«Навыки, полученные в одной профессии, пригодятся и в другой»

В этом уверена Ольга Ребко из Йошкар-Олы. Она освоила больше 12 профессий: переводчик, копирайтер, редактор, лектор и радиоведущая. Менялись интересы менялись профессии. Из-за хрупкости костей Ольга передвигается на коляске, школьное образование она получала на дому. Учиться общению с разными людьми пришлось в институте, где она училась очно. Как навыки одной профессии помогают развиваться в другой и как выбрать не просто интересное дело, но и зарабатывать с учетом физических ограничений коуч Ольга рассказала молодым ребятам с инвалидностью на «Эстафете успешности».

Ольга, вы сменили больше двенадцати профессий. Как так получилось и почему?

Какими-то из них мне стало скучно заниматься — я хотела развиваться дальше. Некоторые были в студенческие годы, когда ничего другого я позволить себе не могла — это была подработка, а не полноценная работа. Но мои профессии тесно друг с другом связаны: навыки, полученные в одной профессии очень пригождались в другой. Например, какое-то время я работала копирайтером. Потом мне надоело этим заниматься, а умение хорошо писать тексты любого формата и размера осталось и востребовано сейчас.

А как выбирали первую профессию? Учитывали ли свои ограничения по инвалидности?

Я окончила педагогический институт. Моя первая профессия — учитель английского и французского языков. К концу школы мне очень хотелось либо изучать языки — это у меня всегда отлично получалось и всегда большое удовольствие доставляло, либо шить одежду, — я очень хорошо рисовала, придумывала свои модели, мне очень хотелось их воплощать.

Родители не возражали ни против одной из профессий, потому что они для меня посильны. С этим можно работать хоть на дому, хоть через интернет. Главное условие выбора специальности было, чтобы она не стала бесполезной, я могла этим заниматься дальше и обеспечивать себя. Это было важно. 

На модельера учили в колледже, а иностранным языкам — в институте, то есть высшее образование. Мы всей семьей подумали, прикинули плюсы, минусы, чего я больше хочу. И решили, что научиться шить можно, совершенно не поступая в колледж. А вот чтобы получить профессию, связанную с языками, — это сложнее самостоятельно сделать. Я выбрала вуз, о чем вообще ни разу не жалею, потому что педагогическая профессия — это не просто изучение языков, она многогранна и актуальна всегда. И я с этой профессией, что бы ни делала, все равно остаюсь учителем. Она меня всегда догоняла, и по сей день я в ней.

Сейчас я — методолог образовательных программ. Это значит, что я проектирую обучение: составляю образовательные программы, прописываю планы уроков под задачи клиента. В рамках работы методолога очень полезно знать и применять коучинговые подходы для того, чтобы понять, что хочет заказчик, и грамотно поставить цели. Я пошла на курсы коучинга и до сих пор их прохожу. По ходу я поняла, что могу работать с людьми и помогать им находить свой путь в жизни, используя приемы и техники коучинга. Мне это очень понравилось. И так я стала практиковать еще и как карьерный коуч.

С какими сложностями на пути в профессию вы сталкивались и как их преодолевали?

До 18 лет я была закрытым человеком, потому что училась на дому и не умела общаться с людьми должным образом. Потом я поступила в институт на очную форму обучения, и родители каждый день возили меня на занятия, поднимали все пять лет на этажи. Вот тогда я оказалась среди огромного количества разных людей и то, что мои сверстники уже совершенно спокойно делали и не замечали, мне приходилось осваивать осознанно и постоянно этому учиться практически с нуля. Мне кажется, я до сих пор это развиваю. 

Когда я искала первую работу как переводчик, я звонила по объявлениям. Мне очень понравилось одно предложение. Мы поговорили, а в конце я спрашиваю: куда прийти на собеседование. Оказалось, что они находятся на втором этаже. Я сказала, что передвигаюсь на коляске, можем организовать встречу на первом этаже? И на том конце провода я почувствовала, как люди сильно замялись и выдали: «А у вас с головой все в порядке?» Тут уже напряглась я. Говорю: «Что вы сейчас имеете в виду?» Там очень стушевались и продолжают: «Вдруг у вас память плохая…» В общем, я нашла себе другую работу, тоже переводчиком. И проработала в этой сфере более 15 лет, параллельно занимаясь еще чем-то. В разное время я успела побывать корректором, копирайтером, редактором, лектором, кукольником, мастером по созданию бижутерии, радиоведущей. То есть если где-то закрывается одна дверь, то открывается десяток других.

