Елена Литвинова москвичка 38-ми лет с инвалидностью по слуху. С детства хотела рисовать, заниматься дизайном. Но вместо этого училась в Бауманке, писала диплом по направлению «антикризисный менеджмент», работала в бухгалтерии. А посвятить все свое время любимому делу смогла только после прихода в Everland. Сегодня мы беседуем о пути к осуществлению своих желаний, о трудностях профессионального роста и поиске мотивации.
Пару лет назад ты уже рассказывала о своем непростом пути в дизайн. Давай напомним его для тех, кто не видел предыдущее интервью.
Рисовать я начала в детском саду, мечтала стать художником или швеей. Хотела поступить в Московский государственный университет дизайна и технологии. Но школьная программа не совпадала с программой поступления, требовалось пройти подготовительные курсы, а это год перерыва между выпуском из школы и поступлением. В результате поступила в Московский государственный технический университет им. Н. Э. Баумана, потому что моя школа была к нему «прикреплена». Технические специальности мне не близки, и после первого курса я приняла предложение о переходе на экономический факультет, в том числе чтобы «проложить дорогу» для обучения на нем другим инвалидам по слуху.
Мне нравится область «экономика предприятия», особенно направление «антикризисный менеджмент», по которому я написала диплом. Но когда искала работу, часто слышала, что антикризисное управление никому не нужно. Был такой период. И в результате оказалась в бухгалтерии, что меня совсем не радовало.
Все свободное время я продолжала рисовать. Делала небольшие заказы друзьям, тестовые задания, в том числе в Студию Лебедева, участвовала в конкурсах. Вносила творческие элементы в свою работу в бухгалтерии. Постепенно начали появляться первые заказы: дизайн сайтов, полиграфия. Появлялись новые знакомства, меня заметили некоторые типографии. Самоучке сложно освоить профессию дизайнера, мне пришлось много учиться и работать, но постоянно присутствовало желание расти в этом направлении.
В итоге я познакомилась с Марией Гудовой из Everland. Наш общий знакомый знал о моем увлечении, а ребята как раз искали дизайнера.
И как давно ты пришла в Everland?
Пять лет назад, через год после его основания. Дополнительного обучения не проходила, у меня была базовая часть необходимых знаний. К примеру, я уже знала Photoshop, Illustrator, InDesign и html-верстку. Поэтому сразу начала работать с моим наставником Марией Гудовой. В основном занималась полиграфией и веб-дизайном. Один год я совмещала дизайн со своей работой в бухгалтерии, потом стала работать только в Everland. Почему не ушла сразу? Стоял именно финансовый вопрос, был нужен стабильный фиксированный доход.
Существует такая фраза: «Художник должен быть голодным». Эдакое расхожее заблуждение, что талантливый человек, художник или дизайнер, не должен много зарабатывать, что сытая жизнь притупляет способности.
Мне больше нравится фраза: «Чтобы хорошо рисовать, художник не должен думать о хлебе насущном». Она полностью совпадает с моим жизненным опытом. Я поняла, что для меня финансовое благополучие очень важно, что я не умею рисовать на голодный желудок.
Сейчас в Everland ты занимаешься уже не только дизайном.
Сейчас я уже аккаунт-менеджер и занимаюсь контролем над проектами. Меньше рисую, больше менеджерской деятельности: занимаюсь документооборотом, контролирую работу дизайнеров. Я знаю весь этот процесс от и до, сама прошла все этапы от приема заказов до завершения проекта.
А еще я поняла, что мне очень важно общение с людьми. Несмотря на то, что плохо слышу. Я по натуре общительный и подвижный человек, мне сложно целый день просидеть за компьютером, работая в Photoshop или Illustrator. Так что мне это предложение очень понравилось.
Я уже рассказывала раньше, как важно регулярно встречаться с коллегами и делиться опытом, развивать коммуникативные навыки, вообще не бояться социума. Это влияет и на творческие способности — чем меньше человек зажат внутренне, тем более он может свободно творить и раскрываться.
Тебе уже приходилось играть роль наставника?
