Необходимость в ходунках у Наталии Остроумовой появилась 13 лет назад, к 43 годам, из-за обострений несовершенного остеогенеза с повышенной ломкостью костей и переломами. Женщина уже не могла, как раньше, преподавать музыку. Любовь к музыке У Наталии с детства. Тогда в советской школе учителя не знали, что девочке нужно беречься от падений и толчков, и раздражались, что нужно сопровождать ребенка из класса в класс. Несмотря на трудности, после Наталия окончила Гнесинское музыкальное училище, Российскую академию музыки, аспирантуру Московской консерватории. Она владеет несколькими европейскими языками, хорошо эрудированна и работает в музыкальной библиотеке имени С.И. Танеева. А в последнее время выступает на сцене.
На сцену Наталия стала выходить недавно, хотя вся ее жизнь тесно связана с музыкой. Она участвует в спектаклях интеграционной театральной студии «Гермес», занимается вокалом. Перед зрителями появляется с одной или двумя тростями. В репертуаре начинающей певицы в основном эстрада, но есть и академическая музыка. Видеозаписи своих выступлений она выкладывает в социальных сетях инклюзивного творческого проекта «Окрыленные музой».
«Недавно я стала заниматься вокалом. Никогда не пела, но всегда очень хотела. Сначала занималась в социальном центре, затем — с педагогом. У нас образовалась творческая группа. Мы выступаем в различных центрах. Пою я что-то эстрадное, но хочу петь и академическую музыку, под рояль, уже нашла концертмейстера», — поделилась своими планами начинающая певица.
Необходимость выступать с тростью несколько смущает нашу героиню. Но интерес заниматься чем-то новым перевешивает это смущение и выводит ее на сцену.
«Вообще, конечно, я стесняюсь и выступаю не на ходунках, а беру, в зависимости от моего состояния, одну или две трости. Преодолевать стеснение помогает, пожалуй, то, что мне интересно выступать. Ведь я всегда занималась теорией, все время сидела, что-то писала, наверное, возникла потребность в творческой активности — выйти, представить что-то конкретное», — поделилась она.
Музыкой Наталия увлеклась еще в детстве, но возможности посещать музыкальную школу не было. Она занималась фортепиано дома.
«Я не ходила в музыкальную школу, потому что меня надо было водить. Нужно было беречься от серьезных травм: в любой момент меня могли сбить бегающие дети. Родители работали, водить не могли, и я занималась фортепиано дома с преподавателем. Я очень этим увлеклась, особенно в 13-14 лет. Поэтому, помимо основной программы, разучивала дополнительную музыку», — рассказала наша героиня.
Несмотря на это увлечение, девочка до 10 класса мечтала быть врачом. И только разговор с мамой обратил ее внимание на возможность стать музыкантом. Когда же профессиональный путь наметился окончательно, она оценила свои интересы, физические возможности и выбрала теоретическое направление.
«Я выбрала теоретическое направление, потому что мне нравилось осмысление музыки, чтение книг на музыкальную тематику, да и физические нагрузки на этом отделении были меньше, чем, например, на фортепианном, где пианист занимается за инструментом 5-6 часов в день, чего мне не позволял сколиоз», — поделилась Наталия.
По мнению нашей героини, профессия музыканта-теоретика, в отличие от профессий вокалиста или инструменталиста, требует от человека эрудиции, грамотной речи, хорошей игры на фортепиано, чтобы сопровождать объяснение игрой на инструменте, и знания иностранных языков, особенно при изучении зарубежной музыки. Сама же Наталия изучала английский, немецкий, французский и совершенствует итальянский. Это позволило ей читать научную литературу по немецкой музыке на языке оригинала, переводить книги, писать аннотации к ним.
«Английский я учила в школе, немецкий — в институте, потому что занималась немецкой музыкой. Изучала французский, но уже подзабыла его. А еще очень люблю итальянский. Этот язык применяется в музыкальных терминах, на нем написаны выдающиеся оперы. Обновляла его недавно на курсах», — рассказала она.
Сейчас Наталия Остроумова — заведующая сектором Информационно-библиографического отдела Научной музыкальной библиотеки имени С.И. Танеева при Московской консерватории: проблемы с суставами уже не позволяют ей преподавать.
«Когда я защитила кандидатскую диссертацию по творчеству Иоганна Кунау, то несколько лет работала ассистентом на кафедре истории зарубежной музыки. Но у меня начались проблемы с суставами, которые привели к использованию ходунков. Нужно было вовремя заменять преподавателей, быстро подстраиваться под изменения расписания, и это было очень сложно для меня. Поэтому я перешла в библиотеку», — объяснила она.
Наталия занимается аннотированием музыковедческих журналов, участвует в создании компьютерной базы данных библиотеки, в международных проектах по распространению русскоязычных музыковедческих работ, ведет библиотечный сайт. Ей нравится приводить все в порядок.
«Я работаю только с электронными источниками: вношу их в базу, описываю. У нас есть совместные проекты с зарубежными библиотеками, куда я отправляю рефераты на российские музыковедческие книги. Мне приятно, когда это все начинает работать, становится на место», — поделилась наша героиня.
Ведение библиотечного сайта открыло перед ней новую сферу, о которой она ничего не знала, — веб-разработку. Желая понять, как это устроено изнутри, Наталия в 54-летнем возрасте записалась на курсы по программированию и теперь умеет писать сайты.
«Во время ведения сайта я заинтересовалась, как это работает. Как-то в таком возрасте вдруг стала интересна тема, совершенно не связанная с гуманитарными дисциплинами. И в 2022 году я прошла курсы веб-разработки, где освоила языки HTML и CSS. Теперь я могу верстать сайты. С удовольствием работала бы в команде с веб-дизайнером. Вообще я все время убеждаюсь, насколько многого я не знаю, какая это сфера для совершенствования», — рассказала она.
Наталия любит ходить на концерты, оперы, балеты, спектакли. Добираться до этих площадок на старых метро, где нет лифтов, человеку на ходунках невозможно. Поэтому она пользуется социальным такси или автобусами. Современные здания театров, по ее мнению, стали более доступными, однако старые оставляют желать лучшего.
«Я часто посещаю музыкальные, драматические театры или концерты своей консерватории. Делаю это, когда нет снега, потому что зимой сложновато. Сейчас в театрах, особенно современных, есть лифты, пандусы, сотрудник, который может провести и помочь. Но в моей родной консерватории я пользуюсь служебным лифтом, хотелось бы улучшений», — пояснила Наталия.
Наша героиня уверена, что сегодня у человека с инвалидностью больше возможностей профессионально реализоваться: появляется более доступный транспорт, чтобы добираться до работы, появляются профессии, позволяющие работать удаленно, которые может освоить каждый и в любом возрасте. И опыт Наталии в освоении профессии фронтенд-разработчика это подтверждает.
Материал создан в рамках программы «Новые возможности инклюзивного трудоустройства: программа для НКО, работодателей и людей с инвалидностью», реализуемой при поддержке Фонда президентских грантов.