«Я решила, если сама не буду действовать, то и работы у меня не будет»

25.07.2024

37-летняя Анастасия Федорюк из Ставрополя с детства была слабовидящей. Это не помешало ей получить образование, работать и развиваться: сначала в «Магните», а потом на почте. Уволиться ей пришлось, когда зрение резко упало. В 2016 году Анастасия оформила инвалидность и встала в центр занятости, чтобы найти подходящую вакансию. Но там помочь ей не смогли. Тогда она решила не ждать помощи от государства, а самой проявить инициативу. На «Эстафете успешности» Анастасия рассказала, как стала арт-педагогом и вот уже третий год трудится в общественной организации

 

 

Анастасия, какие профессии, на ваш взгляд, доступны для людей с инвалидностью по зрению? 

Если это незрячий человек, то это будут в основном профессии, которые связаны с сенсорикой и руками. А если этот человек отлично владеет шрифтом Брайля и у него есть доступное оборудование, то можно ещё стать журналистом, писателем, работать с документами. Если это люди такие же, как я, — слабовидящие, то выбор больше. Однако, когда человек теряет зрение в позднем возрасте, адаптироваться сложнее, тогда это тоже чаще всего ручной труд. Слабовидящий может работать в гардеробе, потому что видит очертания предметов. Может реализовать себя в творческой среде: стать помощником режиссера например. Тут главное, чем человек до этого занимался и чем хочет заниматься, к чему лежит душа. 

 

Расскажите, пожалуйста, а как вы стали педагогом? Кем работали до этого?

Я — творческий человек и по средне-специальному образованию  — модельер-дизайнер. Позже я поступила в институт на бакалавра информационных систем, потому что хотела разбираться в компьютерах. А после института встала на биржу труда. В то время я уже была замужем, потенциальные работодатели восклицали: «О, молодой специалист?! О, можешь пойти в декрет…» и по специальности не брали. Чтобы быстрее начать зарабатывать, я пошла в «Магнит»: сначала продавцом, а потом два года была товароведом. Но постепенно зрение ухудшалось, и я ушла работать на почту. Там я доросла до заместителя начальника почтового отделения. Но за год зрение уже очень резко упало, поэтому пришлось уволиться и оформить инвалидность. 

Но я понимала, что просто так сидеть дома я не смогу, и сразу встала на биржу труда. Там мне предлагали, например, работу уборщиком туалетов, сборщиком мусора. А я со своим жизненным опытом уже не видела себя в этом. Хотела работать с детьми, но, к сожалению, таких курсов переподготовки там не было. И тогда я решила: если сама не буду действовать, то и работы у меня не будет.

Я вспомнила своё средне-специальное образование. Начала уточнять через биржу труда и соцзащиту, какие есть организации для людей с инвалидностью в Ставрополе, куда можно ходить, хотя бы просто заниматься творчеством. Собрала информацию и выбрала Ставропольскую городскую общественную организацию инвалидов «Вольница». Вступила в неё, как член организации посещала мероприятия. Потом начала помогать проводить занятия с детьми и с людьми с инвалидностью как волонтёр. Помогала ребятам лепить, рисовать, делать аппликации и всякие поделки, мы вместе пели песни, играли в подвижные игры. Когда поняла, что мне это нравится, у меня это получается, переучилась на педагога-дефектолога. И вот уже третий год работаю в этой организации как воспитатель и педагог. Так мое увлечение помогает теперь не только мне, но и другим людям. 

Сейчас я даже окончила магистратуру Северо-Кавказского федерального университета и получила диплом магистра специальной дефектологии. Моя выпускная квалификационная работа была связана с арт-педагогикой. Как влияет арт-педагогика на детей с тяжелыми множественными нарушениями, как она им помогает? На самом деле это не просто сел и нарисовал. За счёт того, что ребята работают руками, очень много качеств у них развивается. Да, это не быстрый процесс. Но накопительный эффект дает очень хорошие результаты. За свои два года работы я это увидела.

 

 

Как вы адаптируетесь к изменениям в вашей жизни и профессии? Что вам в этом помогает?

