9 сентября в рамках инклюзивного коворкинга проекта Everland состоялся первый открытый диалог с представителями бизнеса. Начали обсуждение с проблемы квотирования рабочих мест.
Соучредитель и руководитель юридического направления Everland Игорь Новиков, детально изучив и проанализировав положение дел с трудоустройством людей с ОВЗ в России и некоторых других странах, отметил следующие трудности. Это финансовые риски, административные штрафы, запутанное законодательство и противоречивая практика его применения. «В каждом регионе «живут» свои законы о квоте для людей с инвалидностью», — заключил он. В целом в РФ квотирование в разных регионах составляет от 2 до 4% от общего количества работающих.
Игорь Новиков рассказал также о новом федеральном законе, который вступит в силу с 1 марта следующего года и будет определять обязанности руководителя, нормы и механизмы закрытия квот. Он поделился сведениями о существующих практиках, когда человека трудоустраивают как фиктивно, так и реально, и объяснил, с какими рисками это связано.
Подход к закрытию квот, по его мнению, должен быть экологичным. Это выгодно и человеку с инвалидностью, и работодателю. Также важно понимать: если работодатель получил штрафные санкции за несоблюдение законодательства о квотах, но не согласен с ними, нужно отстаивать свою позицию. Кроме того, руководителям полезно и выгодно знать информацию о льготах, связанных с квотами.
Менеджер по многообразию и инклюзивности корпорации Ingka/ИКЕА Лилия Шакирова рассказала, что, когда у них появились первые сотрудники с инвалидностью по слуху, стало понятно, что в компании не все предусмотрено для них. Они стали вносить изменения в свою деятельность, чтобы создать безопасные и благоприятные условия как для сотрудников, так и для покупателей. «Мы поняли, что это повышает поток покупателей, потому что они видят таких же людей, которые понимают их потребности. Нам это также позволяет повышать покупательскую базу в целом», — поделилась она. После этого одним из приоритетов «ИКЕА» стала поддержка людей с инвалидностью, а их в команде более 160 человек. Один из шагов к созданию инклюзивной среды — обучение лидеров и сотрудников правильному общению с людьми с ОВЗ. Кроме того, в корпорации поощряется социальное предпринимательство и наставническая помощь таким людям. А квота считается закрытой только тогда, когда человек реально устроен на работу.
Опытом работы по квотированию рабочих мест поделились и другие предприниматели – участники открытого диалога.
Подводя итоги встречи, Елена Мартынова, соучредитель Everland, отметила: «Сейчас устойчивость и защищенность людей с ОВЗ сильно выросла, и они могут работать, а не оставаться за бортом жизни».