Спорт — это хобби, которое неожиданно переросло в профессию

Евгения Цахилова

35-летняя Евгения Цахилова из Ставрополя рассказывает, что долгое время не рассматривала спорт как профессию: в тренажерный зал ее привело желание защитить себя от одноклассников, которые дразнили ее из-за избыточного веса. 2 группа инвалидности по зрению с детства не помешала девушке стать двукратной чемпионкой мира по пауэрлифтингу (поднятию максимально возможных тяжестей) и многократной чемпионкой России по велоспорту. Она уверена, что большую роль в ее достижениях сыграли родители, которые видели в ней не ребенка-инвалида, а обычного человека и стремились воспитать ее самостоятельной. Сейчас  она — спортсмен-инструктор. Наша героиня приняла участие в «Эстафете успешности» в Ставрополе и рассказала о том, как увлечение для человека с инвалидностью может перерасти в работу.

Расскажите, когда и как вы пришли в спорт?

Спортом я увлеклась со школы, лет в 11. Дело в том, что тогда меня очень сильно дразнили и унижали одноклассники: дети в этот период довольно жестокие, а у меня была не только инвалидность, но и избыточный вес, потому что дома меня прилично раскормили. Надо мной издевались, и я пошла в тренажерный зал и одновременно занялась карате. Благодаря этому в школе я начала активно драться с мальчиками, бить их, и в конце концов они стали со мной дружить. Я поняла, что умение давать сдачи очень сильно упрощает жизнь.

Изначально я не рассматривала спорт как профессию, поэтому по совету мамы поступила в институт на социального работника. На тот момент спорт был все-таки хобби, способом похудеть, формированием характера и отстаиванием своей позиции  в жизни. Я видела, что спорт мне очень помогает, что за счет него отношение ко мне сильно поменялось и инвалидность сразу ушла на второй план. 

Еще в школе я начала участвовать в соревнованиях. Но более серьезно погрузилась в спорт в институте. Например, в 2007 получила бронзу на городских соревнованиях по карате — среди здоровых спортсменов! В тренажерном зале института меня заметил тренер и предложил заниматься пауэрлифтингом. В 2009 году я принесла первое золото на чемпионате России по пауэрлифтингу в Сочи.

Как в детстве и юности родители и окружение относились к вашей инвалидности? Как это повлияло на вашу самостоятельность?

В нашей семье никогда не звучало слово «инвалид», и ко мне и к здоровому старшему брату у родителей было отношение абсолютно одинаковым. Например, мы убирались в квартире по графику, и с меня спрашивали наравне с братом, несмотря на плохое зрение: что-то пропустила — мою полы три раза, чтобы они были чистыми. Мама всегда мне говорила: «А что будет с тобой, когда меня не станет?» То есть воспитание было довольно суровым, со мной не нянчились. Но это сильно помогло мне во взрослой жизни. 

Мама хотела, чтобы я была самостоятельной не только в пределах дома. Поэтому она была уверена, что я должна учиться наравне со здоровыми детьми в обычной школе. У меня была справка, где мне рекомендовалось учиться в специализированной школе для незрячих и слабовидящих в Кисловодске. Но мама повела меня в обычную, и я прошла все тесты и поступила в класс с углубленным изучением математики и английского языка.

Что помогло вам найти работу? Были ли какие-то проблемы при трудоустройстве?

Проблем с трудоустройством я не почувствовала. Все произошло довольно плавно. Когда в 2009 году я стала чемпионкой России по пауэрлифтингу, меня сразу поставили на ставку в школу олимпийского резерва. Так что по окончании института я была уже трудоустроена, и работать по специальности социального работника мне не пришлось.

В 2010 году я впервые стала чемпионкой мира. Тогда же по России начали создавать адаптивные спортивные центры для людей с инвалидностью. Когда такой появился в Ставрополе, меня перевели туда. И с тех пор я работаю там спортсменом-инструктором. Моя работа заключается в том, что я сама тренируюсь и выступаю на соревнованиях российского и международного уровня. Конечно, эта должность позволяет мне заниматься подготовкой спортсменов, но это не обязательно. И я пока никого не готовлю, разве что иногда помогаю знакомым в частном порядке: подтянуть фигуру, позаниматься дзюдо.  

В ближайшее время я бы хотела завершить свою спортивную карьеру и заняться чем-то другим, потому что хочу еще что-то попробовать.

Что, по вашему мнению, зависит от самого человека с инвалидностью?

Вся жизнь, желание жить, учиться, развиваться, продвигаться по карьере зависят от самого человека с инвалидностью. Хотя, если мы говорим о детях с инвалидностью, то многие вещи зависят от родителей. Потому что порой неправильное воспитание приводит к тому, что дети чувствуют себя неуверенными, неполноценными, слабыми. Ведь всегда есть соблазн дать ребенку телефон и сделать что-то за него, особенно если у него тяжелое заболевание: это и проще, и быстрее. А моя мама очень многое сделала, чтобы я стала самостоятельной.

Как вы справляетесь с трудностями и неудачами? Есть ли у вас какие-то личные стратегии преодоления препятствий?

Я не скажу, что у меня есть какие-то серьезные трудности. Есть определенные цели, определенные осложненные жизненные ситуации. Это те моменты, которые мне, наоборот, интереснее всего преодолевать. 

Каждую сложную ситуацию я воспринимаю не как трудность, а как задачу. И, когда такая задача возникает, я могу разбить ее на более мелкие моменты и решать постепенно — так проще. К примеру, мне надо проехать 100 километров на велосипеде, а мне тяжело, совсем не хочется столько ехать: нет ни желания, ни сил. Тогда я разбиваю дистанцию на короткие промежутки: вот проехала 25 километров — это уже одна четверть — и дальше в таком же духе. И благодаря этому становится гораздо проще преодолевать поставленные задачи. 

А еще я всегда говорю, что у меня нет мечты —  у меня есть желания, и я всегда добиваюсь того, чего хочу. Мне нужно только время.

Почему вы решили участвовать в «Эстафете успешности»?

Я надеюсь, что мое участие в «Эстафете» даст хоть какой-то толчок в развитии инклюзии, даст обществу понимание, что не нужно навешивать на людей с инвалидностью шаблоны. Я говорю о рамках, в которые пытаются вогнать всех людей с теми или иными заболеваниями, несмотря на их способности и достижения. Например, почему-то принято считать, что человек с инвалидностью должен работать не более четырех часов в день, что ему нужно платить меньше. Я окончила обычную школу, обычный вуз, даже порой участвовала в соревнованиях с людьми без инвалидности — все это было доказательством того, что инвалидность не помешала мне в спортивных достижениях.

Читайте также

Рекомендации юристов

Права сотрудника с инвалидностью, процесс трудоустройства, алгоритм решения спорных ситуаций, дискриминация на рабочем месте

Советы психологов

Как выбрать направление работы и справиться со страхами, коммуникация в команде и профилактика выгорания

Советы HR-специалистов

Выбор и поиск работы, что важно на собеседовании, общение с коллегами, решение конфликтов

Проект «Эстафета успешности» реализуется при поддержке торговой сети «Магнит», движения «Открыто для всех» Агентства стратегических инициатив и инклюзивного проекта Everland.