«Самое сложное в работе с новичком — это то, что все надо объяснять на пальцах»

25.09.2021

Людям с проблемами слуха часто очень трудно общаться письменно. Они пишут, как иностранцы, сильно искажая текст, и не понимают, что написано другим человеком. Причину этого Максим Журавлев видит в жестовом языке, который большая часть глухих учат с детства. А это другая логика построения слов и фраз. Молодой человек считает эту проблему самой главной в прокачке специалистов платформы. Сам Максим тоже с проблемами слуха. Он пришел в Everland за работой полтора года назад. А опыт и навыки позволили ему быстро стать куратором сразу двух направлений: веб-дизайна и веб-разработки. О своей работе, учениках и планах он рассказал для сайта Profi без ограничений.

Максим, как ты приспособился к работе с неслышащими учениками?

Первое время было нелегко. Я не знал, как эффективнее работать с людьми — быть строгим и требовать или быть дружественным и давать слабинку. Пробовал и то, и другое. В итоге вышел на нечто среднее, когда люди выходят на диалог и в то же время не скатываются в панибратство.

А проблему общения я решаю через переписку. Мы начинаем общаться через почту и платформу. Потом переходим в социальные сети, чтобы я мог гораздо быстрее отвечать на вопросы учеников. Если кто-то не понимает, что от него хотят, стараюсь иллюстрировать и показывать наглядно то, что хочу донести, с примерами, чтобы картина прояснилась. Несколько раз буквально на пальцах объясняю то или иное действие и побуждаю человека думать самостоятельно

С новичками работать без критики никак. Как справляешься в таких случаях?

Я стараюсь критично оценивать каждую работу. Но правильная критика всегда должна идти с похвалой, чтобы у людей не пропадала мотивация. Указывая ученикам на их ошибки, я всегда говорю о том, что было сделано хорошо и как можно улучшить результат. Критично оценивать приходится почти каждую работу. Считаю, что критика нужна в меру, и только когда есть, чем помочь человеку. Если человек совсем не дотягивает до требуемого уровня, подсказываю ему, где он может подтянуть свои знания. 

Это очень здравый подход. Но не все же твои ребята с проблемами слуха?

Конечно, не все, у них разная инвалидность. Чаще всего встречается легкая форма ДЦП, когда человек и ходит, и говорит. Бывают ребята с нарушениями в передвижении. Есть те, которым сложно работать в самом начале, потому что у них есть ограничения как физические, так и психологические. Им зачастую мешают нерешительность, нежелание вырабатывать новые навыки, мысли о том, что ничего не получится. Но когда их аккуратно направляешь, они  полноценно работают над всеми требованиями клиента: учатся разрабатывать стиль и гайдлайн, делать сайт или его дизайн, отталкиваясь от запроса клиента, применяют насмотренность в работе, а это очень важно для дизайнера. 

Какие выводы ты можешь сделать? Подтвердился миф о неготовности людей с инвалидностью работать? 

Ребята с инвалидностью ничем не уступают ребятам без инвалидности. Они точно так же могут думать, работать. Нужно всего лишь помочь им понять, как это сделать с их ограничениями. 

Другое дело, что есть те, кто не смогут у нас учиться, те, кому не хватает базовых навыков. Они мотивационно очень слабы, у них нет нужного упорства самостоятельно находить знания и применять их.

По опыту в некоторых случаях инвалидность сотрудника для работодателя может быть огромным плюсом, так как ребята с инвалидностью обладают более высокой усидчивостью или в случае переговоров, например, глухие все  фиксируют письменно, поэтому ничего не теряется. А это важно для подготовки ТЗ. Таких примеров очень много.

В условиях самозанятости все люди могут работать в профессиях, где не важны ограничения здоровья. В период посткоронавируса работодатели поняли, что их не волнует, какой человек на другом конце связи или по ту сторону монитора. Важны только сроки. Любой человек с толикой усидчивости и добросовестности сможет отвечать этому критерию.

Порой ребята с инвалидностью психологически сильно заточены, чтобы получить именно эту работу. Они посвящают все свободное время учебе. У меня на курсе есть такие девушки. Они учатся каждый день и каждый день что-то спрашивают. И это самое ценное, по моему мнению, качество.

Среди учеников всегда есть самые запоминающиеся. Расскажи о результатах своих лучших учеников?

Всего у меня 25 учеников, если считать оба направления. В данный момент у меня на курсе веб-разработки учатся пять человек. В основном мои ребята сейчас работают в Everland или открыли свои проекты. После обучения на курсах ученики имеют высокий шанс найти хорошую работу. 

Максим Бахтин, например, недавно закончил большую работу по моушн, совмещает работу на платформе с другими проектами. Он занимается улучшением навыков по программам и смотрит туториалы в YouTube. Максим присылает мне 3D-ролики с анимацией, которые делает сам, что побуждает радоваться за него. Я помогаю ему находить работу, подыскиваю клиентов. Вскоре планирую дать ему первый крупный проект, связанный с кибердеревней, чтобы он потренировался в сложной моушн-анимации с моей помощью и понимал, как правильно делить большую задачу на несколько малых задач и последовательно их решать.

«Устраиваясь на работу, я точно понимал свои ожидания и желания, сразу был готов и знал, какие программы нужны для дизайнера. Максим говорил только о самых важных, поэтому интегрироваться на платформе Everland не составило большого труда. Макс объяснял, какие программы изучать в первую очередь, давал обоснованную критику, за что я очень благодарен ему», поделился Максим Бахтин.

В целом ученики стали более собранными. Они научились сами искать способы решения проблем, что заставляет гордиться ими, ведь самообучение и инициатива очень важны. Ребята поняли, что могут зарабатывать своим делом. Также могу отметить Евгения Вакулина (тоже очень хорошо стартовал), который научился находить собственные методы решения вопросов. Он отлично делает сайты и имеет клиентов. 

«С Максимом мы работали над проектом DisQuestion. За небольшой период времени сотрудничества я многому у него научился и приобрел полезные навыки. Он очень легкий в работе и общении, всегда поможет, если тебе трудно, досконально все объяснит. После окончания проекта мы иногда переписываемся. Он всегда рад помочь мне, если возникают проблемы», — говорит Евгений Вакулин.

Максим, с результатами разобрались. А что у тебя в планах?

Очень жду биржу задач на платформе, куда придут компании со своими заказами. Сейчас на платформе мы готовы брать тех, кто уже имеет знания. Базовым навыкам мы не обучаем. Хочется расширить обучающий курс, рассчитанный на несколько месяцев, чтобы изучали и программы, и работу над задачами, и коммуникацию с клиентом. Собрать бы собственную команду ребят с инвалидностью и развить свою студию, чтобы впоследствии заработать больше денег и основать онлайн-школу для глухих с субтитрами в курсах и сотрудничеством с сурдопереводчиками. Именно адаптации ресурсов очень не хватает всем людям с нарушениями слуха.