Такую цель поставил для себя Александр Слепухин, 26-летний SMM-менеджер из Екатеринбурга. В ноябре 2015 года его жизнь кардинально изменилась из-за несчастного случая с угарным газом. 17-летний подросток оказался под угрозой смерти. После длительной комы и серьёзной травмы головного мозга он столкнулся с непростым путём реабилитации: от восстановления речи и зрения до возврата уверенности в себе. На «Эстафете успешности» Александр рассказал о том, как он преодолел страхи и научился заново находить радость в жизни.
Расскажите, что с вами случилось в 17 лет?
Девять лет назад со мной произошёл несчастный случай. Мы жили в частном доме, и однажды ночью, в ноябре, из-за тлеющих дров в комнате начал скапливаться угарный газ. У меня закружилась голова, но я не стал будить родителей, а лёг на диван. Вскоре я почувствовал, что теряю силы, и упал на пол. Мы задохнулись угарным газом и пролежали без сознания около 12 часов, пока нас не обнаружили. Я оказался в коме и пережил клиническую смерть. Отравление угарным газом привело к поражению головного мозга. У меня возникли проблемы с моторикой рук, зрением и с речью. Сначала я видел только темноту, но постепенно стал различать силуэты людей. Врачи диагностировали у меня атрофию зрительного нерва, что стало причиной лицевой слепоты. Я не могу запоминать лица и узнаю людей по голосу и одежде.
После выписки из больницы началась моя реабилитация. Мне пришлось заново учиться заботиться о себе и становиться более самостоятельным: держать ложку, одеваться, гулять, говорить. В первый год меня катали на коляске, потом я начал ходить за руку с мамой. На третий год я пошёл сам, используя трость. Я посещал логопеда, делал специальные упражнения и массаж, но мне по-прежнему трудно говорить и читать. Я использую приложение с синтезатором речи NVDA на своём компьютере. Оно преобразует текст в аудиодорожку.
До того, как я получил травму, я был жизнерадостным человеком, полным фантазии, артистичным, играл на гитаре. После несчастного случая я замкнулся в себе, стал стесняться общаться с людьми и потерял уверенность в себе. У меня есть три друга, которые навещали и поддерживали меня. Они звали гулять, но я не решался выходить в люди, сидел в основном дома и не собирался никуда поступать.
Как вы приняли решение продолжить обучение?
Мои родные хотели, чтобы я продолжил образование, но я боялся возвращаться в школу, особенно в 11 класс. Поэтому меня перевели на индивидуальное обучение. Всё было похоже на занятия в обычном классе: уроки, только я сидел один на один с учителем. Мой психолог из Центра реабилитации помог мне подготовиться к дальнейшей учёбе и выбрать профессию. Мы вместе составили длинный список из примерно 150-200 специальностей. Я вычёркивал те, что мне не подходили. Я выбрал факультет рекламы и связей с общественностью (PR) Уральского федерального университета. В этом вузе созданы специальные условия для людей с ограниченными возможностями здоровья, включая дополнительные вступительные экзамены для таких студентов, как я. Это облегчило мне поступление.
Как проходила учёба в вузе?
В университете я посещал лекции вместе со всеми. Поначалу мне было сложно общаться с одногруппниками. Я замечал, как они избегали меня, садились подальше. Но вскоре ребята из моей группы начали сами подходить ко мне: кто-то приветствовал, кто-то делился новостями, кто-то садился рядом. Я постепенно стал открываться и сам начал разговаривать с ними. Теперь мы вместе участвуем в мероприятиях и работаем над студенческими проектами.
Помню, как я всегда просил преподавателей позволить мне выступить с докладом один на один. Они шли мне навстречу. Но однажды один педагог отказал, сказав, что я выступлю в общем порядке, как и все остальные. И вот настал тот момент, когда меня вызвали к доске. Я волновался, смотрел в пол и что-то бормотал. Потом я решил поднять глаза на слушателей: кто-то сидел в телефоне, кто-то ушёл в туалет, а кто-то на последних рядах разговаривал между собой. Меня слушали всего 5-7 человек. Я понял, что всем всё равно, как я выгляжу и как говорю. С тех пор я стал более уверенным и начал выступать перед аудиторией всё чаще.
Как долго вы искали работу?
После окончания вуза я подумал, что будет лучше начать карьеру там, где меня уже знают. Я выбрал организацию, в которой писал диплом и где работала моя родственница. Я занимался маркетингом в магазине зоотоваров. Сейчас я прохожу стажировку по внешним коммуникациям (SMM и PR) в организации социальной помощи людям с особенностями в развитии «Особые люди». Пишу тексты, релизы, делаю графику для ассоциации. Я очень хочу реализовать себя в сфере PR и готов много работать. Почти всё свободное время я посвящаю рабочим делам, и мне не хватает времени на отдых. Мне нравится быть в коллективе. Хотя я предпочитаю работать дома по двум причинам: транспорт обходится мне дорого, и в офисе слишком шумно, поэтому мне трудно сосредоточиться на работе с синтезатором речи.
Какой важный жизненный урок вы вынесли из периода реабилитации?
Я вспоминаю, как в школе и в вузе мне было нелегко находить общий язык с окружающими и адаптироваться в социуме. Я чувствовал себя «белой вороной». Однако я осознавал, что, преодолевая трудности, я смогу успешно социализироваться. Умение общаться — это важный навык для всех нас, ведь мы социальные существа. Людям с ограниченными возможностями может быть сложнее из-за психологических или физических барьеров, но мы должны находить способы и развивать коммуникативные навыки. Всё зависит от нас самих.
Стремление к работе и самореализации — это важные вещи в жизни. Нужно стремиться к большим достижениям и радоваться маленьким успехам, пробовать начинать что-то делать, даже если это трудно, и не бояться ошибок.
Стоит ли проводить open talk «Эстафета успешности»?
К сожалению, человек с инвалидностью часто воспринимается как нуждающийся в помощи. Такие мероприятия, как «Эстафета успешности» могут изменить мышление и стереотипы о людях с ограниченными возможностями. Важно показать, что человек с инвалидностью — это такой же сотрудник, как и все остальные, который выполняет рабочие задачи.