В первое время мне было очень тяжело. Я уже не видела предметы и работать с текстом так, как это было раньше, не могла. Конечно, очень переживала, даже на себя ругалась и обижалась. Потому что это было непривычное состояние. Потом постепенно стала адаптироваться. Я начала устанавливать максимальный шрифт на компьютере и телефоне, использовать «говорилки» — озвучивающие программы. Также некоторые ручные действия приспособила под себя. Например, мелкими деталями уже перестала рисовать, — стала более крупными, брала крупнее кисти. Перешла на некоторые другие подручные материалы, чтобы было доступнее и удобнее. 

 

Какие личные качества вам помогали в работе и в жизни? Кто вас вдохновляет? 

Мои коммуникативность, ответственность и открытость. Я очень быстро нахожу общий язык с людьми. Многие люди с инвалидностью — и я их понимаю — боятся окружающих. Потому что не все воспринимают нас как равных. Некоторые из-за этого закрываются. Я считаю, наоборот, не нужно бояться, нужно жить своей жизнью так же, как и другие. Мы такие же, просто у каждого свои особенности. 

С детства я обожаю стихи Эдуарда Асадова. Самые любимые мои строчки у него стали в последние годы моим девизом по жизни. «В любых делах при максимуме сложностей подход к проблеме все-таки один: желание — это множество возможностей, а нежелание — множество причин». 

Меня очень вдохновляют наши паралимпийцы — это люди сильного духа, которые показывают своим примером, что нет непреодолимого, нет преград.  В Ставрополе тоже очень много паралимпийцев, я с ними встречаюсь на некоторых мероприятиях и всегда восхищаюсь. Они борются, достигают цели и ведут за собой других. 

 

Какой самый ценный жизненный урок вы получили на своём пути?

Когда я получила инвалидность, я поняла, что нужно рассчитывать на свои силы и только на поддержку близких. Эта ситуация показала, кто на самом деле мне близок, кому я дорога. А многие люди просто отвернулись и ушли. Я даже не обижаюсь на них, потому что у каждого своя дорога, свои приоритеты. И я начала заниматься собой, хотя было тяжело — были разные мысли. Признаюсь, иногда и сейчас бывает состояние, что хочется руки опустить. Но когда я вижу результаты моих учеников, с кем занимаюсь, у меня сразу появляется желание идти дальше. Потому что их победы, достижения, радость в их глазах — многого стоит. Когда я это все вижу, мне хочется свернуть горы. 

 

 

Расскажите о своих хобби. Удается ли сохранить баланс между работой и личной жизнью? 

Некоторые мои хобби перекликаются с работой. Я люблю технику Эбру — рисование по воде, — она очень помогает расслабиться, побыть собой. Я изучаю русский жестовый язык. Это не только возможность общения с людьми, которые не слышат. Я участвую в театре жеста «Наоборот», в котором мы поем на жестовом языке. Это очень красивое эмоциональное самовыражение, ведь песню мы передаем жестами и мимикой. Мне нравится путешествовать, на Северном Кавказе, где я живу, есть много чудесных мест. в которых стоит побывать. 

Да, я стараюсь сохранить баланс в жизни. Например, по работе в свои выходные дни я не общаюсь ни с кем, за исключением форс-мажоров. Потому что бывают очень неприятные ситуации, когда мы работу переносим в быт и забываем про дом.

 

Почему вы участвуете в проекте «Эстафета успешности»?  

Такие мероприятия важны, потому что на них одни люди с инвалидностью, которые уже чего-то достигли, могут поделиться своим успехом. А другие,  которые хотят, чем-то заняться, но еще не знают чем, благодаря этим встречам могут найти направление, куда им идти. Я тоже хочу познакомиться с другими успешными людьми, узнать их истории, кому-то помочь своим советом. 

 

А что бы вы посоветовали молодым людям с инвалидностью, которые только выбирают профессию и свой жизненный путь?

Я считаю, что вообще для всех подростков с инвалидностью или без после школы сначала лучше идти в училище или колледж. Потому что такие учебные заведения дают очень хорошие основы для старта. 

Главное  — это верить в то, что ты делаешь и с любовью относится к этому делу. Даже если вы учитесь и вдруг понимаете, что эта не та профессия и к ней у вас не лежит душа, никогда не поздно переучиться. Можно пойти по другому пути. Не бойтесь пробовать и делать ошибки, любой их совершает. Благодаря им мы понимаем, что в следующий раз можно сделать лучше. 

 

Материал создан в рамках программы «Новые возможности инклюзивного трудоустройства: программа для НКО, работодателей и людей с инвалидностью», реализуемой при поддержке Фонда президентских грантов.