«Как они смогут зарабатывать себе на жизнь, став взрослыми?»

Ответ на этот вопрос уже знает Владимир Хавшабо — отец 10 детей и руководитель программы «Спаси ребенка» Благотворительного фонда имени Елизаветы Глинки. В его семье — две родные дочери и восемь приемных сыновей, шесть из которых с инвалидностью. Каждый из ребят может и обед приготовить, и мебель починить. Все стали независимыми от родителей. Но на освоение навыков потребовались годы. Владимир поделился своим опытом на «Эстафете успешности», так как уверен — родители могут помочь своему ребенку в реализации, если будут понимать, как это правильно сделать.

Владимир, как вам удалось воспитать детей независимыми?

Все, что для этого нужно — это относиться к ним с самого начала, как к любому другому ребенку. Главный вопрос, который стоял передо мной и детьми, как они смогут зарабатывать себе на жизнь, став взрослыми. Каждый день мы начинали с поиска новых возможностей. Помимо того, что мы проходили лечение,  учились ходить, мы добивались первых крупных для себя побед — одетый самостоятельно на ногу носок, поглаженные впервые брюки, донесенный без потерь до места мешок и многое-многое другое, с чем дети их возраста уже давно прекрасно справлялись. 

Параллельно мы искали себя в кулинарии, творчестве, изготовлении табуреток и всякого другого, что, нам казалось, прокормит ребят в будущем. Нет, никто из моих ребят не стал столяром, поваром или художником, хотя они запросто приготовят себе обед, постирают одежду, наведут чистоту в доме и отремонтируют мебель. ​Но все это вместе помогало нам становиться все более самостоятельными и уверенными в себе. Так мы и двигались дальше, ставя перед собой все более сложные задачи.

Фото Ивана Зеликова

В каком возрасте сейчас ваши дети с инвалидностью? И с какими проблемами в интеграции ребят в социум вы сталкивались?

Все мои дети сегодня — уже совершеннолетние, младшему сыну —19 лет. Самое главное и сложное одновременно — это поверить в себя и своих детей. Поверить в возможность жить так, чтобы получать от этого радость и чувствовать себя с другими людьми равными и достойными. Я никогда не сомневался, что у нас это получится. Но у меня не было четкого представления о том, что именно мы должны найти для каждого, чтобы они могли кормить себя и вести полноценный образ жизни, я это искал вместе с ними.

Следующая проблема — это доступность среды, раньше  возникало много сложностей. Например, у моего сына Саши Куликова сложная инвалидность: проблемы передвижения и срощенные пальцы. Их разъединили на операции, но они все равно остались искривленными. А он очень хотел играть на фортепиано. И у него это получилось. Так вот в одной музыкальной школе, где он учился, между этажами была неудобная лестница, как на чердак. Я переносил Сашу на правом плече, а в левой руке держал его ходунки. Пока он был маленький, мы над этим шутили. А в другой музыкальной школе не был предусмотрен пандус на входе. Тогда он уже повзрослел и стал смущаться моей помощи. Мы приезжали и сидели в машине, пока девочки и мальчики из его школы пройдут. И только потом я опять забрасывал его на плечо и мы с ним радостно топали на занятия. Мы обращались к администрации по этому поводу, но пандус так и не установили. Его сделали мы сами — вместе с нашей образовательной школой. И Саше стало легче, да и другим детям тоже.

Саша заканчивает в этом году 11 классов, и ему еще предстоит выбор профессии — учитель начальных классов, соцработник или психолог.

А другому сыну Олегу удалось победить инвалидность. Из-за папилломатоза гортани практически ежегодно мы ложились на операцию для удаления образований, которые мешали ему дышать и разговаривать. Шесть лет продолжалось лечение. И сегодня Олег чувствует себя здоровым, учится в колледже на электромеханика.

Что важно для развития самостоятельности ребенка с инвалидностью? По вашему мнению, какие есть основные ошибки родителей в развитии детей? Почему так происходит?

Важно все то же, что и для ребенка, не имеющего инвалидности, — вера в себя, доверие и поддержка со стороны близких людей, интерес к жизни, желание быть тем, кем хочется, даже если кто-то рядом сомневается и отводит глаза.

Основная ошибка — это жалость. Нам всегда хочется подстелить соломку, перестраховаться, спрятать ребенка от проблем. В какой-то момент нам хочется остановиться, прижать своих детей крепко-крепко, сделать за них то, что для нас не составит никакого труда, посадить их на шею и тащить сквозь житейскую суету, попутно решая за них вопросы. Это действительно самый легкий путь — и для нас, и для детей. Но если мы хотим, чтобы наши дети были счастливыми, насколько это возможно, мы должны просто идти рядом с ними, подставляя в самый сложный момент своё плечо, продвигаясь по миллиметру вперёд, снова и снова начиная всё с начала. У меня по-другому не получалось.

Читайте также

Рекомендации юристов

Права сотрудника с инвалидностью, процесс трудоустройства, алгоритм решения спорных ситуаций, дискриминация на рабочем месте

Советы психологов

Как выбрать направление работы и справиться со страхами, коммуникация в команде и профилактика выгорания

Советы HR-специалистов

Выбор и поиск работы, что важно на собеседовании, общение с коллегами, решение конфликтов

Проект «Эстафета успешности» реализуется при поддержке торговой сети «Магнит», движения «Открыто для всех» Агентства стратегических инициатив и Союза приемных родителей, усыновителей, опекунов и попечителей и их объединений