Советы психологов
как выбрать направление работы и пройти собеседование, коммуникация с коллегами и преодоление кризисных ситуаций
Психологи платформы Everland имеют большой опыт работы с соискателями с инвалидностью
Поэтому они знают, как непросто бывает человеку решиться сделать первый шаг к трудоустройству. Чтобы помочь преодолеть сомнения и страхи, психологи проекта Everland подготовили свои рекомендации по выбору профессии, взаимодействию и коммуникации с коллегами, решению кризисных ситуаций. Также они ведут группу, где регулярно проводятся онлайн-встречи с возможностью обсудить различные темы, в том числе про работу, и найти поддержку.
Что учесть в выборе направления для работы и какие первые шаги нужно сделать?
Ульяна Захарова
ведущий психолог Everland
Составить представление о себе как о личности и как о специалисте. Можно для начала воспользоваться профориентационными методиками для диагностики. Они позволяют сформировать теоретическую аргументированную базу в представлениях о себе. Чтобы правильно интерпретировать полученные ответы, лучше проводить подобные тесты вместе с психологом. Исходя из аспектов результата диагностики, психологи проекта Everland также помогают выбрать наиболее интересные и полезные для человека направления работы.
Следующий этап — палочка-выручалочка для любого специалиста — это создание карьерной папки. Кроме резюме, в ней может быть портфолио из уже имеющихся работ, копии дипломов об образовании, сертификатов, отзывов о работе. Определив для себя круг возможных специальностей, важно иметь несколько вариантов резюме. Желательно просматривать уже имеющиеся варианты своего резюме перед откликом на конкретную вакансию, чтобы сделать его более релевантным и повысить шансы на одобрение.
- расписать доступные специальности,
- указать так называемую вилку по заработной плате, ознакомившись с предложениями вакансий, условиями труда,
- определиться, исходя из этого, с удобным графиком и форматом работы. Нужно учитывать не только собственные возможности, но и ограничения, особенности состояния здоровья,
- полезно зафиксировать наиболее часто встречающиеся требования по профессиональным навыкам и сравнить их со своими.
Кандидат с образованием психолога отправляет резюме с указанием вакансии «психолог», откликаясь на вакансию оператора колл-центра.
Действительно, человек с психологическим образованием или соответствующим опытом работы может иметь качества и навыки, необходимые для работы в колл-центре. Однако отправленное резюме:
изначально заявляет о заинтересованности в другой работе;
скорее всего, в резюме много лишней информации, а технических данных о подготовленности рабочего места может не хватать.
- Оставьте в резюме «костяк», дополняя его важными навыками под конкретную вакансию.
- Изучите потенциального работодателя, если есть такая возможность. Обратите внимание на то, что важно для него. Иногда это помогает дополнить резюме, показав свою внимательность и реальную заинтересованность в работе в конкретной компании.
Важно! Нередко соискатели с инвалидностью совершают ошибку: вместо того, чтобы расписать навыки владения различными компьютерными программами, они сосредотачиваются только на личных качествах.
24 года, ДЦП
Что мешает в поиске работы работы и как справляться с негативными эмоциями?
Ульяна Захарова
ведущий психолог Everland
- Низкий уровень коммуникативных навыков и социальной насмотренности
- Инфантилизм
- Излишняя склонность к манипулированию
- Мнительность
- Склонность к перфекционизму — из-за чего сложно, болезненно признавать собственные ошибки
Мнительность, инфантильность, склонность к манипуляциям, низкий уровень коммуникативных навыков — это зачастую результат воспитания, результат влияния той среды, в которой человек находится. Проработать это самому человеку с инвалидностью достаточно сложно, но уже хорошо, если он сам замечает, что проблема есть. Здесь необходима помощь психолога. Кроме работы с психологом в понимании себя и выстраивании взаимоотношений с окружающими, часто помогает ежедневное ведение дневника эмоций. Он позволяет отследить неработающие шаблоны поведения уже спустя несколько недель.
1) Сначала нужно описать какую-то неприятную ситуацию, которая произошла в течение дня
2) Вспомните, как физически вы ощущали себя в этой ситуации, то есть как происходящее отзывалось в теле.
3) Подумайте, какие потребности скрываются за этими эмоциями.
4) Проанализируйте, как вы отреагировали в данной конкретной ситуации.
