Я не хотела делать «инвалидом» свой компьютер

17.12.2024

32-летняя Анастасия Лю из Новосибирска рассказывает, что прошла сложный путь принятия инвалидности. Она полностью потеряла зрение в 18 лет из-за автомобильной катастрофы. Девушке пришлось учиться ходить с тростью, изучать специальные программы для работы с компьютером и шрифт Брайля.  Сейчас она работает в Новосибирской межрегиональной общественной организации инвалидов «Ассоциация «Интеграция» специалистом по инклюзии. А еще Анастасия воспитывает дочь. Наша героиня приняла участие в «Эстафете успешности» в Новосибирске, поделилась своим опытом адаптации к новым условиям и рассказала о своих хобби. 

 

 

Расскажите, сколько времени вам понадобилось на то, чтобы принять инвалидность

Сначала были разные курсы лечения и реабилитации, иглоукалывание. В 19 лет мне установили первую группу инвалидности. На то, чтобы освоиться в новых условиях, мне понадобилось около двух лет. 

Когда произошла авария, я училась на втором курсе Российской академии народного хозяйства и государственной службы. Тогда мне пришлось приостановить учебу: я ждала, пока у меня восстановится зрение, но оно не восстанавливалось. 

В 2014 году я пришла с мамой в ассоциацию «Интеграция». Эта организация находилась в двух остановках от моего дома, и я сама узнала о ней. Я сказала, что хочу продолжить образование. Мне предложили учиться ходить с белой тростью, чтобы посещать пары. Я отказалась, потому что тогда для меня это было вообще недопустимо и неприятно. 

В 2015 году я уже осознанно пришла в «Интеграцию» и стала учиться ходить с тростью. Тогда же мне посоветовали продолжить обучение в вузе дистанционно. Я восстановилась на втором курсе, но через год ушла в декрет. Сейчас дочка ходит в первый класс, а я планирую получать образование через год-два. 

Не скажу, что я полностью приняла инвалидность — скорее, я просто освоилась в этой ситуации. Да, я незрячая. Дальше что мы имеем? И начала пробовать, что я могу, что у меня получается самостоятельно, что получается с помощью собаки-проводника, что получается с помощью близких, чужих людей, когда, например, я нахожусь на остановке, а близких рядом нет, и приходится спрашивать номер автобуса у незнакомых прохожих.   

 

Что помогло вам адаптироваться к новым условиям?

 

Многое я узнала в «Интеграции», например, о скринридерах — программах, которые озвучивают текстовую информацию на компьютере и смартфоне. Но и эти, казалось бы, положительные изменения, принять было нелегко. Так, поначалу я не устанавливала скринридер, потому что не хотела делать «инвалидом» свой компьютер. Но когда я установила эту программу, чтобы начать дистанционное обучение, я поняла, что мой компьютер — самый крутой: он доступен и моим зрячим друзьям, и людям с нарушениями зрения. 

В «Интеграции» я узнала о многих льготах, возможностях, о том, как использовать сенсорный телефон (до этого мне был доступен только кнопочный). Здесь меня научили ориентироваться с белой тростью: сначала по помещению «Интеграции», затем по двору возле моего дома, потом я училась с инструктором по ориентированию ходить с собакой-проводником до детского сада.

В «Интеграции» я выучила шрифт Брайля. Правда опять-таки пришлось искать компромисс с собой: я не хотела учить его, чтобы люди не думали, что я слепая. Тогда я решила, что буду изучать его как другой язык. Этот шрифт помогает мне в основном при чтении рельефных табличек на дверях. Но порой эти надписи располагаются в нечитаемых местах: либо слишком высоко, либо слишком низко. Так что проще спросить что-то у окружающих, чем искать эти надписи руками. При чтении лекарств, документов я использую приложения для распознавания текста либо прошу прочитать кого-то из близких: по Брайлю тексты читаются очень медленно. 

Одно из моих любимых приложений — Be My Eyes. Оно может описывать изображения, предметы, может подать идеи для постов, если начать общаться с искусственным интеллектом в чате. С помощью приложения можно вызвать волонтера, который подскажет, какого цвета одежда, что написано на градуснике и т.д. Но когда мне нужна такая помощь, я обращаюсь по видеосвязи в WhatsApp к своим друзьям.  

 

Как вы нашли работу?

