«Открытый разговор с НКО помог мне найти решение»

У 19-летней Екатерины Шмелевой из Нижнего Новгорода частичная потеря зрения с детства. Девушка учится в Нижегородском музыкальном училище им. М.А. Балакирева на отделении музыкального искусства эстрады по специализации вокала. А еще успевает преподавать вокал незрячим и слабовидящим людям в региональной организации родителей детей-инвалидов по зрению «Перспектива». Эту работу ей предложили после того, как она открыто поговорила с директором «Перспективы» и объяснила, что хочет набираться опыта во время учебы в училище. Наша героиня рассказала свою историю и поделилась, как ей удается совмещать учебу и работу.

Катя, расскажи, когда в твоей жизни появилась музыка?

К музыке я тянулась с детства. Я в четыре года досрочно поступила в музыкальную школу, с детства пела, играла и самостоятельно приняла решение поступить в училище. 

В этой профессии я вижу себя исполнителем. Я выступаю на различных площадках, являюсь неоднократным лауреатом и призером всероссийских и международных конкурсов. Я лауреат конкурса Дианы Гурцкая среди незрячих и слабовидящих «Белая трость» (2020). По его итогам я пела на гала-концерте вместе с «Бурановскими бабушками». Из обычных, не связанных с инвалидностью, конкурсов можно назвать «Единство», «Свободная птица», где я тоже занимала призовые места. Также я принимала участие в телевизионном проекте «Детский мегахит» и кастинге шоу «Ну-ка, все вместе!». 

Раньше я очень волновалась на сцене. Но это была не боязнь членов жюри, а переживание за то, что я могу допустить ошибки при исполнении. Со временем я научилась контролировать свой голос, и когда результат стал более предсказуемым, этот страх ушел.

Музыка со мной непрерывно. Каждый день минимум по часу я уделяю занятиям по специальности — вокалу. Разучиваю что-то на фортепиано. В общей сложности могу потратить на музыку до четырех часов в день. 

Что помогает тебе обучаться в неспециализированном училище?

Поначалу было сложно, тем более что я ходила в специализированную школу, а теперь нужно было подстраивать свое образование под свои потребности самой. Поскольку в училище нужно много работать с нотным текстом, читать с листа, например, на занятиях по сольфеджио, гармонии, я стала распечатывать себе нотные страницы в более крупном масштабе. Также я специально заказываю в типографии тетради с более широкими линейками. Это существенно облегчает мне обучение. 

Если говорить о технических средствах реабилитации, то я ими не пользуюсь: для меня достаточно функционала обычных гаджетов. Лекции печатаю на ноутбуке. Для увеличения использую смартфон, которым фотографирую что-то, чтобы увеличить и прочитать. Он очень помог мне первое время, когда нужно было сориентироваться в училище. Я фотографировала, названия и номера аудиторий на дверях и увеличивала, пока не запомнила. 

Как тебе удалось стать преподавателем вокала в «Перспективе»?

Однажды на занятиях в училище по специальности преподавательница вокала мне сказала, что чем раньше я начну преподавать, тем лучше будет результат у меня самой. Я поняла, что проблему надо решать, но уже знала, куда обратиться. С «Перспективой» я знакома давно, я ходила туда ребенком, и меня там тоже знали все. Я пришла к Сумароковой Ирине Германовне, директору «Перспективы», и рассказала о том, что хочу преподавать вокал, чтобы улучшать свои результаты и набираться опыта, и меня приняли на работу. Так открытый разговор с НКО помог мне найти решение.

Я работаю в «Перспективе» почти год, преподаю эстрадный вокал незрячим и слабовидящим людям — детям и взрослым. Я обучаю их разным фишкам, ставлю голос. Все мои ученики разные, и у каждого свои цели в посещении моих занятий. Например, кто-то приходит, чтобы подготовиться к участию в конкурсе. Кто-то поет для души. Есть ученики, которые пели в детстве и давно этим не занимались, но во взрослом возрасте потеряли зрение, и у них опустились руки — и вокал для таких людей становится отличной возможностью вернуться к своему любимому делу.

С какими трудностями ты сталкивалась на работе и как их преодолевала?

