Такую стратегию общения с людьми выбрал 22-летний Ярослав Ледяев из города Волжский. Ироничное отношение к своему здоровью и внешности помогают молодому человеку ладить с окружающими, несмотря на его нетипичный внешний вид из-за дефицита гормона роста и отсутствия одного глаза. Ярослав — помощник юриста и контент-креатор. Наш герой принял участие в «Эстафете успешности» и рассказал, как ему удалось найти работу и что помогает чувствовать себя комфортно в офисе.
Как вы нашли работу?
В прошлом году я заканчивал пятый курс психологического факультета, но из-за операции не успел защитить диплом, взял академический отпуск — до следующей защиты в моем распоряжении был целый год. Чтобы занять себя чем-то и набраться практики, я начал искать работу по специальности, ведь, как мне казалось, компетенций в педагогической психологии и дефектологии у меня хватало: я был призером и победителем многочисленных олимпиад по этим дисциплинам. И тут выяснилось, что людей с инвалидностью не готовы трудоустраивать. В моем случае препятствием стал мой рост — 155 см.
Я пробовал устроиться психологом в школы, воспитателем в детские сады — обошел около десяти госучреждений, но везде мне отказывали, несмотря на то, что свободных вакансий было много. Некоторые директора честно говорили, что не знают, как отнесутся родители к тому, что у них такой психолог: маленького роста, который выглядит, как школьник. А в одном детском саду надо мной чуть ли не смеялись, говорили, с ума я, что ли, сошел, что пришел устраиваться к ним на работу.
От безысходности я решил обратиться во Всероссийское общество инвалидов. Я так говорю, потому что эта организация ассоциируется у молодежи с пережитками прошлого, с пожилыми людьми и многим кажется, что им тут ничем не помогут. Я тоже так думал. Но когда пришел туда, неожиданно для себя увидел девушку с айпадом. Я обрисовал ей свою ситуацию, и она познакомила меня с председателем Общества инвалидов по городу Волжский, который является бизнесменом и трудоустраивает к себе в Ассоциацию транспортных систем людей с инвалидностью по квотам.
Сначала в этой компании мне предложили должность помощника юриста: я занимался ведением документации. Затем решили интегрировать в работу мои знания психологии, и я стал еще и контент-креатором. Теперь в мои обязанности также входит ведение соцсетей, связи с общественностью.
Чтобы избежать неожиданностей, я рассказал коллегам, с которыми подружился, о том, что могу терять сознание. Но я стараюсь говорить об этом не в виде инструкций, а в шутливой форме, например: «У меня есть хобби — терять сознание. Если упаду, дайте сахарку».
Что дает вам эта работа?
Во-первых, работа для меня — это отличная возможность социализации в ходе постоянного общения с коллегами. Во-вторых, это возможность профессионального роста: наша компания часто взаимодействует с Обществом инвалидов, и я уже неоднократно принимал участие в организации инклюзивных мероприятий. А еще при работе над контентом я могу применить знания и навыки, полученные в университете: понимание психологии масс и поведения людей мне в этом очень помогают.
Какие условия вам необходимы для комфортной работы?
В связи с особенностями моих заболеваний, мне необходим гибкий график, чтобы контролировать уровень гормонов: 2-3 раза в неделю я сдаю кровь. Поэтому к восьми часам я не всегда успеваю приходить в офис. Руководство относится к этому нормально. Я могу опоздать часа на два, главное, чтобы мои задачи были выполнены. В остальном никаких специальных условий мне не требуется.
Расскажите, как вы проводите свободное время
Последние 2-3 года я ударился в науку: читаю литературу по психологии и смежным темам, участвую в научных семинарах, посещаю платные вебинары. А еще вместе с моей коллегой, тоже психологом, мы проводим семинары по поддержке родителей детей с инвалидностью, ведем телеграмм-канал.
Совмещать постоянное лечение, работу и саморазвитие непросто. Но я понимаю, что мне не стать лучшей версией себя, если так не жить.
Как в детстве родители и окружающие относились к вашей инвалидности?
У меня с детства сразу несколько заболеваний, но инвалидность мне установили в 14 лет. Я родился с одним глазом, но из-за наличия другого здорового инвалидность не дают. А основное мое заболевание — дефицит гормона роста, которое влечет за собой осложнения, например, недавно мне диагностировали болезнь Крона. Не скажу, что это серьезно повлияло на отношение окружающих ко мне и на возможность учиться.
Мои родители, несмотря на отсутствие педагогического и психологического образования, интуитивно воспитывали меня как абсолютно здорового ребенка. Из-за этого, когда ко мне на улице подходили посторонние люди и спрашивали, что со мной, я совершенно не понимал, о чем идет речь, что со мной не так.
Инвалидность не помешала мне обучаться в обычной школе, заниматься спортом. Оглядываясь назад, как психолог я могу сказать, что с одноклассниками мне повезло: никакого предвзятого отношения к себе я не испытывал. Да и сам я быстро адаптировался к новым коллективам, быстро справлялся с непринятием, лет с девяти научился правильно ставить себя в коллективе. Например, у меня очень развита самоирония к себе — то есть никто не пошутит смешнее меня на тему моего здоровья. А еще я с детства проявлял лидерские качества, поэтому если выбирали старосту, им становился я, если класс сбегал с контрольной в кино — зачинщиком был я.
Почему вы участвуете в «Эстафете успешности»?
Проблема инклюзии, которую поднимают мероприятия «Эстафеты», мне очень близка. Из-за того, что я сам веду проекты, связанные с подобной тематикой, я стараюсь принимать участие во всех активностях, посвященных развитию инклюзивного общества.
Важность мероприятий, направленных на инклюзию, неоценима. Открытые разговоры в рамках «Эстафеты успешности» позволяют популяризировать эту тему. Это очень важно. Потому что когда я учился в школе, понятия инклюзивности в обществе не было.
А еще «Эстафета успешности» — это отличная возможность на своем примере продемонстрировать, насколько важно быть открытым вызовам социума и идти, невзирая ни на что.
Что бы вы пожелали молодым людям с инвалидностью для успешного построения своей карьеры?
Пожелаю стремиться к большему, ставить перед собой цели, желательно высокие, и достигать их, не бояться искать и принимать помощь, а главное — не бояться трудностей, которые точно будут. Я вижу, что сейчас много возможностей для инклюзивного трудоустройства. Государство стремится делать среднее профессиональное и высшее образование доступным для людей с инвалидностью. Так что возможностей для развития карьеры сейчас намного больше, и нельзя опускать руки.
Моя главная бытовая стратегия преодоления трудностей — в самом преодолении. То есть когда появляется проблема, ты начинаешь ее решать: если быстро решил — хорошо, если процесс медленный — поплакал чуть-чуть и принялся решать снова, до тех пор пока не решишь. Главное — начать ее преодолевать, а дальше жизнь покажет.
Автор: Людмила Короткова.