В 2020 году я участвовала в конкурсе для молодых специалистов с инвалидностью «Путь к карьере» и заняла первое место. В 2023 году мне поступило приглашение от ассоциации «Интеграция» проводить уроки доброты. И я согласилась, так как это хорошая возможность совмещать приятное с полезным, ведь мне нравится общаться с детьми, рассказывать о людях с инвалидностью, ломать стереотипы о людях с РАС, рассказывать о собаках-проводниках, об их работе, о том, как их обучают и многом другом.  

 

Препятствовала ли вам инвалидность в создании семьи?

Конечно, при выстраивании взаимоотношений есть свои особенности, но в целом мне инвалидность в этом никогда не мешала. Я второй раз в браке, и у нас с супругом крепкая, счастливая семья. Мой муж без инвалидности, но за время совместной жизни мы сумели подстроиться под особенности друг друга. Так, все в нашей семье всегда закрывают двери в комнатах и дверки шкафчиков, чтобы я не наткнулась на них, задвигают под стол стулья, стараются класть каждую вещь на свое место. 

Когда я забеременела, то очень сильно переживала, боялась, что ребенок не примет меня, не хотела, чтобы у него была незрячая мама. Своими опасениями я поделилась в «Интеграции», и мне сказали, что ребенок освоится, поймёт, что мама незрячая и быстро привыкнет к ее особенностям здоровья. И действительно, уже в полгода моя дочь понимала, что я не вижу, потому что она всем просто показывала какую-нибудь игрушку, а когда хотела показать ее мне, то брала мою руку и вкладывала игрушку в нее.

Я приучала дочку к тому, чтобы у каждой вещи было своё место, чтобы каждая игрушка лежала в своей коробочке. Во-первых, потому что мне проще находить и убирать их на место или, наоборот, не убирать. Во-вторых, если я наступлю на игрушку, то могу либо пораниться, либо сломать ее. Так я один-два раза наступила на игрушки — дочка это поняла и стала класть их на место. 

 

А чем вы занимаетесь в свободное время?

Мне многое интересно. Я пишу детские сказки, вяжу на спицах и крючком, занимаюсь адаптивным кинологическим спортом с собакой-проводником, хожу в бассейн, веду свой блог «Глазами незрячей» в социальной сети «ВКонтакте», хожу на лыжах, увлекаюсь парашютным спортом, приготовлением холодных блюд, занимаюсь мыловарением, обучаюсь массажному искусству, практикую ароматерапию.   

Я люблю пробовать что-то новое. Например, недавно узнала, что незрячие люди могут озвучивать аудиокниги, читая текст с помощью скринридера. Раньше я думала, что это могут делать только зрячие люди или незрячие, которые читают по Брайлю. Я попробовала себя в роли чтеца и в дальнейшем планирую заниматься и этим. 

Когда меня спрашивают, как я все это успеваю, я говорю, что если я буду сидеть дома, я сойду с ума наедине со своей особенностью здоровья — то есть все эти занятия помогают мне отвлечься.

 

Какой самый ценный жизненный урок вы получили на своем пути?

Конечно, моя жизнь, мировоззрения изменились. Теперь какие-то проблемы, допустим, взаимоотношений, бытового плана кажутся не столь острыми по сравнению с проблемами здоровья. Изменилось и мое отношение к людям с инвалидностью. Раньше при виде их мне становилось как-то неловко, грустно, где-то я чувствовала себя виноватой за то, что я стою такая здоровая, где-то пугалась таких людей. Сейчас я понимаю, что любой человек, с инвалидностью и без — в первую очередь человек. Мои близкие также стали по-другому относиться к людям с нарушениями здоровья. Мама говорит, что раньше не замечала незрячих в нашем городе, а теперь замечает и всегда помогает.

 

 

Почему вы решили принять участие в «Эстафете успешности»?

Я хочу поделится своим опытом, зарядить своей мотивацией, объяснить, что если получилось у меня, значит у других точно получится, ведь барьеры у нас в голове. Также хотелось бы почерпнуть что-то новое и для себя. Такие мероприятия помогают мотивировать окружающих на действия и поддерживают людей в трудную минуту, развеивают сомнения.    

Желаю молодым людям с инвалидностью брать ситуацию в свои руки и начинать что-то делать. Не получилось — делать что-то другое, не получилось снова, но хочется именно это — значит искать способы, как сделать. Главное — не сидеть сложа руки.