5) Напишите, что вы сделали, чтобы удовлетворить потребности.
Пункты 2 и 3 могут вызывать затруднения при заполнении, Если так, то их можно пропустить. Желательно расписывать таким образом по три ситуации в день.
Регулярное ведение дневника эмоций позволяет отследить неработающие шаблоны поведения, уже спустя несколько недель.
Как людям с приобретенной инвалидностью снова поверить в себя и найти новые возможности для работы?
Мария Ковтун
психолог Everland
Первое время нормально ощущать в себе много сомнений и страхов — как теперь будет складываться жизнь. Важно не давать себе зацикливаться на них, а пробовать жить самостоятельно. Принятие себя в новом состоянии — процесс небыстрый, он может занять несколько лет.
Общение поможет отвлечься от различных депрессивных мыслей и обогатит новыми знакомствами. Нужно понять, что не имеет смысла тратить жизнь на негативные мысли.
Необходимо выйти из позиции «жертвы», которая проявляется в ожидании особого к себе отношения со стороны окружающих, поблажек, привилегий, в нежелании брать ответственность за самого себя, и перестать задавать себе вопросы: «Почему я? За что это мне?» Правильнее формулировать их так: «Как я могу выйти из текущей ситуации? Что нужно сделать, чтобы вернуться к прежней полноценной жизни? Как найти себя в профессиональной сфере, с чего начать?»
Людям с приобретенной инвалидностью важно постепенно, шаг за шагом, возвращать себе аспекты прежней жизни, а реабилитация и работа очень важны для этой цели. Также нужно стараться окружать себя позитивными примерами — людьми, которые уже смогли восстановиться в той или иной мере, реализовать себя в профессии.
Прилагая усилия, человек с приобретенной инвалидностью не только восстанавливается сам, но очень мотивирует близких не сдаваться в патовых ситуациях, позволяет им жить, не принося «жертвы» вашей инвалидности.
В результате прогрессирующего заболевания опорно-двигательного аппарата человек долгое время отрицал необходимость использования инвалидной коляски (она уже была приобретена).
Он аргументировал это тем, что теперь будет «не как все», его пугало, что люди будут смотреть на него с жалостью или осуждением. Около года он не выходил на улицу, не работал.
Во время консультаций с психологом человеку удалось отделить диагноз от собственной личности, понять, что он все так же ценен для внешнего мира, в том числе как специалист. А коляска — это объективный необходимый и более комфортный способ передвижения. Когда человек принимает себя в новых обстоятельствах, ему становится легче вернуться к работе.
49 лет, мышечная дистрофия
Как влиться в новый коллектив и выстроить хорошие отношения?
Мария Ковтун
психолог Everland
Чтобы влиться в коллектив, важно:
— быть включенным в его жизнь, быть в курсе происходящего;
— ориентироваться в сфере ответственности своих коллег;
— быть готовым помочь, а если не компетентен в каком-то вопросе, то вежливо перенаправить к нужному специалисту. Но важно не оставлять без внимания, не игнорировать, если к вам обратились за помощью;
— обращаться внутри коллектива друг к другу на «ты», это снимает коммуникативный барьер;
— распределяя задачи внутри коллектива, важно фиксировать дедлайны и ответственного за каждую задачу;
— убрать директивную форму обращения, демонстрировать открытость и готовность помочь
Чтобы быть устойчивым, нужно:
— не бояться делать что-то новое, это позволяет быть конкурентоспособным;
— рассчитывать силы, понимать, что сможешь сделать без помощи, а что нет;
— не оправдывать свои неудачи инвалидностью, а анализировать ошибки;
— погружаться в свою работу полностью, от и до, не пытаться схалтурить и надеяться что «прокатит»;
— принимать во внимание, что у наставника больше опыта в работе и воспринимать критику правильно.
Как правильно реагировать на критику и увидеть в ней точки для роста?
Ульяна Захарова
ведущий психолог Everland
- Воспринимайте критику как возможность для роста — наставник делится с вами своим опытом, показывает ошибки и возможные решения.
- Сохраняйте спокойствие и вежливый тон.
- Если в критике есть эмоциональные оценки, то отделите их от важной информации. Эмоциональный негатив со стороны собеседника — это его личная боль или неудовлетворенность, помните об этом.