Пока помогаю начинающим дизайнерам доводить до ума их работы, вношу необходимые правки перед отправкой заказчику. Иногда, если человек совсем уж неопытный, могу в течение дня прозаниматься с ним, проговаривая каждый необходимый шаг, объясняя, почему нужен именно такой цвет или ракурс. Дизайнер должен понимать каждый шаг, каждый штрих — зачем он его делает.
Что можешь посоветовать приходящим в проект? Как замотивировать себя на развитие в профессии?
Очень важно, чтобы человек не сидел и не ждал, когда ему сверху что-то просто упадет в руки без его усилий. Неважно, есть у него при этом инвалидность или нет. Надо понимать, что в любом направлении ты не будешь сразу получать миллионы. Какое-то время придется поднапрячься, ведь ты тратишь на выполнение заказа больше времени, чем уже состоявшийся профессионал.
Если ты принял решение заниматься в своей жизни чем-то — ты должен нести ответственность за свой выбор. Не лежать на диване с фразами «А вот мне не дают заказы, я ничего делать не буду». Между заказами нужно заниматься развитием в выбранном направлении. Надо жить тем, в чем ты профессионально развиваешься. Деньги, спрос — они потом приходят сами. Но профессиональный рост зависит только от нас. Сколько ты вложишь труда в свое развитие — столько и получишь.
Что-нибудь конкретное для начинающих?
Книги, которые мне очень помогли и стали настольными: «Начни с главного» Г. Келлера и Д. Папазана, «Это просто ступор какой-то!» Такаси Цукиями, «Путь к финансовой свободе» Б. Шефера, «12 недель в году» М. Леннингтона и Б. Морана, «Пиши, сокращай: Как создавать сильный текст» Максима Ильяхова. Это как основа.
Обязательно подписывайтесь в соцсетях на успешных блогеров по дизайну и образовательные блоги, участвуйте в конкурсах, даже бесплатных — этот опыт бесценен. Анализируйте комментарии в сети на работы других дизайнеров, анализируйте отклики на любые рекламные публикации, в целом смотрите, какая иллюстрация, фотография сработала, а какая нет и почему. Думайте о клиенте, о том, что ваша работа должна принести доход или достичь какой-то цели, которую поставил себе клиент. Это художник может нарисовать и сказать «Я художник, я так вижу». Дизайнеру нужно думать о результате, поэтому изучайте психологию рекламы, психологию восприятия. Ищите наставников, спрашивайте их обо всем, не стесняйтесь, не закрывайтесь в себе!
Еще очень важно читать книги не только по своей специальности, но и по саморазвитию, чтоб лучше понимать себя, свои истинные желания, свою истинную натуру, свои лучшие качества, правильно оценивать свои возможности, наилучшим образом выстраивать стратегию развития и грамотно ставить цели.
Не стесняйтесь работать с психологом — ищите своего, эмоциональное здоровье так же важно, как и физическое. Иногда близкие не могут оказать грамотную поддержку, порой ее вообще может не быть, но это не повод останавливаться, ищите способы реализации своих целей. Помните, в трудные времена открываются самые большие возможности!
Принимайте критику в любой форме — не все умеют дать конструктивную критику, мы все разные, у всех разный день. Ищите сами в критике конструктивное зерно. Концентрируйтесь на успехах, трезво анализируйте ошибки, относитесь к жизни, как к квесту. Да, бывают периоды, когда все сложилось не так, как планировали, значит пробуем по-другому.
Старайтесь следить за своей нагрузкой, изучите возможности организма и грамотно используйте их, чередуйте отдых и работу. Выбирайте работу, которая будет частью вашей жизни, вашей самореализации, которая зажигает вас, а не для зарплаты. Не живите от зарплаты до зарплаты, жизнь намного интереснее!
Всегда задавайте вопросы, как в жизни, так и создавая дизайн: «Зачем я это делаю?», «Я это делаю, чтобы… ?», «Что нужно сделать, чтобы… ?», «Как я могу это достичь?». И самое главное — не останавливайтесь!