Елена Федосеева, 36 лет, незрячая, Москва, руководитель благотворительного фонда «Дом слепоглухих», журналист, член Союза журналистов России, спортсменка, мама двоих детей.
Среди моих знакомых людей с инвалидностью многие никогда не работали и не хотели работать. Они полагают, что людей с инвалидностью не берут и нет рабочих задач, которые они могут выполнять. Или нет смысла напрягаться за небольшие деньги, когда есть пенсия. Эти установки кажутся мне недостаточными для того, чтобы не стремиться к трудоустройству.
Сейчас я работаю в двух направлениях. Менеджером — 5 лет вместе с командой разрабатываю и реализую проекты, которые улучшают качество жизни людей с нарушениями зрения и слуха. И журналистом — 18 лет пишу информационные и новостные тексты для разных изданий. Я точно знаю, что незрячие и слабовидящие люди могут работать корреспондентами, обозревателями, корректорами, копирайтерами и рерайтерами.
«На первом курсе я пользовалась диктофонами и рельефно-точечным шрифтом Брайля, а уже на втором — приходила на занятия с ноутбуком»
Я училась на филологическом факультете. Выбрала его, потому что люблю читать и после окончания вуза был шанс устроиться в специализированную школу учителем русского языка и литературы. В университете я стала первым незрячим студентом: с каждым новым преподавателем мы обсуждали формат моего обучения. На первом курсе я пользовалась диктофонами и рельефно-точечным шрифтом Брайля, а уже на втором — приходила на занятия с ноутбуком. Конечно, сначала записывать слова лектора было непросто, но со временем я научилась делать это очень быстро. Такой навык пригодился, когда я начала сотрудничать с периодическими изданиями и готовить интервью.
Первый информационный текст я написала для журнала Всероссийского общества слепых «Наша жизнь». Однажды встретилась с его сотрудником и рассказала о том, что мне было бы интересно попробовать себя в журналистике. Мне предложили подготовить статью на свободную тему и прислать на электронный адрес редакции. Я написала небольшой текст об адаптации кинопоказов для незрячих зрителей, и совсем скоро он появился на страницах журнала. Это удивило и вдохновило меня на написание новых статей, темы которых предлагала уже сама редакция.
Через некоторое время я получила предложение от знакомой девушки, ведущей колонку в журнале для беременных женщин и мам «Аистенок» поработать с ней. Издания были совсем разные и по темам, и по стилю подачи материала, так что мне приходилось учиться создавать тексты под их форматы. Материалы журнала «Наша жизнь» публиковались в основном в жанре художественной статьи, и этот жанр сам по себе был мне близок. Я воспитывалась на русской классике и любила развернуть предложение с большим количеством дополнений и определений и, непременно, с использованием метафор и красочных образов. Главному редактору журнала это даже нравилось: он хвалил меня, говоря, что мои работы отлично вписываются в концепцию журнала.
А вот редактор колонки «Аистенка» меня не поощрял и даже частенько просил убрать из текста мои литературно-художественные нагромождения. Поначалу мне это не нравилось: я сердилась и обижалась на замечания. Но потом поняла, что они относятся не ко мне лично, а к той работе, которую я делаю, и начала стараться не вовлекаться эмоционально. Теперь я понимаю, что именно этот процесс исправления текстов после замечаний редактора и стал для меня обучением и практическим погружением в профессию.
Я не училась на факультете журналистики и даже не знаю, чему именно там обучают. Вчитываясь в свои тексты после редакторских правок, я сравнивала их со статьями в современных журналах и на популярных интернет-ресурсах, обращала внимание на то, как сегодня авторы делают подводки к текстам, раскрывают темы, какие фигуры речи используют и какие ошибки допускают с точки зрения своих читателей.
