В этом уверена 38-летняя Эльвира Шиняева из Тамбова. У Эльвиры врождённая абиотрофия сетчатки. Несмотря на сложности со зрением, Эльвира успешно окончила школу и экономический колледж, а затем поступила в вуз на историка. До 19 лет Эльвира не задумывалась о необходимости трудоустройства, так как получала пенсию по инвалидности. Однако, когда она покинула родительский дом, вопрос о поиске работы стал для неё актуальным. Сегодня Эльвира — председатель Тамбовской районной общественной организации слепых. На «Эстафете успешности» она делится своим опытом, доказывая, что инвалидность не мешает самореализации.
Как вы с плохим зрением справлялись с учебой?
В детстве, когда мне было шесть лет, родители стали замечать, что с моим зрением что-то не так. Я не могла ориентироваться в сумерках и плохо освещенном месте. Врачи определили врождённую абиотрофию сетчатки — заболевание, при котором человек хуже видит в темноте, поле восприятия постепенно сужается, а глаза быстро устают. В 14 лет после тяжелой пневмонии мое зрение стало стремительно падать. Мама не хотела, чтобы близкие и знакомые, учителя и одноклассники знали о моей инвалидности. Мне приходилось притворяться зрячей. Это было непросто, но я старалась изо всех сил.
После окончания общеобразовательной гуманитарной школы поступила в Московский экономико-правовой колледж. Там я изучала профессию бухгалтера. Я всегда увлекалась историей и археологией, поэтому решила продолжить образование в Тамбовском государственном университете имени Державина, выбрав исторический факультет. Во время первой сессии заметила, что рукописный текст стал расплываться передо мной. Я вынуждена была учиться на слух и записывать лекции на диктофон. В начале учебы в вузе я всё еще ориентировалась в пространстве и могла читать печатный текст. Но к моменту завершения университета эта способность полностью исчезла, и мне дали инвалидность первой группы. Всё же я успешно прошла обучение, получив диплом без троек.
Как инвалидность повлияла на вашу самостоятельность?
В моем детстве и юности медицина не была столь развита, как сейчас, поэтому с шести до 15 лет на ухудшение моего зрения не обращали внимания. Когда мне поставили инвалидность, это стало серьезным ударом для мамы. Она начала чрезмерно заботиться обо мне и волноваться за меня. Это сказалось на моей самостоятельности. Я хотела быть независимой и стремилась принимать собственные решения. В 19 лет покинула родительский дом, начала встречаться с однокурсником, будущим мужем. Мы жили в съемной квартире. Тогда я впервые задумалась о поиске работы, чтобы стать финансово независимой от родителей.
Раньше я была очень ленивой и не стремилась работать. Имея инвалидность и пенсию, я думала, что мне не нужно трудиться, так как государство обеспечивает мне социальную поддержку. Я считала, что мне было бы сложно найти работу из-за моего зрения. Конечно, я могла бы заниматься преподавательской деятельностью, но мне не очень хотелось этого делать. Я всё-таки человек более свободного и творческого склада.
И всё же вы пошли работать?
Ещё будучи студенткой, я активно участвовала в общественной деятельности, направленной на помощь незрячим. Спустя восемь лет, меня избрали председателем районной организации слепых, и я стала штатным сотрудником. Моё образование помогло мне развить навыки работы с документами и понимания исторических контекстов.
Я применяю технические средства реабилитации, которые предусмотрены Федеральным перечнем. В быту мне помогает трость, которая позволяет добраться до офиса и вернуться домой. На работе использую компьютер и смартфоны с программой экранного доступа: изображение переводится в речевой формат, что очень удобно. Также я практикую письмо и чтение по шрифту Брайля.
Как инвалидность повлияла на личную жизнь?
Я всегда считала себя обычной женщиной и никогда не испытывала трудностей в построении личных отношений. У меня было много внимания со стороны мужчин, и я четырежды получала предложения руки и сердца. Вышла замуж в 21 год за зрячего мужчину. Спустя девять лет, нам пришлось развестись. У меня на руках был четырехлетний ребенок. Мне пришлось стать самостоятельной и заботиться о себе и о дочери. Оформление развода и алиментов было для меня сложной задачей, так как бывший супруг не проявлял интереса к документам и воспитанию ребёнка. Мне приходилось самой забирать дочку из детского сада, что было нелегко. При этом ещё занималась общественной деятельностью и участвовала в конкурсах, где брала призовые места. Я должна была успевать там и там. Мне было тяжело, но я старалась не сдаваться. Этот опыт научил меня саморазвитию, самоорганизации и настойчивости. Стала держать себя в руках и двигаться вперёд, несмотря на трудности.
Сейчас я живу с человеком, который частично потерял зрение. Он понимает всю специфику жизни незрячих, поэтому в быту с ним мне сейчас гораздо проще. Например, он знает как нужен мне порядок и складывает вещи на места, где они должны быть. Для незрячего человека полуоткрытая дверь может быть очень травмоопасной. К примеру, если дверь в ванную открыта, он говорит «осторожно».
У меня множество увлечений. Я занималась археологией и даже участвовала в археологических экспедициях. Но самым любимым занятием для меня остаётся чтение книг.
Почему вы пришли на «Эстафету успешности»?
На опен-токе я хотела поделиться своим опытом и показать другим людям с ограниченными возможностями, что их недуг не является преградой для самореализации. Если ты инвалид, это не значит, что мир для тебя закрыт, просто нужно искать другие пути. Чтобы успешно конкурировать на открытом рынке труда, важно быть профессионалом в своей области и развиваться. Мой жизненный принцип — «Не останавливаться на достигнутом!». Если после этого мероприятия хотя бы один человек поверит в свои силы, значит, «Эстафета» прошла не зря.