Высшее образование: необходимость или прихоть?

Наталья Шмелева, 42 года, Москва, бухгалтер, заболевание СМА, передвигается на инвалидной коляске.

Рано или поздно перед большинством людей встаёт вопрос о получении образования и люди с ограниченными физическими возможностями не исключение.  Нужно ли нам высшее образование или достаточно ограничиться узкоспециализированными курсами? Имеет ли смысл тратить пять лет своей жизни и здоровья, что немаловажно, на учебу, если на курсах можно получить аналогичную специальность за полгода?

На мой взгляд, если позволяют возможности и успеваемость желательно получить высшее образование сразу после школы. Ещё свежи знания из школьной программы и в целом вчерашний школьник идеально «заточен» под обучение, он ещё не успел выпасть из этого процесса.

В течение жизни мною была получена масса «корочек» об окончании различных обучающих курсов, но именно «вышка» после школы дала мне не только профессию, но и развила, как личность. Кто-то считает, что в программе института заложено много лишних предметов, которые никогда не понадобятся в обычной жизни. Зачем, например, бухгалтеру философия и психология, история и мировая экономика? За пять лет учебы у меня было около пятидесяти предметов. Моя Альма-матер дала мне уйму знаний, включая знание этикета. Со времен студенчества я помню назначение и порядок всех этих разных ножей и вилок. Знаю, как их сложить, чтобы показать, что трапеза окончена или что трапеза ещё в процессе. Я могу с лёгкостью рассуждать о диалектике Гегеля и никогда не перепутаю Гессе с Гетте. Можете смело приглашать меня в приличное общество.

Зачем мне все это было нужно, если я могла выучиться на «бухучет и аудит» за полгода на курсах? Затем, что курсы дали бы мне только скилл, а высшее образование сформировало мой образ мышления. Оно научило меня критически мыслить, анализировать и делать выводы, а это уже не про профессию, а про образ жизни. Все эти разнообразные умения, получаемые на курсах, должны нанизываться на основу, которую даёт высшее образование. Это следующая ступень развития после школы. Я не смогла бы стать всесторонне развитым и образованным человеком без соответствующего образования.

Я поступила в институт сразу после школы, в 95-ом году. Интернет тогда ещё не изобрели, соответственно, дистанционной формы обучения тоже не имелось, поэтому пришлось учиться на заочном отделении. Сейчас в этом плане намного проще, преподаватель по Скайпу все объяснит. Мне же приходилось самостоятельно грызть гранит науки. Да, учиться заочно непросто. Помню, я составляла себе примерный план сдачи предметов и не дожидалась сессии, старалась сдать их в течение семестра досрочно. В принципе, мне это было несложно, но у меня была хорошая школьная подготовка.

Очень часто в школе к детям-инвалидам относятся снисходительно и не обременяют их лишними знаниями, так как не ожидают от них каких-то высоких достижений. В моем случае все было с точностью до наоборот. Училась я лучше всех в классе и должна была окончить школу с медалью. Какие могут быть поблажки?

Я думаю, хорошее образование не помешает никому, а людям с инвалидностью оно тем более необходимо. Не секрет, что нередко к нам относятся предвзято, люди в инвалидной коляске ассоциируются у многих с неполноценностью не только физической, но и умственной.

Прекрасный повод показать, что это не так — получить высшее образование и стать классным специалистом. Лучше всего, конечно же, обучаться на дневном отделении. Качество знаний там будет на порядок выше, чем при дистанционной форме обучения. Но если такой возможности нет, а желание учиться присутствует, то подойдет и заочное отделение. Тем более, обучение в государственных вузах для людей с инвалидностью всё ещё бесплатное. Разве можно упускать такую возможность?

Ну и ещё один аргумент в пользу высшего образования: при прочих равных условиях, работодатель выберет соискателя с высшим образованием, а не с курсами. С высшим образованием я смогла претендовать на более высокооплачиваемую работу и выбор вакансий значительно увеличился. Это доказанный факт.