Мария Гудова, дизайнер-куратор

21.10.2019

Мария Гудова, дизайнер, 36 лет, Москва,
3 группа инвалидности по слуху.

Для Марии дизайн не просто профессия, а образ жизни. Работала моделлером компьютерных персонажей в игровой индустрии, художником по текстурам. Сегодня курирует направление Дизайн в Everland и помогает начинающим дизайнерам с инвалидностью расти в профессии

Мария, расскажите немного о себе, своих интересах и увлечениях. Когда к вам в голову впервые пришла мысль стать дизайнером?

Еще в школьные годы у меня обнаружились способности к рисованию, потом я увлекалась компьютерной графикой, в частности 3D графикой. Но тогда не думала становиться дизайнером, пока не встал вопрос, куда поступать после школы.

Расскажите, Мария, как вам как человеку с нарушениями слуха давалось обучение на дизайнера. Это было обычное учебное заведение или специализированное, где учатся только люди с проблемами слуха?

Сначала я училась в спецгруппе в Московском математическом колледже, а потом уже наравне со слышащими в МЭИ, на факультете дизайна. Но на момент поступления у меня уже были познания, к которым сама пришла, так как это было моим хобби в школьные годы.

Дизайн — это призвание или у вас были какие-то альтернативные варианты, на кого пойти учиться?

Были варианты — нейрохирург, астрофизик или археолог. Ну вот так получилось. На нейрохирурга, как оказалось, не берут с нарушениями слуха. По остальным двум направлениям были опасения в плане возможности найти нормальную работу — тогда был конец 90-х, и все в стране было очень неоднозначно.

Насколько вам было сложно найти себе работу после обучения?

Уже во время обучения нашла работу не совсем по профилю, а в индустрии компьютерных игр, в молодой компании. Как это сейчас говорят — попала в стартап. Была 3D-моделлером персонажей и по совместительству художником по текстурам. Тогда трехмерщики были редкостью, и даже такие самоучки, как я, были нарасхват. Это стало хорошим стартом.

Если человек с инвалидностью трудоустраивается впервые, как ему побороть в себе некоторую неуверенность?

Как и в день экзамена. Настроиться на уверенность. Я неоднократно замечала, что если на экзамене бодро начать рассказывать про что-то, преподаватель, как правило, после первых двух предложений перерывал и ставил пять. Точно так же и на собеседовании.

Вы помните свой первый рабочий день? Что пришлось в себе преодолевать, чему надо было учиться в начале вашей карьеры?

Да помню, но не могу сказать, что было сложно. Просто делала свое дело и периодически списывалась с остальными членами команды. Приходилось периодически восполнять пробелы по ходу дела: либо искала решение в справочниках и интернете, либо методом научного тыка.

Влияет ли то, что вы почти не слышите, на коммуникацию с другими людьми, с вашими клиентами? Как вы для себя решили эту задачу общения?

В интернете — никак не влияет. Если только не порываются мне позвонить, но я объясняю ситуацию. В жизни иногда приходится просить говорить помедленнее или отчетливее.

В чём именно заключается работа дизайнера? Какие задачи приходится вам решать каждодневно?

Дизайнер должен уметь создавать не только привлекательные материалы, но и, что немаловажно, удобные, с легко считываемой информацией. Красота при нечитаемости и наоборот — не дело. В отношении сайтов и мобильных приложений очень важно юзабилити. И это приходится ежедневно решать.

Чем вам нравится ваша работа? Что она вам даёт и как помогает развиваться?

Люблю работу за творческую составляющую, но не лишенную некоторой необходимости в логическом мышлении. Это удовольствие — видеть, как проекты воплощаются с нуля до готовых макетов.

Какие из своих проектов вы считаете удачными? Какие больше всего вам запомнились за время работы в Everland и в чём их особенности?

Если брать в области графического дизайна, то это фирменный стиль и лендинг для одной школы переводчиков. На данный момент это любимый проект: клиент был лояльный, у него были пожелания только к цвету, а остальное оставил на мое усмотрение. Этот проект как раз был сделан в Everland.

Что бы вы посоветовали начинающим дизайнерам, кто стремится достичь вершин в своей профессии?

Развивать вкус и насмотренность. Это самая большая проблема: технически можно изучить программы в совершенстве, но вкус тоже требует развития. Музеи, выставки, мониторинг работ на Behance и Dribble, например.

Как научиться верить в себя и свои возможности и делать поистине классные проекты? В чём заключается ваш стимул, чтобы постоянно двигаться вперёд?

Ну тут вопрос скорее к психологам, так как у людей причины неуверенности в себе бывают разные. У меня всегда была мощная поддержка со стороны родных, коллег и начальства — всегда везло с людьми. Я, в принципе, всегда благожелательно отношусь к людям, видимо, получаю то же самое в ответ. Насчет стимула не скажу, по сути, дизайнер не только профессия, но и образ жизни.

Мария, как вы считаете, что отличает профессионала в какой-либо области от того человека, кто просто хорошо делает свою работу? Какие критерии, на ваш взгляд, говорят о профессионализме человека?

Не скажу за другие области, но профессионала отличает наметанный глаз, умение быстро найти удачное визуальное решение, что невозможно без хорошего опыта и постоянного самосовершенствования.