«Работа с техникой откликается моему детскому увлечению»

26.12.2022

Александр из Санкт-Петербурга хорошо знает, почему важно починить коляску очень быстро, так как сам ее пользователь. 14 лет назад он лишился правой ноги в результате несчастного случая на железной дороге. Молодой человек рассказал, почему в ремонте инвалидных колясок важно самому на ней передвигаться, зачем ему в работе язык жестов и что самое сложное. 

 

Как из простого пользователя инвалидной коляской вы стали мастером по ремонту?

Хорошо помню, что в свою первую коляску я сел без малейшего понимания, что это техническое средство и оно обязательно требует регулярного обслуживания. Единственное, что я делал, это колеса накачивал, когда они сдувались. 

Как-то раз я приехал в гости к хорошему знакомому. Он сам поменял на моей коляске подшипники, и, к моему огромному удивлению, она вдруг поехала с необычайной легкостью. Совсем не так, как раньше! Хотя мне казалось, что все и так было нормально. Тут-то я и задумался, есть ли у нас, в Санкт-Петербурге, ремонтные мастерские для инвалидных колясок. Почему бы не устроиться туда мастером по ремонту?

В целом работать я решил из-за маленькой пенсии. Не могу сказать, что это хорошо или плохо. Вот будь она большая, то может и не работал бы вовсе! А еще хотелось самореализации и не сидеть без дела дома.

После травмы я успел поработать в типографии, устроившись туда через биржу труда. Во время этой работы я и начал потихоньку брать заказы на ремонт колясок в частном порядке. Добавил информацию о себе в социальные сети и начал обрастать клиентурой.

Сейчас я работаю мастером по ремонту колясок НКО «АВИП». Эта работа с техникой очень откликается моему детскому увлечению, когда папа учил меня разбирать и собирать мой велосипед. Мне уже тогда нравилось «крутить гайки». 

Помню, что делал все очень старательно, хотя, чего уж там, в 12 лет хотелось поскорее сбежать гоняться с мальчишками во дворе. Повзрослев, я работал на стройках, машинистом мостовых и козловых кранов, в морском техническом флоте. Так что с техникой я знаком.

 

Что самое сложное в вашей работе?

Люди встречаются разные, не всегда и не все понимают, что коляска это сложное техническое средство. Порой его нельзя исправить в одно мгновение, по щелчку пальцев, а подавляющее большинство заказчиков сразу негодует: «Коляска — это мои ноги! Вы что, не понимаете!» Конечно же, понимаю! В колясках есть нюансы, кто же в них разберется лучше всего, как не сам колясочник. 

А еще надо сказать, что такую работу не каждый выдержит морально. Она зачастую не про коляски, а про людей, которые ими пользуются. Это особенно заметно на выездах на дом. Там разные люди встречаются, и самые сложные — это дети. Горки, футбол, проказы и шалости… в моей жизни это все было, а у них это в глазах… Из-за этого, люди и оставляют такую работу, как у меня. Но у нас все мастера очень толковые, понятливые. Сережа — слабослышащий со слуховым аппаратом. Еще есть Володя, аппаратом не пользуется, зато хорошо читает по губам. С ними я постепенно учу жестовый язык.

Как вы пережили травму и кто помог?

Это случилось, когда мне было 26 лет. Случилось, собственно, по глупости и молодецкой удали, которой в том возрасте у меня было с избытком. В результате мне ампутировали правую ногу. Два с половиной месяца я провел в больнице после случившегося, из них полтора — в реанимации, удивляя медицинский персонал своей живучестью. При таком объеме поражений даже краткосрочных прогнозов никто не осмеливался давать. 

Лечащий врач объяснил мне, что после таких травм я смогу вести исключительно лежачий образ жизни. Я поверил в это, родители тоже, не поверил только мой старший брат. Как-то приехав ко мне в гости после моей выписки, он попробовал поставить меня на  левую ногу. Я простоял секунд 5. Оказалось, что мышцы очень быстро отвыкают держать тело вертикально, если они бездействуют. Но брат на этом не остановился и помог мне попробовать сесть. Я просидел чуть больше времени, чем простоял: секунд 10, пока не завалился набок.

С того момента я просто начал лежа бить ногой в стену, заставляя стопу привыкнуть к нагрузке. В результате смог ходить с костылями. А это ведь, согласитесь, очень бодрит, когда до туалетной комнаты можешь добраться сам, никого не прося.

Ваша жизнь с инвалидной коляской ограничена «доступной средой»?

Ни в коем случае! Даже несмотря на то, что покупаю один ботинок вместо пары! Несколько лет назад мне предложили участвовать в морской регате не в качестве пассажира, а в составе экипажа. К тому моменту я уже девять лет не поднимался на борт с тех пор, как работал до травмы мотористом-матросом в морском техническом флоте. В тот момент мне казалось, что еще немного и я сойду с ума от счастья. Я тогда отлично провел время!

Движение это жизнь, как ни крути. Я не люблю сидеть на месте. На днях я планировал совершить прыжок с парашютом в тандеме с опытным парашютистом. По моим расчетам это должно было совпасть с днем рождения папы, которого нет уже два года. Я хотел прокричать, летя в воздухе: «Папа, это для тебя!». Но питерская осенняя погода и отсутствие индивидуального снаряжения оказались против моих планов, и прыжок не состоялся. Но это только пока. 

Недавно я познакомился с человеком, который оказался опытным дайвером, он предложил мне заняться дайвингом. И я подумал: «Почему бы и нет?» 

А еще у меня есть мечта — построить завод, на котором производились бы аналоги иностранных комплектующих и запчастей  для инвалидных колясок. Это позволит отказаться от их заказа в других странах, что сократит и сроки ожидания, и цену. К тому же такое производство могло бы обеспечить российских колясочников качественными запчастями по приемлемой цене. И все будут довольны!

 

Автор материала: Анна Сарафанова

Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

23.11.2022