Потеряв зрение полностью, я понял, что нужно быть самостоятельным настолько, насколько ты только способен

Михаил Меньшиков из Казани терял зрение постепенно из-за глаукомы, а к 21 году уже ничего не видел. Сейчас ему 34. Молодой человек нашел постоянную работу только в 32 года. Причины такого длительного поиска — отсутствие самостоятельности и примеров трудоустройства незрячих и слабовидящих людей. Сейчас Михаил работает оператором кол-центра в благотворительном фонде «Добрая Казань» и специалистом по социальной работе во Всероссийском обществе слепых (ВОС). Наш герой принял участие в «Эстафете успешности» и поделился, что помогло ему в адаптации к новым условиям и трудоустройстве.

А что мешало найти постоянную работу со стабильным заработком?

Думаю, во многом на это повлияло отсутствие самостоятельности и реальных примеров трудоустройства людей с инвалидностью. Хорошо я не видел никогда: в детстве я был слабовидящим. Но у меня был приличный остаток зрения, который позволял читать обычный шрифт. Постепенно оно падало, и к 21 году я утратил его полностью. Тогда первые три года после потери зрения я сидел дома и ничего не делал. Я понимал, что надо учиться по-новому ориентироваться, заниматься бытом. Но я жил в селе Лозо Приморского края, и у меня не было представления, как этому учиться, не было рядом людей, которые могли бы что-то подсказать, ведь связей с сообществом незрячих у меня не сложилось, потому что я обучался в обычной школе. 

В специализированную школу меня не отправили, потому что ближайшая находилась в городе Артём, примерно в трехстах километрах от нашего села. Ведь тогда я мог бы приезжать домой разве что на каникулы. А еще при моем заболевании было нежелательно травмироваться, и родители хотели, чтобы я был на виду. Так что с первого по одиннадцатый класс я учился в обычной школе. Я не всегда видел написанное на доске. Учителя шли навстречу: либо записывали мне задание в тетрадь, либо диктовали, либо позволяли самому подходить к доске. 

После школы я поступил на юридический факультет в Дальневосточный государственный университет, но не окончил его. Мне было тяжело самостоятельно куда-то пойти, решить вопросы в деканате — я просто не понимал, как все это делается с таким зрением, как у меня.  

Сейчас я понимаю, что во многом моей самостоятельности препятствовала гиперопека родителей. Возможно, мне было бы лучше обучаться в специализированной школе, где я смог бы понять, как незрячие и слабовидящие решают свои проблемы в разных ситуациях, и не выпал бы на три года из активной жизни. 

Расскажите, как Вы все же нашли работу?

Первая стабильная работа у меня появилась к 32 годам. Мой друг порекомендовал меня в качестве оператора кол-центра в благотворительный фонд «Добрая Казань». До этого были какие-то подработки: я занимался копирайтингом на биржах фриланса, продавал дрова, размещал рекламные объявления. Все это приносило очень маленькие деньги, которые не окупали затрат времени и сил.

В «Доброй Казани» я работаю на горячей линии, принимаю запросы от людей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации, консультирую их, передаю эти запросы дальше. 

А в сентябре этого года мне предложили должность специалиста по социальной работе во Всероссийском обществе слепых. Так что теперь я еще и обучаю других незрячих и слабовидящих, прежде всего пожилых, работать с телефоном и компьютером. 

Также занимаюсь транскрибацией аудио: за время работы на фрилансе у меня появились заказчики. Но сейчас я стараюсь передавать эти задачи знакомым, потому что не успеваю совмещать с основной работой. 

Для меня работа — это способ самореализации и повышения самооценки. Кроме того, обе мои работы так или иначе связаны с оказанием помощи слабозащищенным группам населения, что также создает ощущение нужности и важности моей деятельности. И конечно, нельзя отрицать и фактор финансовой свободы. 

Как Вам удалось адаптироваться к новым условиям, когда Вы полностью потеряли зрение?

