Так считает Артем Абрамов, 27-летний методист по пространственной ориентировке в Российской школе подготовки собак-проводников. Незрячий и со слуховыми аппаратами Артем окончил юрфак в Чувашии, а магистратуру по финансам — уже в Москве. В 2022 году упал спрос на защиту авторских прав иностранных клиентов — Артем получил предложение переквалифицироваться. Теперь он помогает другим незрячим быть самостоятельными — обучает собак-поводырей. Он рассказал, почему нельзя полагаться только на поддержку государства и в чем основная проблема трудоустройства.
Артем, где, по-твоему, заканчивается ответственность государства и начинается личная?
Государство дает все для старта. Государство выплачивает людям с инвалидностью пенсию, которая покрывает необходимые для жизни расходы. Берет на себя обязательства, отраженные в Конституции и Федеральном законе № 273 «Об образовании в Российской Федерации»: каждый гражданин имеет права на образование. В том числе государство обеспечивает доступным образованием и людей с инвалидностью: есть специализированные интернаты, программы, классы, бюджетные места в ВУЗах для того, чтобы в дальнейшем выбор профессии и трудоустройство стали менее проблематичными.
Дальше, после получения бесплатного высшего образования, все уже в ваших руках: как вы, пользуясь своими навыками и знаниями, будете искать свое место и реализовываться. То есть наступает ответственность гражданина: если он хочет улучшить свой уровень жизни — для этого нужен больший доход. Значит нужно искать его дополнительный источник. Так мы берем на себя ответственность за свое финансовое благосостояние.
Допустим, что бесплатное обучение получит человек с инвалидностью. А как же быть с доходом и поддержкой государства в этом вопросе?
Вопрос трудоустройства на самом деле довольно-таки проблематичный. Да, есть ответственность государства. Это квотирование: на предприятии должно быть энное количество вакансий, мест для трудоустройства людей с инвалидностью. Это, к примеру, создание специализированных рабочих мест для людей с инвалидностью по зрению. Это отдельное рабочее пространство как для незрячего человека, так и для его собаки-проводника, если таковая имеется. Есть различные послабления по продолжительности рабочей недели. Это все прописано в нормах закона.
Но вот с самим трудоустройством зачастую бывают проблемы, и это проблемы, не связанные с государством. Это проблемы, связанные с общим нежеланием общества принимать в свои ряды людей с ограниченными возможностями.
Какие изменения в обществе могут на это повлиять, повысить шансы на успех людей с инвалидностью?
На мой взгляд, это должно быть усиление контроля за соблюдением в том числе Федерального закона № 181 «О социальной защите инвалидов» в плане трудоустройства. У нас, в частности, есть огромное количество примеров, когда
человеку с инвалидностью отказывали в трудоустройстве только из-за того, что у него есть собака-проводник.
Проблема возникает в том, что работодатель пытается ограничить право людей с инвалидностью на посещение рабочего места с собакой. А вдруг она распугает посетителей, детей, а вдруг у кого-то аллергия?
То есть стараются заботиться о том, что о них подумают их потенциальные клиенты. Но не заботятся о специалисте, который будет помогать в получении прибыли от этих клиентов. Такая двоякая позиция.
И эта ситуация никем не контролируется.
А если вернуться к личной ответственности, почему из юриста — в подготовку собак-проводников?
У меня был опыт работы по профилю, я работал в области защиты авторского права, по большей части зарубежных исполнителей. В 2022 году это стало невостребованным, и я начал поиск новой работы. Можно было дальше реализоваться в юридической сфере, но дальнейшее трудоустройство заняло бы больше времени. А поскольку мне предложили работу в Российской школе подготовки собак-проводников, я принял решение переквалифицироваться. На тот момент мне это показалось ближе к моим интересам. И я не ошибся. Если можно повлиять на самостоятельность человека, дать ему возможность почувствовать себя увереннее, то почему бы не оказывать человеку такую помощь. Наверное, уже не оставлю эту работу ради карьеры юриста.
Здесь, в Школе, я дополнительно прошел переподготовку на инструктора по пространственной ориентировке и направлению — педагог дополнительного образования детей и взрослых. Моя задача — профессиональная и социальная реабилитация незрячего человека, приехавшего получать собаку. Я провожу различные занятия с незрячими и инструкторами-кинологами в период обучения владению собакой-проводником, разрабатываю различные методические рекомендации.
Я, в принципе, никогда не жалел о том, что закончил юрфак. Хороший юрист — не тот, кто знает все нормативные акты наизусть, а тот, кто знает, где найти ответ на тот или иной вопрос. Этот навык очень помогает мне в работе. Должность инструктора-методиста обязывает к наличию именно навыков методической деятельности, разработки.
А про крутое решение переехать в Москву?
Я хотел полностью построить свою жизнь самостоятельно, вдали от родителей.
Все-таки самостоятельность больше тренирует самостоятельное проживание, накладывая на тебя гораздо больше ответственности.
Это был вызов самому себе, имея на руках собаку-проводника и буквально с одним чемоданом я смог переехать в Москву, поступить в институт, найти работу и создать семью. Со всеми поставленными задачами я справился.
Что еще важно для незрячего человека, чтобы стать самостоятельным?
Компьютерная грамотность. У нас в Чувашии есть замечательный педагог Парахин Николай Павлович. Он помогал осваивать различные программы для телефонов: JAWS, TrueBets, различные ассистенты. Потом учил нас офисным программам. Сейчас все это востребовано в моей работе.
А еще наличие собаки-проводника. Это воспитание самодисциплины, которая начинается буквально с ежедневных прогулок. Это независимость от электронных гаджетов и посторонних людей, самостоятельная возможность передвижения. Не знаю, решился бы я на переезд в Москву, если бы у меня не было моей собаки.
Так какой же он — успешный человек с инвалидностью?
Человек, который определился со своими целями на жизнь. Человек, который постоянно совершенствуется, учится чему-то новому, пусть и малыми шагами. Растет в социальном плане. Но точно не человек, который просто сидит в четырех стенах, получает пенсию и довольствуется малым.
Важно, чтобы родители научили этому с самого детства — самостоятельно принимать решения. Ваше решение (принятое, разумеется, в рамках дозволенного) должно приниматься близкими с уважением и достоинством. Особенно важно доводить эти решения до конца. Именно с этого и начинается ответственность.