Нужно объективно оценить свой потенциал и возможности, чтобы не приносить в жертву здоровье
Так считает Ксения Аскярова, психолог-реабилитолог из Уфы. Эту профессию она выбрала, чтобы не навредить своему зрению: Ксения слабовидящая. Работая в сфере документооборота, девушка столкнулась с непониманием коллег и другими серьезными трудностями. Наша героиня приняла участие в «Эстафете успешности» и рассказала, как нашла работу в центре реабилитации и почему еще нужно объективно оценивать свое здоровье при выборе профессии.

Вы когда-нибудь сталкивались с трудностями на работе из-за инвалидности?
Да, когда я работала в сфере, не связанной с психологией: занималась документооборотом в Управлении образованием. Из-за плохого зрения я не могла быть полезным, удобным сотрудником, потому что зачастую документы, которые мы отправляем завтра, нужно было оформить вчера. Я с трудом справлялась с огромным оборотом макулатуры, делала эту работу медленнее: ведь мне нужно было подносить каждый лист близко к глазам. И в какой-то момент я почувствовала, что коллеги считают меня интеллектуально неполноценной.
Я пыталась решить эту проблему, фотографируя бумажные документы и увеличивая текст, но это не принесло серьезных улучшений. Потом стала просить коллег присылать мне документацию в электронном виде — и тут начала справляться намного лучше: я очень дотошный человек, поэтому не оставлю без внимания ни одной цифры. Тем не менее, я была узкоспециализированным сотрудником, не могла быстро переключиться на что-то другое и оперативно помочь. Поэтому восемь лет унижений дали свои горькие плоды: я до сих пор пытаюсь справиться с чувством неуверенности в себе. Теперь я понимаю, насколько важно объективно оценивать свои силы при выборе работы. Сейчас, находясь в своей лодке, я испытываю ощущение комфорта и спокойствия.
Расскажите о своей нынешней работе. Как удалось ее найти?
Сейчас я работаю психологом-реабилитологом в Республиканском центре реабилитации в Уфе. К нам приводят детей с разными нозологиями от двух до восемнадцати лет. Я корректирую нарушения в поведении, развиваю память, внимание, познавательные функции.
Психологическое образование получала в Башкирском государственном педагогическом университете, в РПГУ им. А. И. Герцена и в Институте прикладной психологии в социальной сфере.
Уже на бакалавриате начала работать с людьми. Мне предложили стать руководителем группы поздноослепших. Это были разновозрастные люди, с разным жизненным опытом, которых я обучала чтению и письму по Брайлю, ориентированию в пространстве, навыкам самообслуживания. По окончании учебы занималась документооборотом в Управлении образованием, работала психологом в детских садах.
Нынешнюю работу мне помог найти мой ребенок. У моей дочери тоже инвалидность по зрению, и она ходит в Республиканский центр реабилитации. У них в группе был ребенок с расстройством аутистического спектра, к которому специалисты не могли найти подход. А моей дочери удалось наладить с ним контакт. Когда ее спросили, как она это сделала, дочь ответила, что ее мама тоже психолог и сейчас ищет работу. Так меня пригласили работать в этом центре.

Что дает вам работа?
Работа дает мне финансовую устойчивость, ощущение самоудовлетворения от реализации в профессии, осознания того, что я могу быть полезной людям. А еще работа для меня — это возможность коммуникации: я не сижу дома, не впадаю в депрессию, общаюсь, веду обычную жизнь, как многие люди.
Как в детстве к вашей инвалидности относились близкие?
Я родилась в «обществе слепых»: мои родители, дедушки и бабушки были слабовидящими. Поэтому недостаток зрения не казался мне серьезной проблемой. Но родители не были адаптированы к жизни среди людей с хорошим зрением: они всю жизнь вращались в замкнутом мире незрячих и слабовидящих — так что в моей адаптации к жизни среди обычных людей принимали мало участия. Скорее, я была для них «собакой-поводырем», поскольку видела немного лучше них и могла им помочь.

Я училась в специализированной школе для детей с нарушениями зрения, где читала и писала с помощью шрифта Брайля или увеличивала плоскопечатный текст обычной стеклянной лупой, потому что тогда не было современных электронных увеличителей. А с 14 лет до окончания школы каждое лето работала на предприятии Всероссийского общества слепых, в то время как большинство детей отдыхали. Сюда меня привели родители, потому что денег в семье не хватало. Уже тогда я понимала, что нужно работать, несмотря на инвалидность.
На мое профессиональное самоопределение родители не пытались влиять. Они знали, что я сделаю все по-своему. Единственным человеком, кто мотивировал меня поступать в вуз, была школьная воспитательница Земфира Махмутовна Кузбекова. Она порекомендовала мне записаться на подготовительные курсы университета, находила мне репетиторов для подготовки к экзаменам, поддерживала меня.
Почему вы участвуете в «Эстафете успешности»?
Я решила принять участие в «Эстафете успешности», чтобы люди с инвалидностью понимали, что их жизнь не ограничена этой инвалидностью: у них есть возможности освоить профессию, построить карьеру, зарабатывать деньги. Пусть, может быть, не такой большой «шведский стол» возможностей, как у здоровых людей, но все же выбор есть и возможности тоже есть.

Что вы порекомендуете молодым людям с инвалидностью, которые задумываются о своей карьере?
Молодым людям с инвалидностью я пожелаю правильно оценить свой потенциал и возможности, чтобы не приносить в жертву здоровье. Нужно понимать, что профессий может быть много, а вот здоровье — одно, поэтому именно его нужно ставить на первое место. Так, в школе у меня отмечали хорошие физико-математические способности. Но когда я узнала, что на таких специальностях может серьезно ухудшиться зрение, то, не задумываясь, выбрала психологию, где больше возможностей его сохранить. Поэтому я хочу, чтобы меня услышали: не приносите в жертву свое здоровье! Вы всегда сможете получить то образование, о котором мечтали, но у вас будет та база, которая позволит вам зарабатывать не в ущерб себе.
Родителям я пожелаю не жалеть своих детей, потому что во взрослой жизни мир их не пожалеет. Выйдя из такого «ботанического сада» человек с инвалидностью ощутит во всей полноте, как его начнет «бить» взрослое общество, и это может привести к депрессиям, непринятию мира и другим страшным последствиям. Это вовсе не значит, что нужно быть жестокими. Нет. Просто надо быть по отношению к детям честными — не рассказывать им «сказки», не строить иллюзий, объективно относиться к их здоровью и возможностям. Например, если у ребенка нет потенциала идти в тот же физико-математический институт, а у родителей есть амбиции отправить его именно туда, потому что сами хотели стать физиками, это чревато серьезными последствиями, например, потерей смысла жизни. Это очень важно понимать.
Актуальное на сегодня
Читайте также
Рекомендации юристов
Права сотрудника с инвалидностью, процесс трудоустройства, алгоритм решения спорных ситуаций, дискриминация на рабочем месте
Советы психологов
Как выбрать направление работы и справиться со страхами, коммуникация в команде и профилактика выгорания
Советы HR-специалистов
Выбор и поиск работы, что важно на собеседовании, общение с коллегами, решение конфликтов