У 34-летнего Асета Архипова из Новосибирска первая группа инвалидности из-за врожденного заболевания — артрогрипоза. Несмотря на атрофию мышц и вывих суставов, периодическое проживание то с родителями, то в детском доме, то в приемной семье, парень всегда чувствовал себя полноценным человеком. Наш герой принял участие в «Эстафете успешности» и поделился, как, вопреки убеждениям окружающих, нашел себя в профессии психолога. А еще рассказал, почему молодым людям с инвалидностью и их близким следует обращаться за психологической помощью.
Как вы пришли к профессии психолога?
Живя в детском доме, я решил стать социальным педагогом, чтобы работать с детьми-сиротами. В десятых годах такой узкой специализации в педагогическом колледже в Улан-Удэ, куда я решил поступать, не было. Можно было получить образование учителя начальных классов с дополнительной подготовкой по психологии.
Когда я сообщил свое решение приемным родителям, то встретил острое сопротивление. Они отговаривали меня от поступления в педагогический колледж, аргументируя это тем, что меня не возьмут на работу в школу. Я переругался с ними и ушел. В итоге поступил в этот колледж. По окончании колледжа поступил в университет на психологический факультет: почувствовал, что психология мне ближе, чем преподавание.
Окончив колледж, я был уверен, что меня примет на работу любая школа. Я обошел почти все школы города, проходил по три собеседования в неделю, но мне отказывали: говорили, что я им не подхожу. А один директор мне так и заявил: «Родители обращают внимание на внешний вид учителя. Если они вас увидят, как я объясню им, почему у нас такой педагог?» Полтора года я не мог трудоустроиться. Пришлось работать не по профессии: я был почтальоном, диспетчером такси, оператором кол-центра и даже подрабатывал в супермаркете. Наконец, нашел работу психолога, педагога и организатора в школе Улан-Удэ, а затем в Новосибирске, куда я переехал. В общей сложности я проработал в школах семь лет.
Потом я уволился из школы и нашел работу в центре «Созвездие», где сейчас являюсь психологом и преподавателем в школе приемных родителей. После того, как я выиграл грант на реализацию проекта для людей с инвалидностью, мне предложили должность председателя местной организации Всероссийского общества инвалидов. А еще я веду свой канал в Telegram на тему психологии, занимаюсь индивидуальными и групповыми психологическими консультациями. Последнее время больше работаю со взрослыми, помогаю справиться с депрессиями, тревогами, возрастными кризисами.
Как относились к вам дети в школе? Оправдались ли опасения директоров, не принявших вас на работу?
Ученики относились ко мне с некоторым интересом: спрашивали, почему у меня такие руки, специфическая походка, почему не могу согнуть руку или сжать пальцы в кулак, специфически держу телефон. Я воспринимал эти вопросы нормально. В качестве тренера от общества «Без барьеров» я проводил в школах уроки доброты: рассказывал детям о людях с инвалидностью, о врожденной и приобретенной инвалидности, помогал почувствовать это состояние, завязывая детям глаза, подвязывая ногу и т. д. После таких занятий они уже более спокойно воспринимали мою внешность и других людей с инвалидностью.
Что дает вам работа?
Работа дает мне удовлетворение от осознания того, что я помогаю людям, делаю хороший вклад в будущее общества. И не важно, платно я это делаю или бесплатно. Людей с инвалидностью я консультирую абсолютно бесплатно. Например, в ближайшее время поеду проводить тренинг для молодежи с инвалидностью. Клиенты без инвалидности, как правило, получают мои услуги за оплату. Но если я вижу, что такой человек не может позволить себе платного психолога, а психологическая помощь ему очень нужна, я предоставляю ее также бесплатно.
Чем психолог может помочь молодым людям с инвалидностью и их родителям?
Родителям желательно обращаться к психологу, когда они узнают, что их ребенок имеет какие-то нарушения здоровья, когда он получает инвалидность. Это довольно сложно принять, и здесь требуется профессиональная психологическая помощь. Мне пишут много родителей, дети которых имеют диагноз, похожий на мой: им важно получить утешение, понять, как можно жить и работать в подобной ситуации.
В моей практике неоднократно встречаются молодые люди с инвалидностью, на которых родители «молятся» с детства: жалеют, делают за них абсолютно все. Вырастая, эти ребята позиционируют себя как бедные и несчастные. Таких людей на консультациях я мотивирую своим жизненным опытом изменить отношение к себе, начать что-то делать, например, обслуживать себя, самостоятельно выходить из дома. Я говорю им, что, несмотря на инвалидность, я сам всегда жил яркой и насыщенной жизнью: ходил по клубам, ресторанам, в кино, 14 лет отработал вожатым в лагере, у меня есть близкие, есть прекрасная невеста, и я никогда не спекулировал на том, что я инвалид.
А еще психолог может помочь в профориентации ребенка с инвалидностью, например, поразбирать различные профессии, выявить интересы и склонности ребенка, понять, кем он себя видит, рассказать ему об особенностях и сложностях той или иной профессии, честно поговорить с ним о возможных ограничениях при выполнении разных видов деятельности.
Как в детстве окружающие относились к вашей инвалидности?
У меня была непростая ситуация: в силу определенных причин я жил то с родителями, то в детском доме, то в приемной семье, то снова с родителями или в детском доме. Несмотря на эти обстоятельства, в детстве окружающие воспринимали меня как обычного человека, никто не делал скидок на мою инвалидность. Я и дрался, и влюблялся, и делал все, что делает нормальный ребенок в таком возрасте. Жизнь научила меня обслуживать себя, чтобы ни от кого не зависеть.
До пятого класса я учился в специализированной школе, затем — в общеобразовательной. В этой школе ребята выбирали ее президента (это не формальная должность, а, скорее, знак всеобщего признания), и мне посчастливилось даже стать его заместителем, — то есть отношение одноклассников без инвалидности и учителей ко мне было нормальное.
Какие у вас есть увлечения?
Два года я занимался вокалом. Хожу в тренажерный зал. Одно время увлекался фотосъемкой: нравилось фотографировать, а потом обрабатывать изображения. Сейчас мое хобби — это ведение телеграмм-канала: я пишу посты, снимаю видео, монтирую записи в видеоролики.
Почему вы участвуете в «Эстафете успешности»?
Я решил участвовать, чтобы показать, что в этом мире возможно все, а барьеры существуют только в голове. Для меня очень важно донести своим выступлением на этом мероприятии, что не нужно опускать руки.
Такие проекты, как «Эстафета успешности», позволяют продемонстрировать, что люди с различными ограничениями могут достигать профессионального роста, помогают людям с инвалидностью поверить в себя, в свою значимость, важность, почувствовать себя членами общества, а не людьми второго сорта.
Что бы вы посоветовали молодым людям с инвалидностью, которые начинают задумываться о своей карьере?
Посоветую надеяться только на себя, не перекладывать ответственность за свою жизнь на других, верить в себя, как бы примитивно это ни звучало. Человек, который хочет построить успешную карьеру, должен обладать упорством, настойчивостью. Споткнулся, упал — встал и иди дальше. Не приняли на работу в пятнадцатый раз — в шестнадцатый точно примут: рано или поздно какая-нибудь дверь откроется.
А еще для того чтобы стать профессионалом, нужно искреннее желание помогать людям, без этого специалист ты будешь так себе: на одних деньгах далеко не уедешь, если не веришь в свою профессию и не умеешь полностью отдаваться ей.
Автор: Людмила Короткова.