Когда я начала работать, было немного страшно: все-таки мои ученики — взрослые люди, некоторым я во внучки гожусь, а я, студентка, буду чему-то их обучать, что-то от них требовать. Но потом я увидела, что они настроены ко мне доброжелательно, прислушиваются к моим рекомендациям, а главное — наши занятия приносят результат — и страх ушел.

Вообще само по себе обучение вокалу — довольно непростое мастерство и для обычного человека, и для человека с инвалидностью. К своим ученикам я не отношусь как к каким-то другим, особенным, потому что меня всегда окружали разные люди: и с инвалидностью по зрению, и без. К тому же в вокале у всех примерно одни и те же проблемы, в не зависимости от наличия или отсутствия нарушений зрения.

Поначалу бывали такие ситуации, когда я по привычке что-то показываю, а потом вспоминаю, что не получится так объяснить незрячим и слабовидящим людям — надо искать какие-то другие способы, больше проговаривать. Я стала подстраивать обучение под особенности моих учеников.

Еще одна специфическая черта наших занятий состоит в том, что людям с инвалидностью по зрению, тем более незрячим, сложно ставить движения — приходится уделять этому очень много времени. Но лично у меня нет проблем с движениями, потому что есть небольшой остаток зрения, а кроме того, я долго занималась танцами. Поэтому я могу показать, как правильно двигаться на сцене. 

И конечно, совмещая работу и учебу, я должна тщательно планировать свое время. А свободного времени сейчас у меня почти нет. Но в этом я вижу свои плюсы: у меня повышенная организация рабочего дня, может, это и к лучшему.

Несмотря на все трудности, работа для меня — это не только обучение других людей, но и получение новых знаний для самой себя. Тембр каждого человека уникален, поэтому для достижения результата к каждому нужен свой подход. Мне нравится изучать голоса и тембры людей, их возможности — это интересно. А кроме того, от каждого занятия я получаю положительные эмоции.

Как ты считаешь, твоя активная жизнь — это верное отношение родителей к твоей инвалидности?

Уверена в этом. В детстве родители никогда не отделяли меня от других детей, никогда не относились ко мне, как к какому-то «особому» ребенку. Я всегда была наравне со всеми детьми: убирала в доме наравне со старшим братом, играла, гуляла вместе с двоюродными, троюродными братьями и сестрами, друзьями.  Родители никогда не говорили детям: «Осторожнее, возьмите Катю за руку — она же не видит». За это я очень им благодарна.

Почему ты участвуешь в «Эстафете успешности» и что посоветуешь ребятам с инвалидностью, кто только думает о работе?

Я решила принять участие в «Эстафете успешности», потому что хочу поделиться своим опытом. Может быть, для кого-то он окажется очень полезным и поможет изменить чью-то жизнь в лучшую сторону. Такие мероприятия дают возможность подросткам и молодежи с инвалидностью найти себя, пообщаться с новыми интересными людьми и посмотреть на какие-то вещи с другой стороны.

Молодым людям с инвалидностью я бы пожелала искать себя, пробовать себя в разных направлениях: не попробуешь — не узнаешь. Далеко не у всех людей есть какая-то определённая цель с детства. Хорошо, когда она есть, но когда нет, надо просто выбрать себе какой-то круг интересов: допустим, мне нравится рисовать, готовить и делать прически — и все это надо попробовать, чтобы понять, к чему сердце ближе.  

Если возникают какие-то трудности, самое главное — сесть, подумать, дать себе паузу, и решение придет. Если паниковать, говорить, что ничего не выйдет, — ничего не получится.  

Я уверена, что такие качества, как активность, позитивное мышление, целеустремленность, не позволят человеку сидеть дома и опускать руки. 

Читайте также

Рекомендации юристов

Права сотрудника с инвалидностью, процесс трудоустройства, алгоритм решения спорных ситуаций, дискриминация на рабочем месте

Советы психологов

Как выбрать направление работы и справиться со страхами, коммуникация в команде и профилактика выгорания

Советы HR-специалистов

Выбор и поиск работы, что важно на собеседовании, общение с коллегами, решение конфликтов