У Александра Сакмарова 1 группа инвалидности по зрению с детства. Сейчас ему 28. Но постоянную работу молодой человек нашел лишь три года назад, когда переехал в Новосибирск. Причины длительного поиска работы Александр связывает с отсутствием образования из-за неправильного выбора вуза, который он не закончил, и проживанием в городе, где ему не могли предложить подходящих вакансий. Молодой человек принял участие во второй встрече «Эстафеты успешности» в Новосибирске на тему «Роль родителей ребенка с инвалидностью: что мешает и что помогает?» и рассказал, как родители повлияли на его самостоятельность и что помогло ему трудоустроиться.
Как вам удалось найти работу?
У меня был непростой путь трудоустройства. После школы я решил, что хочу стать тифлопедагогом. Поэтому поехал в Санкт-Петербург и поступил в Российский государственный педагогический университет им. А. И. Герцена. Но мне не хватило целеустремленности, и я не окончил этот вуз. Так я вернулся домой, в город Сарапул.
Учиться мне по-прежнему не хотелось, но я понимал, что должен работать. С самого детства я видел, как работают мои родители: папа был музыкантом в Доме культуры, а мама собирала детали на заводе. Я решил поискать, есть ли вообще в Сарапуле какая-то работа для человека с инвалидностью и без образования. И тут выяснилось, что такой работы у нас нет. В Центре занятости мне ничего не смогли предложить, только посоветовали сходить на предприятие для слабовидящих и незрячих и поговорить с директором лично. Я встретился с директором, и он сказал, что я перспективный молодой человек, но на данный момент вакансий у них нет. Так я понял, что человек с инвалидностью без диплома на открытом рынке труда никому не нужен. По крайней мере, в моем городе.
Спустя некоторое время я нашел подработку онлайн в одном издательстве аудиокниг: слушал аудиокниги до того, как они выйдут, на предмет качества, и мне это нравилось.
А потом я познакомился с девушкой из Новосибирска, и мы очень понравились друг другу. Я переехал в этот город и стал искать работу. В 2022 году нашел себя сначала в ассоциации «Интеграция», где вел уроки доброты, помогал реализовывать другие проекты. А в 2024 году мне предложили работу в Новосибирской областной библиотеке для незрячих и слабовидящих.
В библиотеке я являюсь техником: консультирую наших незрячих читателей по вопросам использования современной компьютерной и тифлотехники, участвую в подготовке, проведении познавательных мероприятий, веду запись этих мероприятий, работаю со звуком, начитываю информационные материалы. В общем, это то, что мне нравится.
Параллельно я получаю профессию библиографа в колледже, обучаясь заочно, потому что наличие образования требуют. А кроме того, обучение по профилю позволяет администрации библиотеки предоставлять мне работу. Да и вообще по моему опыту наличие хоть какого-то диплома требуют везде. Сейчас я понимаю, что для успешной реализации нужно получать такое образование, которое было бы тебе интересно.
Что дает вам работа?
От работы в библиотеке я получаю удовольствие. Она дает возможность самореализации, позволяет расти, решая новые задачи. А еще везде, где мне приходится работать, чувствую, что делаю это не зря, и то, чем занимаюсь, нужно другим людям. Мне важно осознавать, что я помогаю делать мир вокруг себя более доступным, что моя работа напрямую связана с тем, чтобы люди получали оптимальный доступ к информации, учились пользоваться современными техническими средствами.
Я понимаю, что мой путь к работе был долгим и непростым: я неправильно выбрал вуз, долго жил в городе, где для меня работы не было. Но я не жалею, что случилось именно так. Нужно уметь принять то, что с тобой происходит.
Как в детстве родители относились к вашей инвалидности?
У меня была довольно веселая история. Поскольку в Сарапуле в своё время организовывалось большое предприятие для людей с инвалидностью по зрению: предоставляли работу, общежития, развлечения и много чего еще, — сюда приезжали незрячие и слабовидящие люди со всей страны. Я жил как раз в районе массового скопления таких людей, мой отец был незрячим, а мама —слабовидящей. Поэтому я лет до 5-6 вообще не понимал, что у меня что-то не так со зрением. Мне казалось оно абсолютно нормальным. Когда я играл с друзьями на детских площадках и они говорили, что что-то видят, мне казалось, что они придумывают — и я тоже начинал выдумывать.
Я понял, что проблемы на самом деле были только после операции, когда на некоторое время стал видеть лучше. Вот почему с самого детства я чувствовал себя вполне полноценным человеком. Я ходил в специализированную школу для незрячих и слабовидящих. Родители относились ко мне абсолютно нормально, без гиперопеки, старались обучить меня ориентированию и прочим необходимым навыкам, предоставляли мне свободу, например, в 16 лет разрешили самостоятельно поехать к моей девушке в Москву. Я общался с другими ребятами, в том числе без инвалидности по зрению, бегал по улицам, причем идея взять в руки белую трость пришла мне лет в 12. Сейчас, будучи взрослым, я думаю, как же тогда, в детстве, я не свернул шею.