Сейчас я люблю встречаться с незнакомыми мне людьми и разговаривать с ними на самые разные темы, но когда-то делать мне это было сложно. Получая задание от редакторов подготовить интервью с каким-либо человеком, я делала над собой огромное усилие прежде, чем связаться с ним и договориться о встрече. Возможно, мое смущение было связано с наличием у меня инвалидности, но так или иначе только после многократного сознательного преодоления его мне удалось приобрести навык свободного общения с незнакомыми людьми. Перед встречей и тем более перед звонком я специально не предупреждаю их о том, что не вижу потому, что знаю — этот факт не должен никак повлиять на качество нашего общения и на тот материал, который появится.
Перед публикацией статей, созданных на основе мнения конкретных людей, я обязательно согласую их с ними. Этот навык появился у меня после неприятной истории, связанной с публикацией интервью с одним из московских стилистов. Я допустила ошибку в написании сайта его школы, и замечена она была уже после того, как статья разошлась в печатных изданиях. Стилист настоятельно просил исправить ошибку, угрожал судебным разбирательством, но внести правки было уже невозможно. Я всегда с неприятным чувством вспоминаю эту историю, но она стала для меня профессиональным уроком на всю жизнь.
Сейчас я сотрудничаю с двумя изданиями, для которых готовлю четыре статьи в месяц. Это не основная моя работа. Я — подвижный человек, а для того, чтобы написать даже небольшую статью необходимо 5-7 часов стационарной работы. Если позволяют сроки сдачи материала, я работаю с ним несколько дней подряд, давая себе возможность менять виды деятельности.
«Работать за ноутбуком можно как дома, так и в коворкинге»
Я полагаю, что журналистика, как вид профессиональной деятельности, может быть интересна многим людям с инвалидностью. Если речь идет только о подготовке статей, то делать это можно не на территории работодателя, а в любой точке мира. Работать за ноутбуком можно как дома, так и в коворкинге, в кафе или в цветущем городском парке. Для написания статьи специалисту требуется только компьютер или современный смартфон с подключенной к нему физической клавиатурой. Я чаще всего использую именно второй инструмент.
Информацию на экране смартфона я прочитываю при помощи программы экранного доступа, а для создания текстов использую приложения, аналогичные по функциям текстовым редакторам на компьютере. Одно из них называется «Office», и оно позволяет создавать и редактировать текстовые документы в формате «docx».
Для того чтобы взять у человека интервью, сегодня совсем необязательно с ним встречаться. Современные технологии позволяют делать бесплатные звонки по интернет-связи с абонентом, проживающим даже на другой стороне земного шара. Первое время, разговаривая с человеком, я вела диктофонную запись, затем транскрибировала ее и только после этого работала с полученным материалом, преобразуя его в связный, структурный текст. Этот процесс занимал так много времени, что, в конце концов, я начала сразу записывать речь собеседника в текстовый редактор, минуя этап аудиозаписи. Работать таким образом оказалось гораздо удобнее и быстрее.
Журналист может выбирать место и время для своей работы, но эта свобода требует от него ответственности и самоорганизации. Иногда самостоятельно привлечь себя к труду непросто, и лично мне в этом деле помогают самодоговоры: я ставлю перед собой небольшие задачи, после выполнения которых обещаю себе какой-нибудь бонус. К примеру, после написания тематического блока разрешаю себе выпить чашку кофе с ломтиком горького шоколада или на пять минут заглянуть в социальную сеть. А главное — я получаю огромное удовольствие в момент, когда читаю окончательный вариант своей статьи. Для меня создаваемый мной текст — это что-то вроде изделия мастера, которое прошло несколько сложных этапов технологического процесса и, наконец, после контрольного тестирования оказалось в руках ожидающих его людей.
«Улучшить свою продуктивность мне помогает спорт»
Я бегаю, посещаю бассейн и езжу на велотандеме. Конечно, все это я делаю в сопровождении видящего спортсмена-лидера, и для того, чтобы в разгар интенсивной работы выйти на улицу для пробежки, мне заранее надо договориться с лидером, но при правильном планировании эту задачу можно легко решить.
Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.
11.10.2022 г.