«Мне помогло то, что я везде о себе заявляла»

19.08.2024

24-летней Дарье Свешниковой удается работать в двух разных сферах — кондитерской и общественной. Несмотря на вторую группу инвалидности по зрению и вопреки стереотипам близких людей, девушка занимается изготовлением шоколада на заказ. А еще работает специалистом по связям с общественностью в Нижегородской организации Всероссийского общества слепых. 13 августа наша героиня приняла участие в Open Talk «Эстафеты успешности» в Нижнем Новгороде и рассказала о том, с чего начинала свой карьерный путь какие возможности есть в регионе для трудоустройства людей с инвалидностью.

 

 

Что помогло вам найти работу?

Со студенчества у меня было хобби и волонтерская деятельность. И то, и другое постепенно переросло в работу.

Я всегда любила готовить и в конце второго курса медицинского колледжа поняла, что хочу не просто готовить дома, а заниматься кондитерским делом. Я прошла онлайн-курсы по изготовлению шоколада ручной работы и уже с третьего курса начала приносить шоколадки одногруппникам. Потом у меня появились первые клиенты: сладости на праздники стали заказывать студенты других групп медколледжа — сработало «сарафанное радио». Так я начала делать шоколадные плитки, конфеты, клубнику в шоколаде на продажу и занимаюсь этим сейчас. У меня есть рабочая страничка в социальных сетях. То есть в случае с шоколадом я пришла к профессии от хобби. 

А еще я с 17 лет была волонтером. Сначала помогала бездомным животным: приносила в котокафе корма, деньги, выгуливала собак, пристроила 10 бездомных котов. А потом мне предложили заняться волонтерством в Нижегородском областном центре реабилитации инвалидов по зрению «Камерата»: меня заметили, потому что я участвовала в инклюзивных мероприятиях и всегда была на виду.  Так я начала помогать незрячим людям:  сопровождала их в поликлиники, магазины, театры, кино, комментировала фильмы. 

После медицинского колледжа на протяжении года я сотрудничала с «Камератой» как волонтёр. А потом стала развозить продуктовые наборы, обеды пожилым незрячим и слабовидящим людям уже в рамках проектной занятости в «Камерате». 

В Нижнем Новгороде есть три организации, которые помогают людям с инвалидностью по зрению — «Всероссийское общество слепых», «Камерата», НРООРДИЗ «Перспектива». Я успела заявить о себе в каждой из них: вела кулинарные мастер-классы в «Перспективе» и «Камерате» в рамках социальных проектов, занималась волонтерской деятельностью, активно посещала мероприятия, которые организовывают эти НКО. Поэтому меня заметили во «Всероссийском обществе слепых» и в прошлом году пригласили работать специалистом по социально-бытовой адаптации официально, на квотированное место. Я обучала незрячих людей навыкам самообслуживания. На этой должности мне пригодилось увлечение кулинарией: я вела мастер-классы по приготовлению еды для незрячих. Тогда же я начала вести личный блог во «ВКонтакте». Мои публикации понравились руководителю общества слепых, и мне предложили другую должность. С января 2024 года я работаю специалистом по связям с общественностью. Я веду социальные сети, фотографирую на мероприятиях, публикую посты и т.д. 

 

Как в детстве взрослые относились к вашей инвалидности?

Моя семья очень хотела, чтобы я все умела делать и была самостоятельной, поэтому проблем с гиперопекой родителей у меня не было. 

Я родом из Дзержинска и четыре года училась в обычной школе. Так что в условиях конфликтов, когда ты понимаешь, что не такой, как все, когда людям приходится тебя принимать и тебе приходится принимать их, самостоятельность постепенно вырабатывается. Например, уже тогда я ходила в магазины. Правда, мне больше нравились супермаркеты, где можно брать товары самой (ценники я могу разглядеть). Поход в маленькие магазины вызывал серьезные комплексы: я стеснялась спросить у продавца, есть ли этот товар, сколько он стоит. 

С 11 лет я стала учиться в специализированной школе с интернатом для незрячих и слабовидящих в Нижнем Новгороде и с 13 лет начала без помощи родителей ездить из одного города в другой на электричках и автобусах. 

