«Мне важно, чтобы человек забыл про своё инвалидное кресло»

Дизайнер Ольга Гурьянова о своей работе наставником

Большинство интернет-профессий подходят для людей с разной инвалидностью. А значит, только от самого человека зависит, насколько успешно он реализуется как профессионал. Но так ли легко настроить на работу начинающего специалиста с ограничениями здоровья? Что нужно наставнику для работы с новичками и есть ли плюсы в интеллектуальном волонтёрстве, рассказывает фотограф и digital-дизайнер Ольга Гурьянова. Она создала для платформы Everland курс «Landing page на Tilda» и является наставником для начинающих специалистов

— Ольга, расскажите, как давно вы работаете графическим дизайнером и почему выбрали эту профессию?

На самом деле моё первое образование не дизайнерское. Я экономист, 6 лет до этого я работала бухгалтером и закончила свою карьеру в экономике на должности финансового директора. Когда я распрощалась с бухгалтерией, то решила стать дизайнером. Я с детства много рисовала, позже самостоятельно освоила на профессиональном уровне Photoshop, но этого было мало. Я поступила на дизайнерский факультет Высшей школы экономики и получила образование дизайнера. После этого год работала в типографии и поняла, что это не совсем моё. Решила учиться делать сайты и поступила в Московскую digital-академию. После учёбы там я нашла студию Gridly, где мы как раз и делали сайты. Параллельно я ещё училась на UX/UI-дизайнера в Нетологии, а сейчас учусь в Skillbox на UX-аналитике и анимации интерфейсов. Это уже ближе к digital-дизайну. Я постоянно учусь на самом деле.

Что вас подтолкнуло стать наставником? Почему вам это важно?

Я реализую свою потребность в этом. Мне очень нравится обучать людей, структурировать информацию и я умею объяснять. Кайфую от этого. Я работала в Фотошколе для подростков и школьников, а также читала лекции по Photoshop в общеобразовательной школе. Получается win-win: я делаю то, что мне нравится, а люди получают от этого пользу.

То есть вас можно назвать интеллектуальным волонтёром. А как вы считаете, какой человек может им стать и что его может мотивировать к этому?

Я думаю, что любой человек может быть интеллектуальным волонтёром. В большинстве случаев всё упирается во время и деньги, потому что многим хорошим дизайнерам нужно заработать денег на себя и семью. И на волонтерство не остаётся мотивации. Но даже от благотворительности человек может что-то получать. Например, если продумать продвижение волонтёров, их пиар, помощь в построении личного бренда, тогда это было бы интересно. 

Почему вы решили стать наставником именно для участников инклюзивного проекта Everland?

Однажды меня в Facebook нашла Елена Шамраева и спросила, хочу ли я работать удалённо. В тот момент я как раз искала такую работу. Когда Елена сказала, что мне придётся обучать людей с инвалидностью, во-первых, я не поняла, в чём трудность, потому что для меня объективно нет разницы. Во-вторых, я люблю обучать людей, и мне подходило, что это онлайн. Не могу сказать, что у меня были препятствия в принятии решения. Скорее, я это рассматривала даже как какой-то фан.

С кем вам довелось работать в качестве наставника? Какие сложности возникали: с коммуникацией, передачей опыта, дисциплиной?

Когда я работаю с людьми с инвалидностью, стараюсь не сюсюкаться. Понятно, что в какой-то момент они начинают манипулировать: устал, ещё что-то. Ты хочешь сжалиться над ними, но этого нельзя делать. Возможно, я иногда немного строга, но я делаю это специально. Мне кажется, как только я начну вестись на манипуляции, я сразу перестану их уважать, а я хочу, чтобы они сами себя уважали. 

Когда ты всё-таки преодолеваешь себя и достигаешь какого-то результата, это счастье. Ты понимаешь, что ты чего-то стоишь. Мне важно, чтобы человек, который со мной работает, забыл про своё инвалидное кресло. Люди с инвалидностью привыкли, что их все жалеют, а на самом деле они гораздо сильнее. Границ, которые они сами себе рисуют, практически нет.

В Everland я делала сайт, магазин готовых решений, вместе с Еленой Литвиновой. Думаю, что для неё это был хороший опыт. Но понимаю, что ей ещё есть, куда расти.

Как наиболее эффективно выстраивать общение с начинающим специалистом, чтобы он быстро перенимал ваш опыт?

Я думаю, что всегда нужно объяснять очевидные вещи. Если я знаю, что такое векторная графика, все эти профессиональные термины, то начинающий специалист может не понять. Поэтому всегда нужно разговаривать так, как будто ты общаешься с пятилетним ребёнком, и уважать незнание других. 

Когда человек чего-то не знает, это не значит, что он хуже. Не нужно навязывать ему чувство вины. Надо общаться так, чтобы было интересно, с уважением и на равных. Самый эффективный способ – это быть нейтральным, настойчивым, открытым, сильным и эмоционально стабильным.

Какими качествами нужно обладать человеку, чтобы стать хорошим наставником?

Я считаю, что нужно быть терпимым. Нужно создать безопасное пространство для людей, чтобы они не боялись делать ошибки. В случае работы с людьми с инвалидностью ты должен быть готов к тому, что тебе придётся делать дополнительные усилия, чтобы донести информацию, если человек, к примеру, не слышит.

Сейчас я уже более-менее понимаю специфику, как нужно общаться с людьми с инвалидностью, но на самом деле я тогда, возможно, не очень понимала. Для меня объективно не существует ограниченных возможностей, если ты работаешь в интернет-профессиях. Если мы не берём какие-то психологические проблемы: низкую самооценку, сомнения, травмы в детстве, между мной и инвалидом нет никакой разницы. Мне кажется, что люди с ограниченными возможностями здоровья немного зацикливаются на своих физических ограничениях, но это не имеет отношения к профессиональной деятельности.