Я принесу пользу обществу, занимаясь реабилитацией и адаптацией людей с инвалидностью

05.03.2025

25-летний Дмитрий Чепкой из Новосибирска — тотально незрячий с детства. Он научился ориентироваться в пространстве еще в детстве. Молодой человек — семикратный чемпион России по дзюдо, участник и призер международных состязаний. Сейчас он занимается адаптивной физкультурой с людьми с инвалидностью в собственном клубе «Strong people». А еще — обучает ориентированию незрячих детей. Наш герой принял участие в «Эстафете успешности» и рассказал, что привело его к профессии тренера и для чего людям с инвалидностью нужна адаптивная физкультура.  

 

 

Дмитрий, расскажите, как вы пришли к профессии тренера?

Я с десяти лет увлекаюсь дзюдо. Параллельно осваивал другие виды спорта, доступные для людей с инвалидностью по зрению, например, голбол и настольный теннис. Еще в школе захотел помогать таким же ребятам, как я. Поэтому решил связать свою жизнь с педагогикой и получить среднее профессиональное образование в институте социальных технологий и реабилитации при НГТУ, чтобы стать учителем адаптивной физкультуры и спорта. 

Изначально я сам выступал на соревнованиях и показывал хорошие результаты: являюсь семикратным чемпионом России по дзюдо, призером международных соревнований. В 2023 году мой контракт со сборной России закончился, и я решил тренировать других, потому что, как мне кажется, я принесу пользу обществу, занимаясь реабилитацией и адаптацией людей с инвалидностью. 

В том же году на базе молодежного центра «Зодиак» я создал инклюзивный клуб адаптивной физкультуры «Strong people», где являюсь руководителем и учителем адаптивной физкультуры и спорта. В этот клуб могут приходить люди с инвалидностью и без нее: первые занимаются бесплатно, вторые — платно. Благодаря достижениям в спорте я стал для своих воспитанников не только наставником, но и примером для подражания. 

Для меня эта работа — возможность поддерживать себя в хорошей физической форме, помогать незрячим людям, возможность общения и развития. Работа дает мне цель, а если есть цель, то тогда появляется и мотивация к чему-либо. Я постоянно стремлюсь совершенствоваться как тренер. Поэтому два года назад поступил в педагогический институт на заочное отделение. 

 

Зачем человеку с инвалидностью адаптивная физкультура?

Основная проблема в том, что в  обычной спортивной секции подход ко всем одинаковый. Когда же мы говорим о воспитанниках с инвалидностью, то здесь каждому необходим индивидуальный подход. 

У меня в клубе занимаются люди с разными нозологиями, и для каждого мы подбираем отдельный комплекс упражнений. Так, ребят с ДЦП я не допускаю к дзюдо, потому что для них это травмоопасно. Ведь у них либо руки, либо ноги слабые, а в борьбе все должно быть задействовано. Поэтому они занимаются адаптивной физкультурой. К занятиям с людьми с нарушением интеллекта привлекаю родителей. Сейчас готовлю программу по работе родителей со своими детьми с ментальной инвалидностью, буду представлять ее на кафедре пединститута в апреле. Детей с нарушениями зрения мы предварительно обучаем навыкам ориентирования, чтобы они уверенно передвигались по помещениям и могли прийти к нам без помощи родителей. 

Также надо понимать, что у людей с инвалидностью могут быть и вторичные, неявные, отклонения, на которые никто не обращал внимания. Их следует вовремя выявить у специалиста и учитывать при определении физической нагрузки. Мы помогаем родителям выявлять эти моменты, рекомендуем обращаться к врачам, и после этого становится понятно, как с таким человеком работать, чтобы не навредить. Например, маленький ребенок с нарушениями зрения может оказаться слишком возбудимым, и тогда мы не запишем его в общий поток, а сначала будем заниматься с ним отдельно, пока он не социализируется. 

В мой клуб приходят люди без инвалидности, чтобы подтянуть фигуру, освоить дзюдо или навыки самообороны. И это большой плюс для воспитанников с инвалидностью. Потому что они могут общаться с этими людьми, найти среди них друзей, учиться у них чему-то, социализироваться. Именно в социализации я вижу основную свою функцию: через спорт воспитанники могут научиться взаимодействовать с окружающими. 