В каких случаях вы бы могли помочь человеку с инвалидностью как карьерный коуч? И к чему должен быть готов сам клиент, когда он к вам приходит?

Коуч не дает готовых решений и чаще всего вообще не может ничего вам советовать. Коуч задает вопросы, благодаря ответам на эти вопросы у человека должна выстраиваться определенная стратегия поведения, которая поможет решить ту задачу, с которой он пришел. Обязательно надо учитывать то, что вы все будете делать самостоятельно. Если нужны готовые решения в плане, например, выбора профессии или выбора работы, лучше обратиться к карьерному консультанту или к профориентологу, которые по результатам тестов четко составят ваш портрет и подскажут, какие профессии вам подходят.

Что бы вы посоветовали молодому человеку с инвалидностью, который только определяется с профессией? На что ему ориентироваться?

Конечно, стоит учитывать свои ограничения, и это касается на самом деле не только людей с инвалидностью. Просто нам — тем, у кого все-таки есть инвалидность стоит обращать на это более пристальное внимание, потому что не все ограничения чисто физически преодолимы. А если вы все-таки решаетесь выбрать профессию, которая не совсем совпадает с вашими ограничениями, подумайте о том, как вы будете эти ограничения преодолевать или минимизировать. Это важно делать прям на берегу. Обязательно слушайте себя. Поймите, чего вы хотите от конкретной профессии, какие у вас есть способности, интересы, таланты, склонности. Это все знать очень важно. 

Да, еще смотрите на более-менее перспективность специальности. Потому что если вы идете учиться на библиотекаря, вы должны понимать, что библиотекарь практически вымирающая профессия. Думайте о том, что вы будете делать с этой профессией, как вы можете в ней реализоваться. Обучение, особенно первое обучение, не должно быть просто потому что «меня туда взяли». Оно должно быть потому что «я знаю, что буду с этим делать и как буду это делать». Тогда легче.

Может ли карьерный коуч помочь человеку с инвалидностью, если у него уже есть образование, опыт работы и стремление развиваться, но доход все равно остается очень низким?

Карьерный коуч может подсказать, как улучшить ситуацию. Но тут надо понимать, что это за человек, какая у него профессия, что он уже делал. Возможно, он просто не там ищет или не то направление для развития выбрал. Или выбрал не то обучение. Или его профессия имеет ограничения, которые у него есть, и он не может прыгнуть дальше того, чего он уже достиг. Значит, надо искать какую-то другую нишу или другое обучение и другую профессию. Это могут быть и внутренние установки, которые просто засели у человека в голове, и он никак не может через них перешагнуть.

Но далеко не всегда у вас изменится жизнь после первой сессии. После первой встречи вы выявите возможные проблемы. Может быть, даже не все, а лишь самые основные. Дальше вы можете приходить на новые сессии, чтобы выстроить линию, как эти проблемы решать, превращать их в задачи, ставить себе цели и продумывать пути развития. 

Но бывает так, когда приходит ко мне человек, мы определяем проблемы. И по ходу дела выясняем, что человек реально не знает, как их решать, то есть у него внутри нет понимания, что делать, у него нет нужных ему компетенций. Нет людей, с которыми можно было бы еще посоветоваться. И в этом случае, если у человека просто нет ресурса на преодоление этих сложностей, карьерный коуч ничего не сделает.

По вашему мнению, какие навыки нужно развивать человеку с инвалидностью, если он хочет быть успешным профессионально?

В первую очередь развивайтесь в своей профессии. Оставайтесь в курсе новых технологий, методов, приемов. Кто стремится знать как можно больше, как правило, легче получает заказы и постоянную работу. Также независимо от того, чем вы занимаетесь, учитесь общаться, принимать других людей и взаимодействовать с ними — это очень важно.

Читайте также

Рекомендации юристов

Права сотрудника с инвалидностью, процесс трудоустройства, алгоритм решения спорных ситуаций, дискриминация на рабочем месте

Советы психологов

Как выбрать направление работы и справиться со страхами, коммуникация в команде и профилактика выгорания

Советы HR-специалистов

Выбор и поиск работы, что важно на собеседовании, общение с коллегами, решение конфликтов

Проект «Эстафета успешности» реализуется при поддержке торговой сети «Магнит», движения «Открыто для всех» Агентства стратегических инициатив и Союза приемных родителей, усыновителей, опекунов и попечителей и их объединений