«Родители верили в меня и помогли создать условия»

09.11.2022

Дмитрий Туниеков — специалист по цифровой визуализации в сфере электронной коммерции в компании Johnson&Johnson. У него получилось после перелома шеи в 17 лет все же получить высшее образование и работать удаленно, передвигаясь в инвалидной коляске. Он рассказал о важной поддержке семьи в реализации человека со сложной инвалидностью и стремлении пробовать изменить свою жизнь.

 

 

В начале выпускного класса Дмитрий получил спортивную травму. На тот момент он занимался вольной борьбой и готовился к чемпионату России по национальной борьбе на поясах. Планировал поступать на экономический факультет или что-нибудь связанное с бизнесом, и обязательно в город больших возможностей, в Москву. 

Но после травмы жить, как раньше, уже не получилось. «Я оказался в инвалидной коляске и совсем не с тем могучим здоровьем, которое было у меня раньше. Поэтому пришлось приспосабливаться к новому положению и условиям. И уже исходить из этого», — поделился Дмитрий.

Дальше были две операции в Европе на шейном отделе позвоночника, год лечения и реабилитация. При переломе шейного отдела позвоночника люди чаще всего остаются с парализованными кистями рук. Но Дмитрий смог разработать пальцы.

В 2012 году не было развито дистанционное обучение, поэтому он продолжил обучение на дому — учителя из гимназии приходили заниматься. После успешной сдачи ЕГЭ и окончания школы с красным аттестатом, встал вопрос о высшем образовании. 

По принципу «просто пробуй»

Дмитрий не был уверен, что сможет очно учиться в вузе, учитывая потребность в постоянной помощи со стороны близких, но считал, что высшее образование и профессию получить нужно обязательно. 

«Мои родители верили в меня и помогли создать условия, чтобы я мог посещать занятия очно, а близкие родственники помогали возить меня на учебу. За что я им безмерно благодарен!» — говорит Дмитрий.

В том же году Дмитрий поступил учиться в Сибирский Федеральный Университет по специальности «Прикладная информатика». Профессию он выбрал с учетом ограничений, понимая, что работать будет удаленно. 

Вуз оплачивал парню такси для поездок на учебу и обратно. Для удобства лекции проходили в аудиториях на нижних этажах. Студент на коляске смог пользоваться подъемником в здании университета.  

 

 

Дмитрий был единственным студентом-очником на инвалидной коляске среди остальных обычных людей. Он вспоминает, что в первое время учиться было очень не просто — много новой информации. Непросто было и близким Димы, которые постоянно помогали ему посещать занятия и даже ждали во время пар, сидя в коридорах вуза.  

«Я действовал по принципу “просто пробуй”. Со временем мы приспособились, стало легче. Учеба стала очень хорошей социализацией для меня, благодаря ей мне удалось интегрироваться в общество в своем новом состоянии», — делится молодой человек. 

Трудоустройство без опыта

Во время учебы через социальную сеть Дмитрий наткнулся на Российскую общественную организацию людей с инвалидностью «Перспектива», которая помогала трудоустраиваться в крупные российские и международные компании. 

«У меня сразу же созрел план, и появилась идея переехать в Москву. Я решил поступать в магистратуру. Конечно же, при поддержке родителей и близких». В том же 2018 году реализовались и переезд, и магистратура.

«С проблемами трудоустройства я не столкнулся, так как проходил классные тренинги в РООИ “Перспектива”. Они мне очень помогли в преодолении переходного периода после окончания университета — в составлении резюме, самопрезентации перед работодателем, общении на собеседовании. Я стал увереннее», — делится Дмитрий. 

После проекта «Путь к карьере» Дмитрию предложили оплачиваемую стажировку в Citibank. Так получилось, что работа нашла его сама. С Дмитрием на год заключили трудовой договор. Он работал в отделе интернет-маркетинга сначала стажером, а потом и младшим специалистом.

Про рабочую адаптацию 

Никакими приспособлениями для работы Дмитрий не пользуется. Кисти рук позволяют ему пользоваться обычной мышкой. Но парень считает важным удобно оборудовать рабочее место — использовать ноутбук вместо стационарного компьютера. При этом столешница рабочего стола должна быть выше подлокотников инвалидного кресла, иначе к нему не подъехать вплотную. А для того, чтобы монитор был на уровне глаз, советует использовать мобильный складной столик-подставку для ноутбука.

Во время учебы Дмитрий старался успеть записать материал ручкой, но если не получалось, то просил у преподавателя согласия записать аудио или видео урока на телефон. Кроме того, переписать лекцию всегда можно было попросить у одногруппников.

Важно не стесняться вести диалог с руководством вуза или работодателем, оговаривать с ними необходимые условия. Они могут пойти навстречу, как это было в случае такси в университете.

Если чего-то не знаешь по внутренним бизнес-процессам компании, то нужно спокойно спросить руководителя. Если есть другой вопрос, то сначала нужно поискать ответ в интернете, чтобы не отвлекать руководителя по пустякам. Можно обратиться к старшим коллегам за советом. 

 

Автор материала: Анна Сарафанова

Проект реализуется при поддержке Фонда президентских грантов.

20.10.2022 г.