А еще для некоторых людей с инвалидностью, которые показывают хорошие результаты, это отличная возможность в дальнейшем стать профессионалами в спортивной сфере и успешно трудоустроиться. Таких воспитанников я стараюсь направлять, рассказываю, какие у них могут быть варианты карьерного развития, в каких конкурсах можно участвовать, где можно получить среднее или высшее образование, где искать работу. 

 

 

С какими трудностями вы сталкиваетесь в институте и как их преодолеваете?

Не стану кривить душой: такие трудности, и правда, есть. Мне удалось поступить, потому что я имел профильное образование, опыт работы и спортивные достижения. Но вообще в этом пединституте только недавно стали принимать людей с инвалидностью, поэтому не всегда представляют, какие условия нужно создать для обеспечения доступности. Например, я получил оценку «удовлетворительно» за практику, потому что не смог составить тест на платформе, которая была недоступна для меня. 

Поскольку компьютеры в наших корпусах не оснащены скринридерами (специальными программами, которые озвучивают текст с экрана), я ношу с собой ноутбук. Но это не каждый может себе позволить, поэтому хотелось бы, чтобы такие программы были установлены, специалисты знали о них и могли сказать об этом незрячим студентам. 

Но было бы нечестно говорить, что преподаватели не идут навстречу.  Они стараются, насколько могут, мне помочь. Например, на занятиях по лыжам со мной рядом шел человек, который координировал мои движения. Потом я запомнил лыжню и самостоятельно ездил по памяти. А еще мне разрешили прыгать через перекладину, правда, после того, как я объяснил преподавателю, как буду это делать, — в подобных моментах без коммуникации не обойтись. 

 

Как в детстве родители относились к вашей инвалидности?

Мои родители были довольно смелыми людьми. Они всегда были за, если я куда-то ходил, чем-то занимался. Они хотели дать мне уверенность в себе, в том, что я могу сам где-то пройтись. Поэтому серьезно занялись тем, чтобы я научился самостоятельно передвигаться по городу: нашли педагога по ориентированию, с которым мы ходили возле моего дома, возле школы-интерната и так далее. И уже к десяти годам я при помощи белой трости мог спокойно добраться от дома до школы на общественном транспорте или пешком. Поначалу им было тяжело меня отпускать. Позднее бабушка рассказала, что первое время она ходила следом за мной, чтобы убедиться, что я точно справляюсь. Сейчас я понимаю, насколько это было важно для развития моей самостоятельности. 

 

Как вы проводите свободное время?

Примерно с 2018 года я увлекаюсь написанием электронной музыки с помощью специальных программ. Делаю это для себя. Раньше немного пел в обществе друзей и знакомых на вечеринках, в метро. Мне очень не нравился свой голос в записи, поэтому я старался выступать, чтобы почувствовать себя более уверенным. 

А еще в свободное время я обучаю незрячих детей ориентированию в пространстве. На меня выходят родители, и я занимаюсь этим абсолютно бесплатно, в качестве волонтерства.  Опыт показывает, что часто проблемы возникают не столько с детьми, сколько с их родителями, которые проявляют чрезмерную опеку, а потом удивляются, почему их ребенок не такой активный, успешный, самостоятельный, как у других людей. Этих родителей приходится убеждать в том, что ориентирование их детям нужно.

Недавно столкнулся с печальной ситуацией, когда мне не удалось заинтересовать девочку в ориентировании, а ее мама не поверила в силы своей дочери — они перестали ходить на занятия. А я очень хотел привлечь ребенка к этому, потому что некоторые одноклассники девочки уже занимались со мной и показывают хорошие результаты. Я не теряю надежды, что она захочет этому учиться, и в ближайшее время планирую снова выходить на их семью. 

 

Почему вы участвуете в «Эстафете успешности»? 

«Эстафета успешности» — это отличное мероприятие, которое позволит людям с инвалидностью поверить в себя, заявить о себе, рассказать о своих достижениях. Это вдохновляет других и демонстрирует, что независимо от обстоятельств, каждый может достичь успеха и реализовать свой потенциал.

Лично для меня такие проекты, как «Эстафета успешности», — возможность рассказать о своем деле, заинтересовать кого-то, чтобы в дальнейшем с кем-то пообщаться, посотрудничать, поработать над интересным проектом. 

Молодым людям с инвалидностью, которые  начинают задумываться о своей карьере, я желаю прислушиваться к себе, чтобы разобраться, чем они хотят заниматься, и верить в себя, окружать себя такими людьми, которые в тебя верят и желают тебе только хорошего. 

 

Автор: Людмила Короткова.