Когда я учился в университете, меня заселили в общежитие с тотально незрячим студентом-программистом. Он рассказывал мне о программах экранного доступа, которые озвучивают всю информацию на компьютере. Так что, потеряв зрение, я довольно быстро освоил компьютер. И это в итоге мне помогло: спустя три года после потери зрения, в одном чате я встретил незрячего одноклассника, того  студента, с которым жил в комнате. Я рассказал ему о том, что теперь тоже не вижу, и он предложил мне пройти обучение в центре реабилитации слепых и слабовидящих ВОС в Бийске. 

Я знал о существовании ВОС, но его местная организация находилась далеко от моего села, поэтому до полной потери зрения я редко посещал ее и не имел представления о возможностях, которые организация предоставляет людям с инвалидностью. Благодаря знакомому я об этом узнал. Мне оплатили поездку в Бийск и сопровождающего, и в течение пяти месяцев я обучался ориентированию, домоводству, компьютерной грамотности.  

Пройдя обучение, я поехал в Казань к девушке, с которой познакомился в интернете. Вскоре мы поженились, я переехал в Казань, где стал более плотно общаться с незрячими из общества слепых и научился у них пользоваться сенсорным телефоном, узнал о специализированных приложениях, которые помогают сканировать и распознавать документы, облегчают навигацию и т.д. 

Что помогает Вам быть успешным и устойчивым, не имея профессионального образования?

У меня среднее образование, но я постоянно стремлюсь самообразовываться. Например, самостоятельно изучаю юридические аспекты. Интерес к законодательству помогает мне в работе с подопечными «Доброй Казани», когда они обращаются на горячую линию. Я должен держать руку на пульсе всех вопросов, которые важны для людей, и понимать, как могу быть полезен тем, кто обращается за помощью. Поэтому мне помогают быть успешным мое упорство, желание постоянно обучаться и любовь к моей работе. Также я слежу за развитием информационных технологий, в первую очередь тех программ и приложений, которые помогают незрячим пользователям. Это важно как для меня лично, так и для моей работы в ВОС.

Полагаю, что образование является важным, но не ключевым аспектом в трудоустройстве. Очень многие люди работают в областях, не связанных с теми специальностями, которые они получили в вузе. Кроме того, нынешний мир меняется с огромной скоростью, и часто программа учебных заведений не успевает за переменами, поэтому на первый план выходят личные качества человека: трудоспособность, умение приспосабливаться к меняющимся условиям рынка труда, способность к обучению и освоению новых навыков.

Почему Вы участвуете в «Эстафете успешности»?

Я решил принять участие в «Эстафете успешности», потому что считаю, что людям с инвалидностью необходимо понимать, что возможность устроиться на работу есть при различных нозологиях, различных диагнозах, с разным уровнем образования, и нужно искать какие-то варианты, пытаться развиваться. А для этого нужно информировать людей об успешных кейсах трудоустройства. Ведь зачастую люди с инвалидностью не могут трудоустроиться не в силу объективных ограничений здоровья, а по причине субъективных ограничений в собственной голове: неверие в свои силы, боязнь выйти из зоны комфорта. Такие мероприятия, как «Эстафета успешности», позволяют людям с инвалидностью узнать друг о друге, поделиться успешными историями не формально, а по-честному.

Молодым людям с инвалидностью я желаю не пренебрегать возможностями, потому что порой они сами идут к нам в руки: главное — не упустить их, не отмахнуться от них. Желаю стремиться к саморазвитию, читать, узнавать новое. А еще — стараться делать как можно больше вещей самостоятельно. Да, моя жизнь поменялась, потому что между незрячим и слабовидящим достаточно серьезная разница. Но потеряв зрение полностью, я понял, что нужно быть самостоятельным настолько, насколько ты только способен, и не перекладывать свои проблемы на других.

Читайте также

Рекомендации юристов

Права сотрудника с инвалидностью, процесс трудоустройства, алгоритм решения спорных ситуаций, дискриминация на рабочем месте

Советы психологов

Как выбрать направление работы и справиться со страхами, коммуникация в команде и профилактика выгорания

Советы HR-специалистов

Выбор и поиск работы, что важно на собеседовании, общение с коллегами, решение конфликтов