Потребность в освоении новой профессии Ирина Боброва ощутила, когда начала работать в библиотеке для слепых и слабовидящих: она поняла, что филологического образования ей недостаточно, и стала погружаться в дефектологию и психологию. Ирина и сейчас продолжает учиться, углубляет свои знания и пополняет список профессий, работая педагогом-дефектологом и психологом в центре психологической коррекции «Надежда», а также психологом в социальной сфере — во Всероссийском обществе слепых. 16 октября наша героиня приняла участие в open talk «Эстафеты успешности» в Ставрополе и рассказала, что помогает ей преодолевать трудности, связанные с инвалидностью по зрению, и как удается совмещать работу, воспитание сына и хобби.
Ирина, расскажите, как и почему вы пришли в психологию?
По первому образованию я филолог-лермонтовед. Но в процессе учебы в университете я начала работать в специализированной библиотеке для слепых и слабовидящих и поняла, что для организации и проведения мероприятий филологического образования мне недостаточно: нужно лучше разбираться в структуре дефекта. Тогда Всероссийское общество слепых направило меня в Москву на трехгодичную программу по дефектологии в институт «Реакомп». Это было интересно, и я решила получить еще и психологическое образование тоже в в Москве. Вообще, я до сих пор продолжаю учиться, например сейчас осваиваю гештальт-терапию.
Я совмещаю несколько работ с детьми. Я педагог-дефектолог, психолог в центре психологической коррекции «Надежда», а также психолог в социальной сфере в ставропольской организации Всероссийского общества слепых. Я занимаюсь психологической коррекцией, работаю с детьми, имеющими нарушения, с пожилыми людьми, людьми с нарушенным зрением, только что столкнувшимися с нарушением зрения и так далее. Но основная моя работа, конечно, это дети разного возраста со сложной структурой дефекта. Спектр проблем достаточно широк. Это поведенческие проблемы, социально-бытовые, учебные навыки — запросы могут поступать самые разные. Где-то помогаю развивать навыки чтения, письма деткам, которые идут в школу. С незрячими ребятами занимаюсь ориентировкой, социально-бытовой адаптацией и т.д.
Сложно ли было искать работу?
Нет, не сложно. У меня никогда не было состояния активного поиска работы: меня все время кто-то приглашал — так совпадало. Например, на первую работу, в библиотеку для слепых и слабовидящих в Ставрополе, меня пригласили. Я, честно сказать, даже работу тогда не искала: на тот момент я еще училась, и это была достаточно большая нагрузка. Но я приняла это предложение и стала совмещать работу с учебой.
Что помогало и помогает вам справляться с трудностями, связанными с инвалидностью по зрению?
У меня инвалидность по зрению с детства: я слабовидящая. Я училась в обычной школе в гуманитарном классе по усложненной программе. Трудностей при обучении не испытывала. Я сидела за первой партой и могла увидеть написанное на доске. Мне помогали одноклассники. А в старших классах, когда у меня появился телефон, увеличивала то, что не вижу, при помощи него. У меня все прошло довольно гладко — прошло и проходит. Я учусь постоянно, никаких конфликтных ситуаций никогда не возникало.
Сейчас какими-то специальными техническими средствами, программами или приложениями я не пользуюсь. Мне достаточно дополнительных функций, которые есть в стандартных приложениях или на сайтах. Например, в библиотеках «Литрес» или «Яндекс Книги» есть возможность озвучить текст книги — это очень удобно. Программу «Экранная лупа» не использую: она, скорее, мне мешает, а просто настраиваю на ноутбуке везде, где можно, максимально крупный шрифт. Также настраиваю везде, где есть такая возможность, крупный шрифт на смартфоне.
Для меня очень важна освещенность рабочего места. Поэтому я пользуюсь настольными лампами. Дома на столе у меня стоят лампы разных размеров, с разным типом освещения: теплым, холодным, для напряженных и ненапряженных глаз. Я отследила свои особенности, потребности в качестве света и постепенно все подобрала.
Сложности в работе, конечно, есть, но их важно вовремя отследить, чтобы приспособиться к ним. Моя работа — это работа с материалом. Его много. Это материал теоретический, который я постоянно должна изучать. У меня масса вариантов и источников чтения: это и ноутбук, и приложения на телефоне, и бумажные книги со схемами, которые нужно смотреть глазами, увеличивать.
Как в детстве родители относились к вашей инвалидности?
Достаточно спокойно. Я была коммуникабельным, активным ребенком. Понятно, что где-то тревожились, возможно, я сейчас и фантазирую, потому что какого-то желания опекать, защищать меня от социума, не разрешать мне что-то делать не было. Я ходила в музыкальную школу, занималась хореографией, литературными пробами, театром.
У вас есть какие-то хобби? Удается ли балансировать между работой, увлечениями и личной жизнью?
Я счастливый человек: моя работа — это мое хобби. Интересуюсь особенностями организации мозговой деятельности, возможностями компенсации, очень люблю читать книги по психологии, художественную литературу. По возможности вяжу крючком, спицами. Последнее время очень сильно увлекаюсь музыкой со своим сыном — это наше совместное хобби. Я сама окончила музыкальную школу по классу фортепиано, а сейчас помогаю сыну, который играет очень хорошо. Вот на все это у меня времени хватает.
Я воспитываю сына. У него тоже есть проблемы со зрением, и он учится в обычной школе. Я мотивирую его исключительно своим примером, потому что сколько детей не мотивируй, они все равно смотрят на родителя, как на картинку, которую они копируют. Зеркальные нейроны — это первично, поэтому только показывая личный пример, я могу научить его чему угодно, и он все сделает, как я — это проверено.
Конечно, балансировать между работой, семьей и хобби непросто, но я стараюсь уделять время всему. Например, в ближайшее время у меня намечается поездка в Кисловодск, где мой сын будет играть. Тогда я выпаду из работы, поэтому сейчас мой график сдвинулся и стал очень плотным.
Почему вы решили принять участие в «Эстафете успешности»?
Я наблюдала за тем, как проходило первое мероприятие «Эстафеты успешности» в Ставрополе и что там обсуждалось. Это вызвало у меня интерес. Мне много рассказывали об этом проекте и, когда предложили принять участие, я решила согласиться, поделиться своим опытом, познакомиться с опытом других людей: может быть, он будет мне полезен, и я смогу как-то им воспользоваться.
Пример успешной профессиональной реализации очень важен для людей с инвалидностью, которым предстоит пройти этот путь. А такие проекты помогают посмотреть на возможности людей с разных сторон, помогают раскрывать и презентовать их с разных сторон — то есть люди видят достаточно широкий спектр возможностей и получают от этого большую пользу.
Что бы вы пожелали молодым людям с инвалидностью, которые начинают задумываться о своей карьере?
Я бы пожелала не бояться изучать опыт других людей, находить живой пример — людей, которые уже реализовались в той профессии, о которой новички только задумываются. Очень рекомендую не бояться идти на контакт, а, напротив, активно стремиться к этому взаимодействию, потому что в своей голове мы можем фантазировать про возможные удачи и неудачи в профессии, а когда контактируем с профессионалами, получаем реальный опыт, на который можем опираться.
И еще очень важно не отчаиваться. Например, если в моей жизни случается какая-то неудача, я ее принимаю, вхожу в свои эмоции и, как все психологи, позволяю себе находиться в этих чувствах. И когда я уже прожила это чувство, приняла случившееся, то компилирую это в опыт.