Мария Гудова о том, как не чувствовать себя изолированным от окружающего мира.
Она практически ничего не слышит с детства. Сейчас ей 36 лет, она получила образование и нашла свое призвание – работает графическим дизайнером в проекте Everland, а также учит новых участников по направлению дизайна, в том числе дизайнеров с глухотой. Сотрудничает девушка и с дизайн-бюро «Верстак». Про стереотипы, неудачные собеседования и особенности общения с другими людьми Мария Гудова рассказала Теплице.
Жесты и слова
В детстве Мария Гудова заболела менингитом. Из-за самой болезни или препаратов, которыми ее лечили, девушка почти потеряла слух. Мария вспоминает: «Ко мне в семье относились абсолютно нормально. Разница была только в том, что со мной в детстве очень много занимались, чтобы я научилась говорить и понимать речь. Я знала одного человека, с которым родители не занимались, и результат был довольно плачевным».
Ребенку, в раннем возрасте потерявшему слух или родившемуся уже с дефектами слуха, гораздо проще принять глухоту или тугоухость, чем взрослому. Хотя многое зависит от обучения в раннем детстве. Но все равно большинство неслышащих в разной степени испытывают социальную изоляцию, а в ситуациях, требующих слуха, и вовсе оказываются в информационном вакууме.
Марии «слышать» помогает слухозрительное восприятие – методика советского и российского ученого-сурдопедагога Эмилии Леонгард. Девушка воспринимает часть информации с помощью остатков слуха, остальное компенсирует считыванием с губ или догадывается по контексту. Только по телефону пообщаться уже не получается, остаточный слух ей этого не позволяет.
Еще по теме: Незрячий IT-эксперт Михаил Пожидаев: почему мы в технологическом социальном тупике
С другими людьми, которые частично или полностью потеряли слух, общение строится в зависимости от того, чем человек владеет. Мария говорит, что это могут быть и жесты, и речь вперемежку с жестами, и просто общение, как со слышащими людьми. Дома, с друзьями Мария общается свободно, главное – видеть губы говорящего. Выручает даже периферийное зрение, которым она считывает артикуляцию человека. Из ее близких только мама освоила дактиль, «пальцевую азбуку», чтобы полноценно заниматься с Марией в детстве.
Сама девушка научилась жестовому языку поздно: только когда после окончания школы попала в спецгруппу в колледже, где все на нем разговаривали. Но до сих пор чистый русский жестовый язык (РЖЯ) для нее остается недоступен. Мария признается, что не знает его и не понимает, а пользуется только калькирующим жестовым языком.
«Люди со стороны тоже по-разному воспринимают. Кто-то начинает разговаривать, как с дурачком, хотя у нас интеллект сохранен. Кто-то не желает тратить время на повторение фразы, но большинство относятся нормально, а после разъяснений стараются говорить не спеша, четко артикулируя. Или пишут, если глухой не пользуется вербальной речью. С гиперопекой я не сталкивалась, чаще люди забывают о том, что я не слышу». Мария Гудова
Сложно бывает и с незнакомыми людьми, если у них плохая артикуляция. Мария в таких ситуациях обычно сообщает, что не слышит, и просит говорить помедленнее. Но если проблем нет и она понимает собеседника, то ничего не говорит и нормально общается. Мария улыбается: «Правда, потом, когда люди узнают, что я не слышу, очень удивляются. На мой вопрос: «А мой акцент вас не смущает?» – либо отвечают, что думали, что я иностранка, либо вообще не заметили».
Технологии для учебы
К моменту окончания школы Мария уже уверенно владела компьютером и графическими пакетами, неплохо рисовала. Как раз тогда в Московском математическом колледже был объявлен экспериментальный набор молодежи с нарушениями слуха на новое направление – графический дизайн. Все идеально сошлось, и Мария поступила.
Людям с нарушениями слуха трудно выбрать специальную группу, их очень мало. Но если глухой человек хорошо адаптирован, он может получить образование в любом вузе, за исключением тех направлений, которые требуют и восприятия на слух. То же самое с работой, в справках МСЭ (медико-санитарная экспертиза. – Прим. ред.) так и пишут: «работа, не требующая применения слуха».
Сначала Мария училась в спецгруппе с сурдопереводчиком. Хотя жестов она тогда не понимала и просто слушала лекторов, все было понятно. Когда освоила жесты, все равно предпочитала слушать преподавателей, а не смотреть на переводчиков. Более того, порой сама переводила на жесты для неслышащих однокурсников, если сурдопереводчика не было рядом.
«Все нормально относились, приспособились. Проблем не было. Переспрашивала. Когда я училась, из гаджетов все, что было, – кнопочный телефон, с которого можно было только звонить и отправлять SMS. Потом уже дистанционно училась в Университете истории культур (УНИК), тоже все нормально было», – вспоминает Мария.