- Спокойно задавайте уточняющие вопросы.
- Приступив к исправлению какой-либо ошибки, не уходите в самообвинение.
Пришедший в команду начинающий специалист часто не ладил со своим наставником. На его замечания и просьбы переделать некачественно выполненную работу мужчина высказывал свое недовольство и нежелание исправлять. Было два случая, когда конфликт перерастал в его уход с работы. Но затем мужчина возвращался.
Нередко в команде сложно выстроить коммуникацию в системе «руководитель-сотрудник» — или в этом случае «наставник-новичок», если речь идет о руководителе-женщине. Мужчинам может быть психологически непросто выслушивать критику от женщин, особенно если они моложе по возрасту. Кроме того, часто мужчинам тяжело признавать свои ошибки, что они выполнили свою работу плохо, но заслуживают снисхождения — они старались. Они могут себя считать более компетентными и расценивать свою работу качественной.
В таких случаях нужно понимать, что работа — выше межличностных отношений. Нужно уважать своих коллег, даже если они намного моложе и кажется, что их опыт и знания не сравнятся с вашими. Даже если ваш жизненный опыт гораздо больше, в профессиональном плане наставник более компетентен. В любой компании есть отстроенные процессы, своя специфика и требования, поэтому игнорировать их — нельзя.
50 лет, ДЦП
Как справиться с выгоранием?
Ульяна Захарова
ведущий психолог Everland
Чтобы не оказаться в ловушке эмоционального выгорания, важно уметь правильно отдыхать. В профессиональной деятельности жертвами эмоционального выгорания нередко становятся специалисты помогающих профессий, сопереживающие люди, а также склонные к перфекционизму.
Попробуйте:
- Возьмите паузу. Уставший, обессиленный, потерявший интерес к работе специалист всё равно не принесёт никакой пользы для компании.
- Выделяйте время исключительно для себя. Мы часто забываем, что просто отсутствие работы — это ещё не отдых. Отдых — это расслабление. А если есть нереализованные желания, которые откладывались в долгий ящик, то пора вспомнить о них.
- Если вы уже находитесь на той стадии эмоционального выгорания, когда расслабление кажется чем-то невозможным, обратите внимание на режим сна, питание. Некоторым людям подходят техники медитации — осваивать их можно самостоятельно.
- Наполняйте день небольшими приятными ритуалами. Задумайтесь, какие у вас маленькие радости в жизни?
- Подумайте о том, каким вашим ценностям отвечает ваша работа? Что она помогает выражать? А что угнетает в работе? Исходя из ответов на эти вопросы, будет проще понять, что делать дальше. Но в начале лучше всё же пойти на консультацию к неврологу и психологу.
Упадок физических и эмоциональных сил, когда ничего не хочется делать. Монотонная или рутинная работа, слишком большой объем задач, напряженный эмоциональный фон на рабочем месте, который забирает последние силы.
Такие периоды сильной усталости могут случаться у любого сотрудника. Если не реагировать на них и не предпринимать никаких мер, напряжение и усталость могут дойти до критической точки, когда человек будет окончательно вымотан и физически, и психологически, потеряет всякий интерес и мотивацию к работе.
Необходимо давать себе отдых, даже если работы очень много. Нужно более четко выстроить тайм-менеджмент и выделять хотя бы небольшие промежутки времени для того, чтобы отдохнуть и переключиться на что-нибудь другое. Сделать разминку в течение дня, перекусить, почитать книгу — все это помогает снять напряжение и набраться новых сил.
24 года, инвалидность по зрению
«Был кризисный момент, когда я нарушил требования по проекту, но мой менеджер поняла, что я очень много работал сверхурочно и у меня сдали нервы. В какой-то момент я слишком устал и после этого месяц не работал. Для профилактики выгорания я меняю сферу деятельности. Играю на гитаре, хожу в спортзал, хожу в боулинг, в разные места на прогулки, читаю книги. Это позволяет проветрить голову и справится со стрессом».
Как семья влияет на желание работать
Ульяна Захарова
ведущий психолог Everland
В ходе нашего исследования «Работать ли людям с инвалидностью в России: ситуация 2022?» мы выяснили, что семья может влиять на трудоустройство человека с инвалидностью. Почти половина участников исследования (44%) живет с родителями или родственниками. Треть опрошенных имеют собственную семью, примерно половина из которых с детьми. 17% одиноки и лишь 1% живет с человеком, которому оплачивает уход.
