Так считает 37-летний Максим Горбунов из Уфы, незрячий инструктор по сенсорным устройствам в Башкирской республиканской общественной организации Всероссийского общества слепых. По мнению молодого человека, владея современными технологиями, пользователь с инвалидностью по зрению может освоить современную профессию или стать более независимым в таких традиционных для незрячих людей видах деятельности, как массаж, потому что и здесь не обойтись без ведения документации. Наш герой принял участие в «Эстафете успешности» в Уфе и рассказал, как благодаря этим навыкам он смог найти новую, более интересную работу.
В чем, на ваш взгляд, важность цифровой грамотности для людей с инвалидностью по зрению?
Современные технологии качественно изменили мою жизнь. Я захотел обучать этому людей с инвалидностью по зрению, чтобы эти технологии и устройства стали им незаменимыми помощниками в быту и на работе.
Еще занимаясь массажем, я замечал, как технологии помогали мне в работе. Есть стереотип, что массаж — исключительно ручной труд, но это заблуждение. Профессия требует ведения документации, написания заявлений, заполнения журнала посещений, переписки с коллегами в мессенджерах и так далее. Навыки владения компьютером и смартфоном сделали меня независимым — эту работу я мог выполнять сам, не обращаясь за помощью к коллегам.
А еще существует такое стереотипное представление, что у человека с инвалидностью по зрению круг доступных профессий ограничен: это либо массажист, либо педагог, либо музыкант, либо работник специализированного предприятия. С появлением современных цифровых технологий у людей с нарушениями зрения выбор профессий расширился: теперь, владея компьютером и телефоном, можно работать, например, оператором кол-центра, программистом, журналистом, блогером. Вот почему я считаю освоение технологий необходимым условием для успешной карьеры незрячего или слабовидящего пользователя.
Как вы пришли к этой работе?
После школы я поступил в медицинский колледж на отделение по массажу, где обучают студентов с инвалидностью по зрению: эту профессию выбрали больше половины моих одноклассников. Окончив колледж, вернулся в родной город. Массажистов здесь было не так много, как в Уфе, поэтому работу нашел легко.
Спустя некоторое время, снова уехал в Уфу и поступил в педагогический институт на факультет информационных технологий, потому что захотел освоить новую специальность. Эта сфера всегда меня интересовала: я хорошо владел компьютером и мобильными устройствами. Обучаясь очно, успевал подрабатывать массажистом. Но по окончании вуза работу в новой сфере искать не стал. Тогда, в 2015 году, потребность в IT-специалистах была небольшой. Диплом я получил, а работа у меня уже была. Так я остался массажистом.
Параллельно в Обществе слепых я время от времени помогал пожилым людям научиться пользоваться сенсорным мобильным телефоном. Обо мне знали, и, когда я оставил работу массажиста, Общество слепых совместно с Центром занятости населения создали для меня рабочее место инструктора по сенсорным устройствам.
Я ушел из массажа, так как хотел заняться чем-то более интересным. И такая возможность у меня появилась. Теперь в Обществе слепых я обучаю людей с инвалидностью по зрению навыкам работы с компьютером и телефоном. В основном ко мне приходят студенты или пожилые люди. Очень хотелось бы, чтобы родители приводили бы и школьников.
Что дает вам эта работа?
Хорошо, когда какое-то дело есть и не приходится сидеть дома, не надо думать, чем себя занять, как убить свое время. А особенно хорошо, когда работа нравится. Мне моя новая работа очень нравится, даже больше, чем прежняя. В массаже много монотонных процедур, а при обучении незрячих пользователей технологиям я много общаюсь, могу больше узнать о новых людях. Тем не менее, полностью я не отказался от старой работы и не исключаю, что когда-нибудь снова вернусь в эту сферу. Так, нередко делаю массаж на дому. А недавно подтвердил свою квалификацию: каждые пять лет нужно получать сертификат.
Как в детстве окружающие относились к вашей инвалидности и кто был для вас примером?
Не скажу, что родители меня чрезмерно опекали или жалели из-за инвалидности. Скорее, наоборот, были такие случаи, когда они даже забывали, что я ничего не вижу, например, показывали, какая вещь где лежит, движением головы. Они весь день проводили на работе, не сидели со мной дома, как делают это сейчас многие родители детей с инвалидностью. А я учился в школе-интернате для незрячих и слабовидящих в Уфе, поэтому навыки самостоятельности у меня развивались с детства.
Не уверен, что одного примера достаточно для полноценного воспитания или мотивации, но в моем детстве такой пример был. У меня в школе была незрячая классная руководительница. Думаю, что много положительных качеств мы переняли у нее. Она часто рассказывала нам о том, как ведет свой быт, воспитывает детей. Тем самым она показывала, что живет так же, как и все: самостоятельно ходит на работу, заботится о семье, решает повседневные задачи.
Расскажите, чем вы увлекаетесь в свободное время.
Я очень люблю путешествовать. Много езжу по России, например, недавно вернулся из Вологды, посещаю другие страны: последний раз был в Азербайджане. Как правило, путешествую с кем-то. Из транспорта менее всего люблю автобусы. Также в свободное время я читаю аудиокниги или провожу время в группах, на каналах в социальных сетях, посвященных технологиям для незрячих пользователей: оттуда черпаю что-то новенькое.
Почему вы решили участвовать в «Эстафете успешности»?
Три недели назад я посетил первое мероприятие «Эстафеты успешности» в Уфе. Оно мне очень понравилось, и я захотел выступить в роли спикера, чтобы поделиться своим опытом.
Подобные мероприятия позволяют показать потенциальному работодателю реальные возможности людей с инвалидностью, их потребности и кейсы успешного трудоустройства. Я считаю, что это очень важно для инклюзивного найма.
Что вы пожелаете молодым людям с инвалидностью, которые только начинают
задумываться о своей карьере, и их родителям?
Пожелаю не бояться делать первые шаги. Но вместе с тем я считаю, что при выборе профессии человек с инвалидностью не должен «прыгать выше головы»: то есть всегда нужно объективно оценивать свои реальные возможности, понимать, что ты можешь делать, что тебе недоступно, и исходя из этого, выбирать специальность. Лично я видел такие примеры, когда по окончании высшего учебного заведения многие незрячие люди приходят обучаться в колледж на массажиста. Например, некоторые заканчивали педагогический институт, но поскольку в массовой школе человеку с инвалидностью по зрению работать очень сложно, а специализированная школа на регион одна, то подходящих вакансий они найти не могли.
Родителям я бы посоветовал мотивировать своих детей к освоению новых технологий, чтобы дети с нарушениями зрения изучали компьютер, смартфон на уровне продвинутого пользователя и применяли функционал этих гаджетов в учебе и быту по полной. Это позволит им компенсировать недостаток зрения и впоследствии работать со здоровыми людьми практически наравне.
Автор: Людмила Короткова