Сейчас лекции и «марафоны» по учебе Мария иногда прослушивает с помощью «Прямой расшифровки» Google – она нашла программу по запросу в поисковике «речь в текст». По мнению девушки, инструмент неидеальный, но он дополняет слухозрительное восприятие.
Был у Марии и неудачный опыт использования разных инструментов. Например, она пыталась освоить приложение, в котором слабослышащий или глухой человек может оставить запрос на звонок, например, в коммунальную службу, и люди наберут необходимый номер. Но девушка считает, что пользоваться приложением невозможно, проще этой же службе написать в Skype. Из удачных примеров – адаптация тарифов на мобильную связь для людей с потерей слуха.
«Один мой неслышащий приятель сумел договориться с Tele2 и создать тариф Deafon для глухих. Безлимитный Интернет удобен для видеообщения тех, кто говорит на жестах. Есть автоответчик, который сообщает, что абонент не слышит, и просит написать SMS. У «Билайна» тоже есть замечательный тариф для глухих и опция удаленного сурдоперевода». Мария Гудова
Работа без стереотипов
Работу Мария начала искать еще во время учебы – смотрела объявления в газетах. Нашла ее неожиданно: не по своей специальности, а по смежной профессии. Требовался 3D-моделлер по персонажам. 3D MAX, как она сама говорит, освоила «методом научного тыка». Девушка считает, что это компенсаторные особенности.
Мария вспоминает, что с поиском работы связана забавная история. «Будущий начальник выслушал маму, поинтересовался, почему это я не звоню лично. Мама лаконично ответила, что я не слышу. На другом конце трубки возникла долгая пауза, и потом мужчина выдал: «А как она ходит?» – рассказывает девушка. В итоге Марию все равно взяли, и она считает, что это был один из лучших коллективов.
«Люди плохо себе представляют, какой он, глухой человек. Если посмотреть – везде пишут «глухонемой»! Ну, какие мы немые, вот скажите? Если я сяду на любимого конька, советское искусство начала XX века, он стабильно заканчивается стонами: «Маша, помолчи!». Оттуда и проблемы – в незнании работодателей и стереотипах. Время Герасимов и Муму давно ушло. Тем более в эпоху удобных мессенджеров». Мария Гудова
В целом успех собеседования для неслышащего человека, по мнению Марии, заключается в трех вещах – профессионализме, хорошем резюме и адекватном нанимателе. Но ей приходилось слышать и отказ. Мария вспоминает, что тогда она безупречно выполнила тестовое задание, и ее пригласили на собеседование. На встрече с потенциальным работодателем Мария ответила на все вопросы и сообщила на всякий случай о том, что не слышит. В итоге ей отказали, мотивируя это тем, что сотрудникам компании удобнее решать рабочие вопросы по телефону.
«Обычно про инвалидность не спрашивают. Сами видят: договорилась в переписке, приехала, поговорила, уехала. Так и на работе: переписки и очные разговоры», – делится Мария. По ее мнению, переписываться в мессенджерах даже удобнее, чем переговариваться и мешать кому-либо. Кроме того, что она просит обходиться без голосовых вызовов и сообщений, на работе ей больше нет никаких уступок. В остальном все так же, как у всех. Мария считает, так и должно быть.
Помимо основной работы дизайнером, Мария является куратором и лектором нескольких курсов платформы Everland. Они, как и весь образовательный контент этого проекта, снабжены субтитрами. Людям с нарушениями слуха, которых на платформе достаточно много, это помогает «слышать» информацию.
По мнению девушки, в обществе все еще есть серьезные заблуждения относительно людей, имеющих проблемы со слухом. Мария уверена, что стереотипы создают гетто для глухих: «Поэтому нужно больше просветительской деятельности, чтобы люди понимали, что глухие – не глухонемые и уж тем более не дурачки».
Какими приложениями пользуется Мария Гудова
- Мессенджеры. Telegram, WhatsApp и Facebook Messenger. В них Мария общается с семьей, друзьями и коллегами. К тому же они позволяют созваниваться по видеосвязи с другими неслышащими, если нужно жестикулировать. У многих компаний есть бизнес-аккаунты в мессенджерах. Мария делится лайфхаком: если человеку с нарушениями слуха нужно что-то заказать в интернет-магазине, то наверняка у него есть аккаунт в Facebook или Instagram. Всегда можно пообщаться письменно, узнать характеристики интересующего товара и подтвердить заказ без звонка.
- «Прямая расшифровка» от Google. «Костыли» для видеоуроков и онлайн-трансляций, которые идут без субтитров. Главное условие – качество звука и разборчивость речи должны быть хорошими. Можно просматривать на телефоне, если он поддерживает двухоконный режим. Но вот, например, видео таким образом в общественных местах уже не «почитать» – работает динамик. Приложением также можно пользоваться на лекциях.
- Gmail, Яндекс.Почта. «Старая, добрая электронная почта, без нее никуда», – советует Мария.
Источник: «Теплица социальных технологии»
https://te-st.ru/2020/03/04/everland-hearing-impaired-designer/