«Люди с инвалидностью лучше понимают, какой должна быть инклюзия»

06.03.2023

В этом убеждена Татьяна Лугвина автор инклюзивных проектов по взаимодействию с людьми с инвалидностью. Она видит проблему в том, что чаще всего инклюзивные проекты реализуются специалистами из условно здоровых. А это в корне противоречит инклюзии. Имея нарушение слуха, Татьяна стремится изменить жизнь таких же, как она, людей. Она рассказала о необходимости рассказывать о людях с инвалидностью в образовательных организациях, своих проектах и экстрабилити-способностях.

 

 

Татьяна, поясните, что не так у нас с инклюзией?

Инклюзивные социальные проекты предполагают совместную деятельность людей с инвалидностью и без нее в решении какой-либо задачи. Я считаю, что инклюзивными федеральными проектами в нашей стране должны совместно заниматься специалисты в этой сфере и люди с инвалидностью. Ведь только люди с ограниченными возможностями здоровья могут знать, как им было бы комфортнее интегрироваться в социум. По факту же работают над созданием таких проектов преимущественно люди без инвалидности. Я в своих проектах хочу качественно изменить эту ситуацию!

Как это жить без слуха?

Проблемы со слухом у меня начались после того, как я переболела менингитом в девятимесячном возрасте. Это было в 90-х годах, когда медицина была в состоянии кризиса, поэтому своевременное лечение я не получила. С тех пор слышу частично.

По сути, получается, будто ты слышишь разговор на китайском языке: есть звуки речи, но смысл слов понять не можешь. Еще есть сложности с восприятием речи по телефону или на различных мероприятиях. Ведь голос каждого человека уникален, и нужно много времени, чтобы привыкнуть к нему. Но нужно принять факт, что ты действительно не слышишь и жить с особенностями.

 

 

Работой над какими проектами вы заняты сейчас и какой из них приносит доход?

Лаборатория свечей «LUNA» создана мною и моей слышащей подругой. Мы рассказываем про создание свечей и историю возникновения свечей и аромамасел на двух языках обычном и жестовом языках. Так происходит инклюзия не только на рабочем месте, но и в социальных сетях. Я считаю, что такой способ взаимодействия с помощью создания чего-то красивого сближает людей из разных социальных групп. Этот проект мой источник заработка.

Еще один проект, над которым я работаю, это инклюзивная онлайн-школа «English for everyone», выигравшая президентский грант. До сих пор люди с ограниченными возможностями здоровья, особенно глухие и слабослышащие, практически не имели доступа к получению базовых знаний английского языка. Обучение иностранному языку при слуховых и зрительных нарушениях не может вестись по привычным методикам. Эти онлайн-курсы для людей с нарушением слуха преподают два человека один владеет русским жестовым, второй базовым английским и американским жестовым языком. Для незрячих были разработаны аудиоуроки, ведь им сложно изучать иностранный язык именно в письменной форме.

Чем инклюзивные проекты помогают людям с инвалидностью? 

Каждый инклюзивный проект помогает людям с инвалидностью найти в себе экстрабилити особые способности и таланты людей, как с инвалидностью, так и без нее, которые проявляются в процессе адаптации к обстоятельствам. 

К примеру, неслышащий человек, который приобщается к социуму, приобретает высокий эмоциональный интеллект. При общении со слышащими людьми слабослышащие очень эмоциональны. Дело в том, что у людей без инвалидности по слуху присутствует в речи интонация, с помощью нее они передают эмоциональную окраску своей речи. А у неслышащих интонация отсутствует, поэтому ее заменяют эмоции, мимика, чтобы собеседнику было понятно, о чем речь идет.

Мы не просто проявляем чувства, мы демонстрируем положительные и отрицательные эмоции и не стыдимся этого. Мы же живые люди! Поэтому, общение с людьми с нарушением слуха очень полезно для слышащих людей, чтобы лучше понять свои эмоции и чувства.

Я считаю, что необходимо рассказывать про людей с инвалидностью и обучать взаимодействию с ними в школах и других учебных заведениях. Это я и делаю веду семинары по взаимодействию с людьми с нарушением слуха в онлайне и офлайн в учебных заведениях и для российских центров занятости.

 

 

В одном из интервью вы говорили о том, что хотели бы открыть студию онлайн-дизайна. Это тоже инклюзия? 

Да, сейчас идет процесс создания инклюзивной онлайн-студии дизайна «LeTO» набор команды профессиональных специалистов с инвалидностью.

Эта идея появилась из-за желания стереть границы использования сайтов, приложений, полиграфических продуктов, а также промышленных изделий. Например, незрячий не видит, как выглядит плоский логотип. Как сделать так, чтобы невидящий «увидел»? С помощью аудио-описания при нажатии курсивом на логотип. Для глухих вместо текстового вида всплывающее окно на жестовом языке. Кроме того, при создании дизайна мы делаем акцент на чувства и эмоции создателя проекта или бизнеса, личного бренда. Таким образом, обеспечивается полная адаптация информационного ресурса под каждого человека с инвалидностью или без нее. 

Про меня часто говорят, что я генератор идей. Мне постоянно приходят в мою голову интересные идеи, и мне жаль оставлять их не воплощенными в реальность. Ведь жизнь не резиновая, хочется по максимуму ее прожить! 

 

Автор материала: Анна Сарафанова

Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

08.02.2023