онкологии», в которых врачи нашего проекта отвечают на вопросы о диагностике и лечении различных онкологических заболеваний, а также передаю врачам заявки, которые присылают через сайт, отправляю пациентам информацию от докторов.
Мне очень нравится моя работа. Я чувствую, что не только зарабатываю деньги, учусь и развиваюсь профессионально, но и помогаю людям. Беру пример со старших коллег, они вдохновляют и воспитывают своими успехами и достижениями.
Как инвалидность влияет на саморазвитие?
В моём случае инвалидность скорее помогает развиваться. Я педагог-дефектолог и смотрю на проблему профессиональной адаптации людей с ОВЗ с двух сторон. С одной стороны, очень интересно видеть, как работает теория, которую мы изучали в институте, на практике. Для профессиональной адаптации людей с ОВЗ во многих случаях им требуется не только доступная среда, но и помощь в профориентации и психологическое сопровождение в период адаптации к работе. Everland воплотил теорию в практику, и это очень круто.
С другой стороны, я отчасти понимаю подводные камни этой инвалидности: особенности здоровья, которые следует учитывать, беря в работу ту или иную задачу. Например, если резко меняется погода, я могу себя плохо чувствовать. Соответственно, в течение рабочего дня быть не в состоянии выполнять работу. Но никто не отменяет сроки сдачи проектов, коллеги работают, пишут в вотсап по текущим вопросам.
Поэтому я учитываю этот момент. Если плохо себя чувствую, то стараюсь только отвечать на сообщения, а статьи пишу ночью или как приду в себя. На обычной работе со стандартным графиком такое невозможно. Хочу подчеркнуть: у каждого человека ситуация уникальна.
Если говорить в целом, то, думаю, инвалидность не должна ни помогать, ни мешать. Она должна быть одной из особенностей работника, но не более. Человек должен учитывать свои ограничения, но они не должны влиять на результат труда.
Слова, достойные уважения. Как теперь вы относитесь к критике и сложностям в работе, как справляетесь с ними?
К критике и сложностям сейчас отношусь спокойно. Без них нет развития, а не ошибается только тот, кто ничего не делает. Когда бывает очень тяжело, беру перерыв и иду гулять. Или выпиваю чашечку кофе. Если голова совсем не варит, откладываю работу на следующее утро. Потом снова смотрю замечания редактора, вношу правки в статью и заново показываю. Такое отношение сочетается с моим девизом.
Теперь нам стало интересно — а как звучит ваш девиз?
«Делай, что должно, и будь, что будет». Смотрю на мир позитивно и считаю — всё, что ты делаешь, надо делать с удовольствием. Не откладывать жизнь на потом. Видеть что-то хорошее в каждом дне.
Какой замечательный принцип, сразу видно человека дела. Где учились после школы?
После школы я поступила в МПГУ, на кафедру тифлопедагогики (наука об обучении и воспитании людей с нарушением зрения, слепых и слабовидящих). Там я познакомилась с потрясающими преподавателями-дефектологами, узнала, какие нарушения бывают у людей с инвалидностью и как с ними бороться, получила полезный опыт и нашла друзей.
Я до сих пор очень люблю тифлопедагогику и с теплотой вспоминаю универ. С одногруппниками дружу по сей день.
Были ли страхи и сомнения на почве инвалидности в универе?
На третьем курсе универа мы проходили обучение и воспитание детей с ДЦП. На одной из лекций прозвучало, что по статистике большая часть людей с ДЦП и тяжелыми формами инвалидности после учёбы оседает дома. Занимаются творчеством, самореализацией, но никакого существенного дохода это не приносит.
Это меня очень напугало, я понимала, что не смогу работать по 8 часов, 5 дней в неделю. Мне не хватало сил подрабатывать после пар, и стало страшно, что после выпуска у меня не будет никакого рабочего опыта. Но, как видите, всё получилось.
Вероника, а когда вы поняли, что отличаетесь от других?
В 7 лет, в школе, когда один мальчик попытался меня дразнить за то, что я заплетала ноги при ходьбе и носила высокую спецобувь. Я ему даже не ответила, просто пожала плечами и всё. С самого раннего детства меня приучали к мысли, что на моём пути будут разные люди, поэтому я не переживала.
Я боялась воды, но хотела научиться плавать. В 11 лет попросила маму записать меня в секцию по плаванию для детей с поражением опорно-двигательного аппарата. Секция научила меня взаимодействовать с людьми в самых разных ситуациях, дала толчок к самостоятельности и показала, что даже с инвалидностью можно быть успешным.
Давайте поговорим о будущем. Чего вы хотели бы добиться в жизни и профессии?
Повысить свою квалификацию, пройти ещё несколько курсов на платформе Everland, чтобы в перспективе выйти на открытый рынок труда. Было бы здорово найти способ глубже применить свои профессиональные знания тифлопедагога. Считаю, что привязываться к одной профессии в современном мире не стоит. Надо выбрать одну область и в ней развиваться.
А что скажете о окружающем мире? Каким видите инклюзивный мир в будущем?
Инклюзивный мир будущего — это мир, где особенности каждого принимаются во внимание, но не определяют его как личность. Каждый из нас имеет какие-то отличия: кто-то худой, кто-то полный, кто-то передвигается на коляске или пользуется протезом.
Хочется, чтобы у нас, в России, сделали хорошую доступную среду для незрячих людей. Грустно, когда идёшь рядом с незрячим человеком, показываешь ему виды тактильной плитки, как с ней работать тростью, и понимаешь: в том месте, где он живет, плитка уложена так, что лишь путает, а не помогает ориентироваться. Однако, думаю, это вопрос времени и мало-помалу всё будет становиться лучше.
Звучит оптимистично. Что вы посоветуете людям с инвалидностью, которые только начинают свой путь в профессии?
Не бояться и пробовать. Не давать себе скидок на инвалидность. В худшем случае у вас просто не сложится с какой-то работой. Значит, попробуете себя в чём-то другом. Страхи только тормозят нас и не несут никакой практической пользы. А чтобы стать профессионалом, нужно просто брать и делать. Не получилось с первого раза — получится с десятого. Советоваться с теми, кто уже умеет то, что вы осваиваете. Не принимать близко к сердцу критику, но внимательно к ней прислушиваться. И делать, делать, делать.