Из 17%, кто живет один, почти половина трудоустроена и бОльшая часть из них — официально. Остальные находятся в поиске работы, преимущественно тоже официальной.
Люди семейные также по большей части работают: из 35% таких участников исследования трудоустроены 54%, остальные 46% ищут работу.
Отношения в семье имеют большое значение в том, насколько сам человек с инвалидностью активен и заинтересован в трудоустройстве. Если с детства родители — в первую очередь мать — окружали его излишней заботой, то и во взрослом возрасте такой человек будет уходить от ответственности за свою жизнь, плыть по течению и перекладывать принятие решений на других. Люди с подобной моделью поведения чаще других не ищут или ищут неофициальную работу, не стремятся получать новые знания.
Люди противоположного склада характера: с активной позицией, стремлением развиваться, брать на себя ответственность за свои действия, принимать решения — это люди, чьи матери в детстве активно включались в жизнь ребенка, поддерживая при этом его самостоятельность. Такие люди гораздо чаще имеют работу в настоящее время и различными способами повышают свои компетенции, узнают что-то новое, получают знания.
Как родителям помочь ребенку с инвалидностью стать устойчивым в работе и жизни?
Ульяна Захарова
ведущий психолог Everland
Задача любого родителя — отпустить своего повзрослевшего ребёнка, позволить ему проживать собственную жизнь. Это постепенный процесс, и он называется сепарацией. Важно признавать факт взросления и факт того, что рано или поздно ваш взрослый ребёнок столкнётся с вынужденностью жизни без вас, даже если сейчас вы этого не хотите.
Родитель, действующий во благо своего взрослого ребёнка, имеющего физические особенности, значительные проблемы со здоровьем, должен видеть в нём личность:
- ценить его личное пространство;
- поощрять стремление к самостоятельности;
- возлагать ответственность за принятие решений;
- делегировать посильные бытовые обязанности;
- поощрять стремление к общению взаимодействию с другими людьми;
- поддерживать, но не проявлять жалость;
- очень важно быть готовыми к диалогу «на равных», внутренне позволить себе и своему ребёнку право на ошибку, потому что они будут и может быть трудно.
На собеседование вместе с кандидатом вышла мама. Начала рассказывать о своей взрослой дочери, хвалить её. Примечательно, что нарушения речи у девушки не было. В дальнейшем мама стала писать психологу в различных мессенджерах и соцсетях.
Желая помочь, мама сама сняла с дочери ответственность, создала неловкую и стрессовую ситуацию. Получился совершенно обратный эффект — не видна заинтересованность дочери, нет корректного представления о её навыках.
После беседы с мамой, когда она отстранилась, девушке стало проще учиться и включаться в работу.
Как близкие могут поддержать человека с инвалидностью?
Мария Ковтун
психолог Everland
Семья имеет основную роль в комплексной реабилитации человека с инвалидностьюа. Именно благодаря поддержке близкого окружения и правильно выстроенным межличностным отношениям у человека с инвалидностью формируется нужный настрой на борьбу с заболеванием, появляется желание участвовать в общественной жизни, развиваться, работать, выходить на улицу, посещать культурные мероприятия. Внутрисемейные отношения напрямую влияют на мотивацию человека к дальнейшей реабилитации и профессиональной деятельности.
Хотелось бы посоветовать близким людей с инвалидностью также помогать поддерживать уровень нормальной повседневной жизни. Не освобождать их от ответственности в принятии самостоятельных решений, в посильных домашних делах, устраивать, насколько это возможно, совместный отдых, позволять не засиживаться в четырех стенах. Такими действиями близкие как бы говорят «Я не стесняюсь твоей инвалидности», «Ты — мой дорогой и любимый человек», «Твой жизненный опыт важен, я ценю время, проведенное с тобой», придавая сил, веры в себя и уверенности человеку с инвалидностью.
Рекомендации юристов
Права сотрудника с инвалидностью, процесс трудоустройства, алгоритм решения спорных ситуаций, дискриминация на рабочем месте
Советы HR-специалистов
Выбор и поиск работы, что важно на собеседовании, общение с коллегами, решение конфликтов