Сейчас я практически все делаю самостоятельно, но не стесняюсь обращаться за помощью к людям, даже сама стараюсь объяснять им, как со мной взаимодействовать. Например, я два года подряд ездила на межрегиональный форум по социальному проектированию «Территория ритма». Здесь собиралось около 300 человек. Мы объединялись в команды из 17 человек. И я сразу объясняла своей команде, что в целом ориентироваться могу, участников своей группы по одежде узнаю, но, когда людей много, мне сложно находить кого-то, так что если кто-то из ребят видит меня, он подходит ко мне и ведет меня к нашей команде.  

 

Что заставило вас сменить обычную школу на специализированную?

Мои родители имели смутное представление о школах-интернатах. Они не понимали, как можно отдать своего ребенка в интернат: это звучало для них примерно как детдом. Поэтому я пошла в обычную школу Дзержинска. Из-за конфликтов с одноклассниками и недопонимания учителей за четыре года я сменила две школы. Но с пятого класса учителей становится больше, объяснять каждому, что я плохо вижу, большая проблема. Поэтому мы решили перевестись в нижегородский интернат, тем более что Нижний Новгород – город-миллионник с другими возможностями, да и родители планировали со временем туда переехать. 

 

Почему после медицинского колледжа вы не стали заниматься массажем?

Для людей с нарушением зрения массаж — это классика жанра. Ведь руки работают, и профессия вполне доступна. На момент выпуска у меня не было каких-то профессиональных предпочтений, я выбрала медицинский колледж, скорее, под влиянием стереотипов: все идут, и я пошла.

Но в процессе обучения я поняла, что для моего телосложения (а я невысокого роста) это очень тяжелая работа, требующая огромных физических усилий. К тому же мне захотелось найти такую работу, которая будет меня радовать: я как раз параллельно увлекалась кондитерским направлением. Так что к третьему курсу у меня сложилось четкое понимание, что медициной я заниматься не буду. 

Несмотря на это, я все же закончила колледж. В среде незрячих и слабовидящих бытует такое мнение, что даже если не будешь работать по специальности, диплом массажиста надо получить. Ведь у слабовидящего человека всегда есть риск полной потери зрения, и, если такое случится, можно будет заняться массажем. 

 

Как близкие отнеслись к вашему увлечению кондитерским делом?

Когда я начала заниматься изготовлением шоколада ручной работы, мою семью такое увлечение очень удивило. Не часто встретишь человека, который способен приготовить самостоятельно конфеты. А, если это делает еще и человек с нарушением зрения, то такое хобби не только удивляет, но и восхищает. Моим родственникам сначала казалось, что я не справлюсь с таким увлечением. Но со временем их негативные стереотипы исчезли и на данный момент меня часто просят приготовить шоколад для членов семьи.

 

Что бы вы пожелали молодым людям с инвалидностью, которые ищут работу?

Пожелаю им верить в себя, прислушиваться к себе, чтобы понять, чем они хотят заниматься. А еще пожелаю не стесняться, брать от жизни какие-то возможности. У нас в регионе много конкурсов, проектов, которые помогают людям с инвалидностью. Я всем желаю активно участвовать в них и показывать себя. Например, «Перспектива» организует проект «Путь к карьере», где обучает составлению резюме, навыкам самопрезентации, помогает с трудоустройством. Есть конкурс «Абилимпикс», по итогам которого тоже можно найти работу.  В моем медицинском колледже некоторые студенты участвовали в различных конкурсах по массажу и трудоустраивались после второго курса.

Надо участвовать в конкурсах, знакомиться с людьми и пробовать ходить на собеседования. Даже если откажут и даже если ты сам не захочешь туда устраиваться — ты попробуешь пообщаться с разными работодателями, узнаешь, какие задают вопросы. 

Лично мне помогло то, что я везде о себе заявляла, рассказывала, что умею делать, что ко мне можно обратиться. Я ходила на разные мероприятия и везде говорила: «Я умею делать шоколад», «Я умею готовить», «Я могу волонтерить».   

 

Почему вы решили участвовать в «Эстафете успешности?»

Я участвую в «Эстафете успешности», потому что считаю очень важным говорить о людях с инвалидностью, о том, что они могут реализовываться, находить себе работу. Об этом должны знать и те, у кого есть инвалидность, и те, у кого ее нет. Надеюсь, это поможет ребятам с инвалидностью не замыкаться в себе, становиться более смелыми, более уверенными, не бояться рисковать, пробовать себя в новых направлениях, не стесняться знакомиться, впускать в свою жизнь новых людей.