Почему, на ваш взгляд, важно ходить с тростью, даже если есть небольшой остаток зрения?
В детстве я не сразу взял трость не потому, что стеснялся, а потому что думал, что и без нее хорошо ориентируюсь: я ведь вижу здания, могу найти вход, не вижу вывеску — могу зайти и спросить, что это за организация. А в школе сталкивался с ребятами, которые ходили без трости именно потому, что боялись, что их примут за незрячих. В результате доходило до недоразумений: люди шли, например, по улице, сталкивались с прохожими или задевали их, получали в свой адрес агрессию со словами: «Ты что, не видишь?!» — и от такого «фидбека» им становилось вдвойне обиднее, и они еще меньше хотели появляться на улице. Но у нас был хороший педагог по ориентированию, который все эти вещи доступно прояснил.
Когда я начал ходить с белой тростью, то почувствовал себя гораздо увереннее. Трость отвязывает тебя от сопровождающих, дает ощущение самостоятельности: где бы я ни оказался, я понимаю, что смогу минимально сориентироваться, что не буду беспомощно стоять, как столб посреди чистого поля.
А какие технические средства еще помогают вам в работе и быту?
Я пользуюсь смартфоном с помощью скринридера — программы для распознания и озвучивания текстовой информации на экране. На моем смартфоне установлены различные приложения для навигации, например, «Яндекс Карты», OsmAnd, Dot Walker и другие. Использую весь возможный софт для распознавания изображений, предметов и текста: приложения Lookout, Envision, Be My Eyes.
С помощью скринридера я также работаю с компьютером. Когда занимался редактированием брайлевских книг перед их выходом в библиотеке, использовал брайлевский дисплей — устройство, которое передает информацию с компьютера в виде рельефных точек шрифта Брайля. Но последнее время он мне не нужен: я полагаюсь на синтез речи.
Информацию о полезных технических средствах и приложениях помогают узнать сайты, в том числе сайт Everland. Но все-таки многочисленные группы и каналы незрячих в Telegram мне нравятся больше, потому что там можно задавать вопросы и быстро получать ответы.
Ориентироваться на улице стараюсь самостоятельно. Если какое-то место знаю плохо, вызываю такси. Но в целом я знаю, где находятся остановки, которыми я пользуюсь. Однако технические средства и приложения пока не могут обеспечить мне полную самостоятельность. Например, на остановках я открываю приложение Bustime для отслеживания движения транспорта. В Новосибирске оно работает неточно, поэтому, когда приложение показывает, что мой автобус или троллейбус скоро подъедет, я воспринимаю это как сигнал, что нужно начинать использовать проверенное техническое средство — свой голос. Я кричу, спрашиваю, какой автобус подъезжает, и мне помогают. Если рядом нет людей, то запрыгиваю в первый попавшийся транспорт и спрашиваю, что это.
Чем вы занимаетесь в свободное время?
Одно из основных хобби, которое я иногда превращаю в работу, — чтение текстов вслух. Очень люблю этим заниматься. Мне нравится слушать музыку. А еще люблю собирать интересные звуки тех мест, в которых я бываю: у меня уже приличная коллекция аудиозаписей. Также веду небольшой канал в Telegram. Правда, на него подписаны в основном знакомые. Здесь я делюсь своими мыслями, наблюдениями.
Из-за того, что я работаю неполную рабочую неделю, мне хватает времени на все свои замыслы. Так что вопрос совмещения хобби, работы и личной жизни передо мной не стоит. А вообще я считаю, что если превратить свое хобби в работу, то тогда жить будет интересно и весело.
Почему вы участвуете в «Эстафете успешности»?
Я решил принять участие в «Эстафете успешности», потому что считаю, что люди с инвалидностью — прежде всего люди, поэтому важно говорить о том, как они живут, с чем сталкиваются и как решают жизненные задачи напрямую, без посредников, говорить, не сгущая красок, но и не впадая в излишнее восхищение ими. И тогда у людей без инвалидности будет меньше стереотипов о нас.
Я уверен, что тема, которую поднимает это мероприятие, очень актуальна. Для человека с инвалидностью крайне важна поддержка родителей, понимание с их стороны, готовность поддержать. Тем не менее, в желании помочь и оградить от сложностей очень просто перейти грань, за которой забота перестаёт идти впрок.
А кроме того, мне будет очень приятно, если мой опыт окажется полезен людям с инвалидностью или их близким. Ведь именно для обмена опытом и проводятся подобные мероприятия.
Молодым людям с инвалидностью, которые задумываются о своей карьере, я желаю не бояться пробовать что-то новое, не бояться задавать вопросы. Ведь нередко некоторые занятия или профессии, в которых хочется себя реализовать, на первый взгляд кажутся нам недоступными. Но если поспрашивать у людей, которые имеют опыт работы в этой сфере, то может оказаться, что с этим можно как-то работать. Желаю не бояться принимать помощь, но в то же время стараться максимально обходиться своими силами.
Автор: Люда Короткова.