Найдите зону социальной успешности: досуг как интеграция и развитие
Алина Ахметова, основатель первой в России секции адаптивного фигурного катания «Хрустальные пазлы», уверена, что путь человека к успеху в жизни начинается с интересного досуга в детстве. Тем более, если это детство с инвалидностью. Более 450 детей с аутизмом, синдромом Дауна, задержкой развития катаются на коньках у Алины. Почему важно увлекать ребенка и как родители могут помочь своим детям, она рассказала на «Эстафете успешности».
Алина, такие секции, как ваша, не появляются просто так. Расскажите о вашей личной истории.
Первые признаки того, что с ребенком не все в порядке, я обнаружила, когда ему было чуть больше года. Тревожным звоночком для меня стало отсутствие у ребенка чувства любопытства, исследовательского интереса, свойственного малышам. Они познают мир через активность, через перенимание опыта, имитацию деятельности.
При обращении к специалистам я столкнулась с формальным отношением, стандартными фразами от врачей: «давайте ждать до трех лет», «мальчики позже развиваются». У ребенка не было глубокой степени аутизма, проблем с интеллектом, но были проблемы с коммуникацией, с социализацией, речь развивалась нестандартно.
Поэтому у меня постоянно присутствовало чувство сомнения и глобального одиночества, что часто встречается у родителей с похожими проблемами. Общество уговаривает их, что проблемы не существует. А в результате теряются самые важные годы на реабилитацию, на занятия с ребенком.
Но поскольку у меня уже был педагогический опыт, я не стала дожидаться никаких официальных диагнозов, а просто начала активную коррекцию.
Официально сыну поставили диагноз в три с половиной года. На мой вопрос специалисту, на что следует обратить внимание в его коррекции, я получила очень ценные советы: «Ваша основная задача сформировать ребенку визуальное расписание, чтобы он четко понимал границы и правила. А также ему необходимо найти зону социальной успешности». Это занятие, в котором он будет чувствовать себя успешным, довольным, и в котором у него будут какие-то достижения. Поэтому мне следовало обратить внимание на то, что ему понравится.
Поскольку я сама профессиональный музыкант, вначале попробовала музыку. Но из-за того, что у ребенка гиперчувствительность к звукам, с музыкой у нас не получилось. А вот спорт у нас «зашел». Я начала искать спортивные занятия, где специалисты знают, как работать с детьми с аутистическим спектром.
Тогда, семь лет назад, очень сложно было найти такие занятия. В одной социальной сети я увидела объявление, что молодая тренер Анита Шакирова набирает группу по фигурному катанию непосредственно для детей с аутизмом.
Мы начали заниматься индивидуально. За год занятий у ребенка случился очень большой прогресс по всем фронтам: физическое и психоэмоциональное развитие, а главное — коммуникация, самое «слабое звено», самый большой дефицит.
Результаты были настолько впечатляющими, что стало понятно, — занятия необходимо продолжать постоянно, а не только зимой на открытых катках. Также у нашего тренера образовалось так много учеников с аутистическим спектром, что одна она уже не справлялась. За год наработки тренера вылились в целую методическую программу, возникла потребность создавать секцию.
Чего сейчас достигли «Хрустальные пазлы»?
Секция отпраздновала в этом году свое пятилетие. Мы поставили на коньки более 450 детей. В нашей секции занимаются дети как с диагнозом аутизм, так и с другими ментальными нарушениями: синдромом Дауна, умственной отсталости, задержкой психоречевого развития и другие. Наши тренеры обладают невероятным количеством терпения, толерантности, запасом неиссякаемой энергии.
Секция инклюзивная: к нам приходят заниматься и дети без особенностей развития. В основном это братья и сестры наших ребят с диагнозами. Но у нас уже есть опыт, когда к нам приходят совершенно обычные дети, не имеющие, так сказать, «острой необходимости» в инклюзии.
И мы считаем, что это очень хороший показатель. Это значит, что в секции созданы комфортные условия для всех. Это создает такую естественную инклюзию, которую мы все очень хотим. Некоторые родители говорят мне, что они специально пришли в секцию для того, чтобы показать своему ребенку, что дети бывают разные и что все достойны уважения.
У нас есть уже определенные достижения. В этом году мы стали победителями Всероссийского конкурса «Меняем мир вместе» в номинации «Лучшая региональная практика НКО в сфере адаптивной физической культуры и спорта» и Всероссийского конкурса любительских спортивных проектов «Ты в игре» в номинации «Безграничные возможности».
В прошлом году мы организовали курс обучения, который позволил региональным тренерам познакомиться с нашей методикой. И вот сейчас у нас запускается пилотный проект секции адаптивного фигурного катания в Амурской области.
Проблем при организации нашего проекта много. Но чтобы набраться сил для их преодоления, достаточно посмотреть на то, как наши дети меняются, на их результаты. У них улучшается физическое развитие, стабилизируется психоэмоциональное состояние, развивается социализация, расширяются возможности для коммуникации.
А как такие занятия влияют на родителей?
Это очень важный момент. Занятие таким сложным видом спорта и в дальнейшем выступления детей — это огромный огромный ресурс для родителей.
Не секрет, что родители, воспитывающие детей с инвалидностью, находятся в сложном эмоциональном состоянии, когда нет привычки гордиться маленькими победами своих детей. Они постоянно находятся в напряженном состоянии, когда должны воевать с обществом, бороться за права своих детей, чтобы, например, отправить их в какой-то кружок. Да просто покататься на катке на массовом катании. То и дело мы слышим истории, как ребенка выгнали за нестандартное поведение из общественного места.
У нас создана адаптивная среда с дружелюбным составом тренеров, которые с одной стороны достаточно требовательны, с другой стороны понимают проблемы и знают, как их преодолевать.
На традиционных выездных сборах у нас обязательно проводятся внутрисекционные соревнования. Все торжественно — есть подарки, медали, дипломы, как положено. Эти вещи расслабляют родителей и приучают их гордиться своими детьми, несмотря на то, что у них все равно остаются большие проблемы. Мы не говорим о том, что излечиваем диагноз аутизм благодаря катанию. Но родители начинают намного больше верить в своих детей и доверять им, меняется восприятие. В результате обогащается их социальная жизнь.
Любая занятость, неважно, что это будет: кулинария, IT, спорт или просто посещение новых мест, — это опыт социализации ребенка с особыми потребностями. И это невероятная история для сплочения и обогащения внутреннего контента семьи, когда есть возможность выехать куда-то запланировано и целенаправленно. И если это сопровождается какими-то достижениями ребенка, это, безусловно, источник повышения ресурса для всей семьи.
Я считаю, что досуговая деятельность является отличной площадкой для отработки коммуникации ребенка с инвалидностью. А когда у ребенка есть любимое дело, оно может стать не только развлечением, но и толчком к освоению профессии в будущем.
Актуальное на сегодня
Читайте также
Рекомендации юристов
Права сотрудника с инвалидностью, процесс трудоустройства, алгоритм решения спорных ситуаций, дискриминация на рабочем месте
Советы психологов
Как выбрать направление работы и справиться со страхами, коммуникация в команде и профилактика выгорания
Советы HR-специалистов
Выбор и поиск работы, что важно на собеседовании, общение с коллегами, решение конфликтов
Проект «Эстафета успешности» реализуется при поддержке торговой сети «Магнит», движения «Открыто для всех» Агентства стратегических инициатив и Союза приемных родителей, усыновителей, опекунов и попечителей и их объединений